Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 06:24, контрольная работа

Описание работы

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей среды или как нарушение правил охраны труда?
Дайте разъяснение по данному вопросу.
Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будут охраняться с помощью экологического законодательства

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Экологическое право - копия.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Юриспруденция»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

 

 

 

 

 

Шпак Лидия Вячеславовна

2 курс/форма обучения сокращенная

№ зачетной книжки 32103642

Группа 3210032018

Дом адрес: ЯНАО, г. Губкинский, мкр.9, д.30, кв. 31

тел. 8 922 281 43 15

Место работы: ОАО «Сибирское управление

по строительству скважин»,

специалист по персоналу

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель                                               Н.В. Данилова

 

 

г. Тюмень 2012

 

 

  1. При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей среды или как нарушение правил охраны труда?

Дайте разъяснение по данному вопросу.

Каковы юридические  признаки, при наличии которых  воздух, вода и почва будут охраняться с помощью экологического законодательства?

 

Загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами (свыше предельно допустимых концентраций) при наличии основания следует квалифицировать как нарушение правил охраны труда. На эту особенность квалификации преступного деяния справедливо указывало ныне отмененное Постановление Пленума ВС СССР от 07.07.1983 №4 «О практике применения судами законодательства об охране природы» (абз. 3 п. 4). Действующее Постановление Пленума ВС РФ от 05.11.1998 №14 разъяснений по данному поводу не содержит.

Ситуация изложенная в задаче должна быть квалифицирована как нарушение охраны труда, т.к. по условиям задачи не сказано было ли попадание этого загрязненного воздуха в атмосферу. А если такое имело место, то можно говорить еще и о нарушении правил охраны окружающей природной  среды.

Грань разделяющая нарушение правил охраны окружающей среды или как нарушение правил охраны труда состоит в том, что имел ли место юридический факт приводящий к возникновению экологических правоотношений, а соответственно и к ответственности за нарушения норм экологического законодательства.

Для возникновения, изменения или прекращения экологических правоотношений недостаточно одних только эколого-правовых норм. Например, наличие права на земельный участок, приобретенный из земельного массива муниципальной собственности, возникает после отвода его в натуре, регистрации права собственности на этот участок, выдачи собственнику соответствующих документов и т.д.

Иначе говоря, для реализации эколого-правовой нормы и возникновению в связи  с этим экологического правоотношения необходимы обстоятельства, имеющие юридическое значение. В частности, юридическое значение имеет в вышеуказанном примере не всякий отвод земельного участка в натуре, а только такой, который совершен соответствующими землеустроительными органами в силу специально принятого административного акта, и т.п.

Эти обстоятельства, имеющие юридическое  значение, являются юридическими фактами, и только при их наличии могут  возникать, изменяться и прекращаться экологические правоотношения.

Как юридические факты, указанные  обстоятельства характеризуются тремя признаками:

а) объективностью существования. Например, не может играть роль юридического факта намерения субъектов экологических  правоотношений – собственника земельного участка и мелиоративной организации  – о заключении договора о мелиорации этого участка.

Данные намерения обретут статус юридического факта лишь при наличии  заключенного и документально скрепленного договора на осуществление этой мелиорации;

б) конкретностью проявления. Так, нельзя считать конкретным юридическим  фактом устоявшееся общественное мнение о том или ином лице, что оно осуществляет незаконную охоту (браконьерство) систематически и в крупных размерах, но никто не может конкретно подтвердить время, место и вид отстрелянного дикого животного;

в) соответствием структуры данного факта параметрам, отраженным в законе.

Юридический факт является связующим  звеном между правовой нормой и правоотношением, и это звено выражается в форме  либо человеческого поведения, либо события, которое нельзя отнести  к человеческому поведению. Например, незаконная охота является основанием лишения нарушителя прав на охоту, т.е. поведением человека, породившем охранительное правоотношение по лишению его этих прав. Превышение же численности особей животного мира является событием, порождающим правоотношения по регулированию этой численности.

Если поведение всегда является волевым актом людей, проходящим через определенную мотивацию, то событие  объективно по своему происхождению, т. е. независимо от воли и сознания людей. Так, человека никто не может принудить к совершению незаконной охоты, он всегда в состоянии противостоять такому принуждению. Возрастание же численности дикой фауны зависит от природных факторов, а не от человека.

Несмотря на различный источник происхождения, поведение людей  как волевые акты и события как возникающие не по воле людей обстоятельства зачастую перекрещиваются между собой в причинно-следственных связях. Например, осуществление вторжения в природные процессы без учета будущих последствий влечет за собой глубокие негативные изменения в окружающей природной среде, т. е. события, на которые человек уже не в состоянии воздействовать. Иначе говоря, поведение порождает событие, и управляемые обстоятельства превращаются в неуправляемые.

Поведение людей как юридический  факт можно подразделять на два вида: действия и бездействие. Рассмотрим их по отдельности:

1.Действия людей как  юридический факт подразделяются, в свою очередь, на правомерные  и неправомерные. Так, правомерным  является совершенное в установленном  порядке лицензирование мелиоративной деятельности; неправомерным является осуществление этой подлицензионной мелиоративной деятельности с нарушением установленных правил. Первый юридический факт является основанием возникновения правоотношений по осуществлению мелиорации земель. Второй юридический факт – основанием для лишения лицензии и прекращения мелиоративной деятельности. Действия людей как юридический факт могут выражаться как со стороны людей, не облеченных никакой властью, так и со стороны лиц, обладающих определенными властными полномочиями. Например, покупка земельного участка с находящимися на нем природными объектами является действием человека, не облеченного властными правомочиями; регистрация же этой покупки и выдача лицензии на определенный вид природопользования является действием субъекта экологических правоотношений, наделенного властными правомочиями. В силу этого результаты действий могут выражаться либо в виде определенных актов (сделки и др.), либо в виде определенных решений и распоряжений компетентных в том государственных органов и должностных лиц.

2.Бездействие людей как  юридический факт также может  быть правомерным или неправомерным.  К числу правомерных бездействий  можно отнести, например, консервацию  деградированного земельного участка  и оставление его без эксплуатации на восстановительный период. К числу неправомерных бездействий можно отнести оставление без использования земельного участка, который по своему целевому назначению и состоянию должен использоваться для сельскохозяйственных целей.

По своей роли в экологических правоотношениях юридические факты можно подразделить на три группы:

1.Правоустанавливающие  факты, т.е. такое поведение  людей или такие события, которые  являются основанием возникновения  прав и обязанностей субъектов  правоотношения, а значит, и возникновения экологических правоотношений.

2.Правоизменяющие факты,  т.е. поведение людей или события,  влекущие за собой изменение  сложившихся правоотношений.

3.Правопрекращающие факты,  т.е. такое поведение людей  и такие события, которые влекут  за собой прекращение экологических правоотношений. Например, истечение установленного срока пользования животным миром и нарушения законодательства о порядке пользования объектами животного мира являются основанием прекращения правоотношений по использованию этих объектов (ст. 47 ФЗ О животном мире).

 

  1. Областная прокуратура провела проверку соблюдения экологического законодательства при эксплуатации лечебно-оздоровительных учреждений области. В процессе проверки установлены факты недобросовестного выполнения требований закона со стороны инспекторов горно-геологической инспекции. Так, государственный инспектор К. установил, что в санатории «Колос» отсутствуют ограждения охранной зоны строгого режима источников лечебных средств. По данному факту инспектор вынес предписание, в котором администрации санатория «Колос» предложено восстановить ограждение охранной зоны строгого режима, вопрос об ответственности не ставится. Предписание в установленный срок не выполняется, в инспекцию поступает вновь ходатайство о  продлении срока на восстановление ограждений. И вновь инспекцией не решается вопрос об ответственности за невыполнение предписания, а выносится второе предписание о восстановлении ограждений охранных зон строгого режима на двух скважинах лечебных минеральных вод и устанавливается новый срок исполнения. Главный врач санатория «Колос» издает приказ, в соответствии с которым за недостаточный контроль по соблюдению режима эксплуатации скважин минеральных вод инженеру В. Объявлено замечание, а от заместителя главного врача по административно-хозяйственной части П. потребовано восстановить ограждение охранной зоны строгого режима скважин минеральных вод. Однако на момент прокурорской проверки ограждение установлено только на одной из скважин. Фактически все предписания инспекции не выполнены.

Какие меры должен предпринять инспектор в случае выявления факта экологического правонарушения?

Несут ли должностные лица органов государственно экологического контроля ответственность за недобросовестное отношение выполнение своих обязанностей?

 

Согласно ст. 66 ФЗ «Об охране окружающей среды»:

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных  обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном  порядке:

посещать в целях проверки организации, объекты хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, в том числе объекты, подлежащие государственной охране, оборонные объекты, объекты гражданской обороны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами;

проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области  охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих  устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;

предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;

привлекать  к административной ответственности  лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

осуществлять  иные определенные законодательством  полномочия.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обязаны:

предупреждать, выявлять и пресекать нарушение  законодательства в области охраны окружающей среды;

разъяснять  нарушителям законодательства в  области охраны окружающей среды  их права и обязанности;

соблюдать требования законодательства.

При обнаружении  экологического правонарушения государственный  инспектор по охране природы составляет протокол об экологическом правонарушении.

На основании  протокола об экологическом правонарушении соответствующий государственный  инспектор по охране природы (в пределах своих прав) принимает решение  о применении к нарушителю одной или одновременно нескольких мер воздействия в зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения:

а) дает Предписание  об устранении экологического правонарушения;

б) выносит Постановление  о наложении штрафа за административное правонарушение;

в) выносит Постановление  о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде;

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"