Контрольная работа по «Экологическому праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

Право природопользования может рассматриваться в различных аспектах. В объективном смысле право природопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность физических и юридических лиц по использованию природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных экономических, экологических и иных потребностей граждан, организаций, общества и государства. В субъективном смысле право природопользования - это мера возможного поведения субъектов природопользования при осуществлении указанной выше деятельности.

Содержание работы

1. Право общего природопользования ..………….……………………………
2. Эколого-правовой режим водопользования ………….……………………
3. Задача …………………………………………………………………………
Список использованных источников …………………………………………

Файлы: 1 файл

к.р. эколог.право.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

по дисциплине: «Экологическое право»

 

 

 

 

                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

 

 

Содержание 

 

 

 

1. Право общего природопользования ..………….……………………………

2. Эколого-правовой режим водопользования ………….……………………

3. Задача …………………………………………………………………………

Список использованных источников …………………………………………  

3

12

19

23

 

 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

1.    Право общего природопользования  

 

Право природопользования может рассматриваться в различных аспектах. В объективном смысле право природопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность физических и юридических лиц по использованию природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных экономических, экологических и иных потребностей граждан, организаций, общества и государства. В субъективном смысле право природопользования - это мера возможного поведения субъектов природопользования при осуществлении указанной выше деятельности.

В юридическом смысле "природопользование" - понятие  собирательное, объединяющее его различные  формы, виды и подвиды1.

В зависимости от вида используемого природного объекта  выделяют:

- право землепользования,

- право водопользования,

- право недропользования,

- право лесопользования,

- право пользования животным миром,

- право пользования атмосферным воздухом,

- комплексное природопользование, т.е. пользование несколькими природными объектами.

Каждый из указанных  выше видов природопользования можно подразделить на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может использоваться для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д.; леса - для заготовки древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, для ведения охотничьего хозяйства, для оздоровительных, научных и иных целей; недра - в целях геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, размещения подземных объектов, захоронения отходов; животный мир - для охоты, рыболовства и т.д. Цели использования природных объектов определены природоресурсным законодательством.

В зависимости от юридического титула, на котором основано право  природопользования, выделяют:

- непосредственное природопользование, осуществляемое собственниками природных объектов,

- производное природопользование, осуществляемое на основе иного  вещного или обязательственного  права.

В зависимости от срока  пользования различают:

· бессрочное,

· долгосрочное,

· краткосрочное.

В зависимости от способа  использования различают право природопользования, осуществляемое:

· с изъятием природного ресурса,

· без изъятия природного ресурса из природной среды.

В зависимости от субъекта, объекта и цели природопользования (комплексный критерий) выделяют природопользование:

· общее - осуществляется гражданами в силу принадлежащих  им естественных прав для удовлетворения своих личных потребностей, например, пользование атмосферным воздухом, водными объектами для удовлетворения питьевых, бытовых и рекреационных  нужд, сбор в лесах грибов, ягод, других общедоступных лесных ресурсов и т. п. Реализация права общего природопользования не нуждается в каком-либо юридическом оформлении;

· специальное - осуществляется гражданами и юридическими лицами, как правило, для предпринимательских целей, нуждается в получении особого разрешения от государственных органов, оформлении иных правоустанавливающих документов.

Общее природопользование является общедоступным, т.е. не требует  в каждом конкретном случае особого  разрешения со стороны компетентных государственных органов, а также юридических или физических лиц, за которыми природные объекты закреплены в пользование. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду. Право на такое пользование природными объектами возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. При этом, однако, в ряде случаев устанавливаются пределы и условия общего пользования природными ресурсами.

В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее землепользование. Однако в составе земель городов  предусмотрен такой вид земель, как земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах, которые состоят из земель:

- используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки и т.п.);

- служащих для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, лесопарки, пляжи, водоемы и т.п.);

- полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов;

- других земель, служащих для удовлетворения нужд города.

Каждый соответственно осуществляет свое право общего землепользования на названных землях.

Категорию земельных  участков общего пользования вводит также Гражданский кодекс РФ. В соответствии со ст. 262 граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка2. Кроме того, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику. Эта норма касается, к примеру, ситуаций пребывания граждан у берегов водоемов, что, очевидно, необходимо для реализации права общего водопользования, на дорогах и т.д.

Можно в целом считать, что существует общее право прохода  и проезда по любым землям, если это не запрещено и не влечет за собой ущерба для землепользования, хотя в законе и нет такого ясно выраженного правила.

Закон «О недрах» также  закрепил право общего пользования ресурсами недр. Согласно ст. 19 собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Закон при этом оговаривает условие о том, чтобы общераспространенные полезные ископаемые не числились на государственном балансе, а работы по сооружению подземных сооружений проводились без применения взрывных работ.

Земельное законодательство также допускает возможность использования собственниками земельных участков и землепользователями в установленном порядке для нужд хозяйства имеющихся на земельном участке общераспространенных полезных ископаемых, торфа, пресных подземных вод.

Достаточно полно и четко право общего пользования водами и лесами выражено в лесном и водном законодательстве.

Граждане имеют право  бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных  нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Так, запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья.

Осуществляя право свободного пребывания в лесах, граждане обязаны  соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников и гнезд птиц, а также соблюдать другие требования законодательства России.

В то же время пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством субъектов РФ, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехово-промыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в государственных природных заповедниках, национальных парках, природных парках и на других особо охраняемых природных территориях - в связи с установленным на них режимом лесопользования.

Общее водопользование  традиционно предусматривается  российским водным законодательством. В соответствии с Водным кодексом РФ общее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Оно может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения лицензии на водопользование. Общее водопользование реализуется в целях забора воды для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, плавания на маломерных плавательных средствах, водопоя скота.

Однако общее водопользование  предполагает обязательное соблюдение правил охраны жизни людей на водных объектах, а также условий, устанавливаемых  органами исполнительной власти субъектов  РФ по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора и другими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов в пределах их компетенции.

Органы местного самоуправления устанавливают места, где запрещены  забор воды для питьевого и  хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, плавание на маломерных плавательных средствах, водопой скота, а также определяют иные условия общего водопользования на водных объектах, расположенных на территориях городских, сельских поселений и других муниципальных образований. О запрещении купания и иных подобного рода условиях осуществления общего водопользования население оповещается через средства массовой информации, специальными информационными знаками или иными способами. К сожалению, решение о запрещении купания все чаще принимается по санитарным соображениям из-за высоких уровней химического и биологического загрязнения водоемов.

Водный кодекс РФ выделяет как самостоятельную разновидность  водных объектов объекты общего пользования. Водные объекты общего пользования - это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Для общего пользования предназначается, однако, не весь водоем, а лишь полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования. При этом каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться ей для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств.

Общее водопользование  на обособленных водных объектах, находящихся  в муниципальной собственности, допускается на условиях, установленных соответствующими органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда. Орган местного самоуправления обязан объявить в установленном порядке об условиях общего водопользования или о его запрещении на водном объекте, находящемся в муниципальной собственности.

Общее водопользование  на обособленных водных объектах, находящихся  в собственности граждан или  юридических лиц, допускается на условиях, установленных собственником по согласованию со специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда, в соответствии с законодательством РФ. Собственник обособленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользования или о его запрещении.

Если условия общего водопользования или его запрещение не объявлены, то общее водопользование  осуществляется в соответствии с  водным законодательством РФ. Порядок  объявления условия общего водопользования  и его запрещения устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ3.

Федеральный закон «О животном мире» прямо не предусматривает  права общего пользования животным миром. Более того, ст. 33 устанавливает, что объекты животного мира могут  предоставляться юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Однако Положением о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова регулируется лицензионный порядок лова лишь ценных видов рыб, водных животных и растений. Спортивный и любительский лов видов, не отнесенных к ценным, не в целях извлечения доходов осуществляется свободно.

Информация о работе Контрольная работа по «Экологическому праву»