Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 17:29, контрольная работа

Описание работы

1.При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей среды или как нарушение правил охраны труда?
2.Областная прокуратура провела проверку соблюдения экологического законодательства при эксплуатации лечебно-оздоровительных учреждений области. В процессе проверки установлены факты недобросовестного выполнения требований закона со стороны инспекторов горно-геологической инспекции. Так, государственный инспектор К. установил, что в санатории «Колос» отсутствуют ограждения охранной зоны строгого режима источников лечебных средств.
3.Решением городской администрации с организации было взыскано 100 тыс. рублей в счет погашения ущерба, причиненного сбросом неочищенных вод в водоем общего пользования. Организация — причинитель вреда — обратилась в арбитражный суд с просьбой о признании данного взыскания недействительным с возвращением взысканной суммы на том основании, что организация постоянно перечисляет в бюджет плату за нормативные и сверхнормативные сбросы вредных веществ.

Файлы: 1 файл

Ekologicheskoe_pravo_.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача № 1

При рассмотрении судом уголовного дела главного инженера завода возник вопрос о том, как квалифицировать  загрязнение воздуха рабочей зоны производственных помещений вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций: как нарушение правил охраны окружающей среды или как нарушение правил охраны труда?

Дайте разъяснение по данному вопросу.

Каковы юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будут охраняться с помощью экологического законодательства?

 

Решение

Я считаю, что в данном случае имеет  место быть нарушение правил охраны труда. Так как в соответствии со ст.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ, под атмосферным воздухом понимается жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Следовательно, воздух рабочей зоны производственных помещений объектом экологических правоотношений не является и в качестве объекта охраны со стороны экологического права выступать не может.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. В ст. 36 Конституции РФ установлено свободное осуществление владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами их собственниками при соблюдении следующих трех условий:

1) ненасенение ущерба окружающей  среде;.

2) ненарушение прав и законных  интересов иных лиц, к ним  относятся и экологические права  и интересы;

3) соблюдение условий и порядка  пользования землей.

Право на благоприятную окружающую среду образует своеобразное ядро всей системы экологических прав граждан и соотносится с ними как цель и средства ее достижения. Иные экологические права служат гарантиями его реализации. Рассматривая право на благоприятную окружающую среду, современные исследователи первостепенное значение придают четкому определению критериев благоприятности окружающей среды.

В общем, я считаю, что принадлежность природных объектов, таких как  воздух, вода и земля, к экологическому законодательству будет зависеть от объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон правоотношений, их рационального использования, а также  от масштаба и серьезности последствий нарушений законодательства в области охраны природных объектов окружающей среды (если таковое имело место быть).

Задача № 2.

Областная прокуратура провела  проверку соблюдения экологического законодательства при эксплуатации лечебно-оздоровительных  учреждений области. В процессе проверки установлены факты недобросовестного  выполнения требований закона со стороны инспекторов горно-геологической инспекции. Так, государственный инспектор К. установил, что в санатории «Колос» отсутствуют ограждения охранной зоны строгого режима источников лечебных средств.

По данному факту инспектор  вынес предписание, в котором администрации санатория «Колос» предложено восстановить ограждение охранной зоны строгого режима, вопрос об ответственности не ставится. Предписание в установленный срок не выполняется, в инспекцию поступает ходатайство о продлении срока на восстановление ограждений. И вновь инспекцией не решается вопрос об ответственности за невыполнение предписания, а выносится второе предписание о восстановлении ограждений охранных зон строгого режима на двух скважинах лечебных минеральных вод и устанавливается новый срок исполнения. Главный врач санатория «Колос» издает приказ, в соответствии с которым за недостаточный контроль по соблюдению режима эксплуатации скважин минеральных вод инженеру В. объявлено замечание, а от заместителя главного врача по административно-хозяйственной части П. потребовано восстановить ограждения охранной зоны строгого режима скважин минеральных вод. Однако на момент прокурорской проверки ограждение установлено только на одной из скважин. Фактически все предписания инспекции не выполнены.

Какие меры должен предпринять инспектор  в случае выявления факта экологического правонарушения? Несут ли должностные лица органов государственного экологического контроля ответственность за недобросовестное выполнение своих обязанностей?

 

Решение

В соответствии с ФЗ «Об особо  охраняемых природных территориях» к таковым относятся участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

При обнаружении экологического правонарушения государственный инспектор по охране природы составляет протокол об экологическом правонарушении, на основании которого принимает решение о применении к нарушителю одной или одновременно нескольких мер воздействия в зависимости от тяжести совершенного экологического правонарушения:

  1. дает предписание об устранении экологического правонарушения
  2. выносит постановление о наложении штрафа за административное

правонарушение;

  1. выносит постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, а в случае отказа добровольно возместить вред предъявляет соответствующий иск в суд;
  2. направляет руководству организации представление о применении мер дисциплинарного взыскания к правонарушителю;
  3. направляет материалы в следственные органы для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности за экологическое преступление.

Наиболее распространенной мерой административного пресечения является привлечение виновных к административной ответственности, как правило, путем взыскания административного штрафа с правонарушителей. Целью взыскания административного штрафа с нарушителей правил охраны окружающей среды является: прекращение их противоправного поведения. Особенностью правового регулирования административной ответственности за экологические правонарушения является то, что административная ответственность установлена несколькими федеральными законами - Законом «Об охране окружающей природной среды», Кодексом РФ об административных правонарушениях, Земельным кодексом, Законом «Об особо охраняемых природных территориях» и др.

Поэтому, я считаю, что после  второго предписания, вынесенного государственным инспектором, на администрацию санатория «Колос» должен быть наложен административный штраф.

Экологические правонарушения делятся  на преступления и проступки, среди  последних различают административные проступки, дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты. Соответственно, совершение правонарушения может повлечь наступление уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 15 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

Задача № 3.

Решением городской администрации  с организации было взыскано 100 тыс. рублей в счет погашения ущерба, причиненного сбросом неочищенных  вод в водоем общего пользования. Организация — причинитель вреда  — обратилась в арбитражный суд с просьбой о признании данного взыскания недействительным с возвращением взысканной суммы на том основании, что организация постоянно перечисляет в бюджет плату за нормативные и сверхнормативные сбросы вредных веществ.

Каков порядок возмещения вреда природной среде? Был ли он нарушен?

Дайте оценку доводам истца. Какое  решение должен принять суд?

 

Решение

В соответствии со ст.87 Закона “Об  охране окружающей природной среды” возмещение вреда, причиненного природной  среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Выяснение обстоятельств дела об экологическом  правонарушении и выявление его  последствий производится органами государственного экологического контроля. Первичным документом, которым оформляется факт экологического правонарушения, является протокол об экологическом правонарушении. Рассмотрев дело об экологическом правонарушении, должностное лицо (комиссия по делам об экологических правонарушениях)) государственного органа выносит Постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде. Полученные данные о причиненных убытках, включая упущенную выгоду, оформляются Актом о размерах причиненных убытков, который прилагается к Постановлению. Копия постановления вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Таким образом, правонарушителю предлагается добровольно возместить причиненный вред. При неисполнении нарушителем постановления органы государственного экологического контроля могут предъявлять в суд или арбитражный суд иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

При возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, применяются обычные  формы возмещения вреда – натуральная  и стоимостная. К натуральным формам возмещения можно отнести меры по восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда, предоставление равноценного природного ресурса взамен утраченного или выведенного из хозяйственного оборота, строительство и передача истцу сооружений по воспроизводству и восстановлению утраченного. Однако согласно ст. 87 Закона “Об охране окружающей природной среды” возмещение вреда в натуре возможно только с согласия сторон, участвующих в деле. В случае возмещения вреда правонарушителем в добровольном порядке в натуральной форме заключаются соответствующие договоры и (или) соглашения, регламентирующие порядок, условия, сроки и объемы возмещения причиненного вреда.

К стоимостным формам возмещения вреда  можно отнести предоставление финансовых средств для восстановления состояния окружающей среды до исходного к моменту причинения вреда, финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов, возмещение истцу иных убытков включая упущенную выгоду. Возможен смешанный вариант, при котором в пользу потерпевшего часть средств компенсируется в денежной форме, а часть – путем выполнения восстановительных работ. Если ответчик уклоняется от выполнения возложенных судом обязанностей, суд, арбитражный суд по иску потерпевшей стороны принимает решение о взыскании ущерба в денежной форме, включая убытки вызванные неисполнением решения суда.

Из содержания ст.87 Закона “Об охране окружающей природной среды” следует, что иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, могут предъявляться специально уполномоченными органами государства в области охраны окружающей природной среды, прокурором, потерпевшей стороной.

Денежные средства, взыскиваемые с  причинителя вреда, направляются в  бюджетные экологические фонды.

Я думаю, что порядок возмещения вреда природной среде не был нарушен, городская Администрация действовала в соответствии с законом.

Суд должен отказать в иске, так  как городская Администрация  правомерно взыскала штраф  с организации. Дело в том, что  сбросы грязных  вод должны производиться в соответствии с нормами экологического законодательства, и ни в коем случае не должны сбрасываться в водоем общего пользования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

    1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М., 1993.
    2. Земельный Кодекс Российской Федерации N 136-ФЗ (Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года)
    3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ (Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года)
    4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) "Об охране окружающей среды" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об особо охраняемых природных территориях" (принят ГД ФС РФ 15.02.1995)
    5. ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ
    6. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 17.12.2009) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 07.07.2004)
    7. Н. В. Данилова. Экологическое право. Учебное пособие 2-е издание, исправленное и дополненное. Тюмень. 2007

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"