Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:23, контрольная работа

Описание работы

1. Порядок приостановления либо прекращения хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду
2. Аренда природных ресурсов
Задача 1


Вправе ли С. Совершать вышеуказанные действия? Какими правами обладает собственник земельного участка? Проанализируйте ситуацию, решите дело.
На земельном участке, предоставленном в собственность под строительство жилого дома, С. Решил прорубить скважину для обеспечения хозяйства водой и установить ветроэлектрогенератор. В рамках благоустройства земельного участка он срубил пять деревьев, произраставших на его земельном участке и затенявших его.

Файлы: 1 файл

Гот КР 3курс.docx

— 47.39 Кб (Скачать файл)

1. Порядок приостановления  либо прекращения хозяйственной  и иной деятельности, оказывающей  вредное воздействие на окружающую  среду

 

 

В соответствии со ст. 100 Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" при причинении экологического вреда, возникновении опасности  причинения экологического вреда в  будущем, нарушении требований в  области охраны окружающей среды  или невыполнении предписаний государственного органа, осуществляющего государственный  контроль в области охраны окружающей среды хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая  вредное воздействие на окружающую среду, может быть полностью или частично приостановлена до устранения выявленного нарушения.

Таким образом, основанием для  приостановления деятельности предприятия  может быть не любое воздействие  на окружающую среду, а лишь причиняющее  экологический вред или создающее  опасность причинения экологического вреда.

Согласно Положению о  порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042, факт причинения вреда  окружающей среде устанавливается  и фиксируется уполномоченными  государственными органами (Министерством  природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерством лесного хозяйства, Министерством сельского хозяйства  и продовольствия, их территориальными органами, Государственной инспекцией охраны животного и растительного  мира при Президенте Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными  органами).

Вред окружающей среде  считается причиненным при установлении одного из следующих фактов:

▪выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух от стационарного  источника выбросов с превышением  нормативов (временных нормативов) допустимых выбросов загрязняющих веществ  в атмосферный воздух,

▪выброс загрязняющего вещества в атмосферный воздух без разрешения на выбросы загрязняющих веществ  в атмосферный воздух, если получение  такого разрешения обязательно в  соответствии с законодательством, или в нарушение его условий, а также выброс загрязняющего  вещества в атмосферный воздух, поступающий  в результате незаконного сжигания или горения отходов и других материалов, аварийного загрязнения  окружающей среды,

▪концентрация в атмосферном  воздухе загрязняющего вещества с превышением норматива предельно  допустимой концентрации загрязняющего  вещества в атмосферном воздухе  или норматива ориентировочно безопасного  уровня воздействия данного загрязняющего  вещества в атмосферном воздухе  населенных пунктов и мест массового  отдыха населения и др.

Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц может быть приостановлена на основании решения (постановления):

- местного исполнительного  и распорядительного органа, Министерства  природных ресурсов и охраны  окружающей среды Республики  Беларусь, его территориальных органов  и их должностных лиц, иных  уполномоченных органов государственного  управления,

- суда.

 

 

 

 

2. Аренда природных  ресурсов

 

 

В соответствии со статьей 3 закона Республики Беларусь об аренде «Аренда допускается во всех отраслях народного хозяйства и может применяться в отношении имущества всех форм и видов собственности.

В аренду могут быть переданы:

    • земли и другие природные ресурсы;
    • предприятия (объединения), организации, структурные единицы объединений, производства, цехи, иные подразделения предприятий, организаций;
    • отдельные помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, сельскохозяйственная техника, инвентарь, инструмент, другие материальные ценности;
    • рабочий скот.

Законодательством Республики Беларусь устанавливаются виды (группы) предприятий (объединений), организаций и виды имущества, сдача которых в аренду не допускается.

В статье 1 Закона об охране окружающей среды термин природные ресурсы– компоненты природной среды, природные  и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут  быть использованы при осуществлении  хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов  производства и предметов потребления  и имеют потребительскую ценность.

Аренда земли представляет собой основанное на договоре временное  возмездное пользование земельным  участком.

Аренда земли является разновидностью срочного землепользования. Это единственный вид временного пользования землей, основанный на гражданско-правовом договоре. По этому  признаку аренда земли относится  к обязательственным правам на землю. Договор аренды - двухсторонний, возмездный, реальный, заключаемый на началах добровольности и равноправия сторон кроме тех случаев, когда заключение договора аренды является обязательным в соответствии с законодательством (ст.627, 623 ГК РБ). Поэтому условия аренды земельного участка определяются по соглашению сторон (ст.46 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Сторонами в договоре аренды земли являются арендодатель и арендатор.

Арендодателем может быть только собственник земельного участка, а также лица, управомоченные законодательством  или собственником сдавать земельный  участок в аренду (ст. 579 ГК РБ).

При аренде земель, находящихся  в государственной собственности, арендодателями являются сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и г. Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции. При аренде земель, находящихся в частной собственности, арендодателями являются граждане и  юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в  частной собственности. (ст. 44 Кодекса  Республики Беларусь о земле).

Арендаторами земельных  участков могут быть юридические  и физические лица Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные  юридические и физические лица, иностранные  государства, международные организации (ст.43 Кодекса Республики Беларусь о  земле). Иностранные субъекты могут  получить земельные участки только в аренду, кроме предприятий с  иностранными инвестициями и иностранных  государств в тех случаях, когда  им предоставляется право собственности  на землю.

Предметом договора аренды земли является индивидуально-определенный земельный участок, в отношении  которого должен быть указан его размер и качественная характеристика, а  также другие данные, позволяющие  точно установить объект аренды.

Срок аренды земельного участка  определяется договором (ст. 45 Кодекса  Республики Беларусь о земле). Для  всех видов аренды максимальный срок составляет 99 лет, а при аренде земельных участков для сельскохозяйственного использования он не должен быть менее 5 лет.

Содержание договора аренды земли, в том числе обязательные условия, определяются гражданским  законодательством. В соответствии со ст. 578 ГК законодательством могут  быть установлены особенности сдачи  в аренду  земельных участков и других обособленных природных  объектов. Если эти особенности не определены, применяются общие положения  об аренде, содержащиеся в ГК РБ(гл. 34 §1).

В настоящее время законодательством  предусмотрены особенности аренды земельных участков, находящихся  в частной собственности граждан  Республики Беларусь (ст. 47 Кодекса  Республики Беларусь о земле).

Аренда земель, находящихся  в государственной собственности, по целям использования и видам  земель не ограничивается. В аренду могут сдаваться земельные участки  из любых категорий земель, при  передаче их в аренду соответствующие  государственные органы определяют целевое назначение земельного участка.

Аренда  водных объектов и их частей  регулируется Водным кодексам Республики Беларусь (статья 28).

Водные объекты (их части), включенные в фонд рыболовных угодий и фонд охотничьих угодий, могут  быть предоставлены для ведения  рыболовного или охотничьего  хозяйства юридическим лицам  в аренду в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, либо в безвозмездное пользование  по решению Президента Республики Беларусь. Водные объекты (их части), не включенные в фонд рыболовных угодий, могут  быть предоставлены в аренду для  рыбоводства и других целей в  порядке и на условиях, установленных  Советом Министров Республики Беларусь, за исключением целей, указанных  в части второй статьи 25 настоящего Кодекса.

Арендодателями водных объектов (их частей) являются соответствующие местные  Советы депутатов, предоставляющие  в аренду водные объекты (их части) по согласованию с территориальными органами республиканского органа государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды и другими уполномоченными на то органами государственного управления.

Арендатор не вправе сдавать в субаренду  переданные ему по договору аренды водные объекты (их части).

Передача водных объектов (их частей) в аренду должна осуществляться с  учетом интересов населения, проживающего на прилегающей к передаваемому  водному объекту (его части) территории.

Участки лесного  фонда могут быть предоставлены  в аренду лесопользователям (кроме  случаев, предусмотренных статьей 61 настоящего Кодекса) для осуществления  одного или нескольких видов лесопользования.

Участки лесного фонда предоставляются  лесопользователям в аренду на основании  решений местных исполнительных и распорядительных органов, принимаемых  по согласованию с специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и  воспроизводства лесов или по результатам лесных аукционов.

Передача участков лесного фонда  в аренду оформляется договором  аренды участков лесного фонда, который  подлежит государственной регистрации  в соответствии с гражданским  законодательством Республики Беларусь.

В договоре аренды участков лесного  фонда указываются:

    • границы участков лесного фонда, передающихся в аренду;
    • виды лесопользования;
    • объемы (размеры) лесопользования;
    • сроки аренды (от одного года до пятнадцати лет);
    • размер арендной платы и порядок ее внесения;
    • обязанности сторон по охране, защите участков лесного фонда и воспроизводству лесов;
    • порядок оплаты лесопользователю проведенных им лесовосстановительных и лесохозяйственных работ;
    • иные условия пользования участками лесного фонда, предусмотренные законодательством Республики Беларусь и определенные по согласованию сторон.

Предоставление участков лесного  фонда в аренду должно осуществляться гласно, с учетом интересов граждан, проживающих на прилегающей к  передаваемому участку лесного  фонда территории, и установленных  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь требований в области  охраны окружающей среды и не должно противоречить установленному порядку  пользования этим участком лесного  фонда.

Участки лесного фонда, переданные в аренду, не подлежат передаче в  собственность арендатора по истечении  срока аренды. Выкуп арендованных участков лесного фонда запрещается.

Субаренда участков лесного фонда  запрещается. Арендаторы имеют преимущественное право возобновления договора на аренду после истечения срока  его действия при условии полного  выполнения предыдущих договоренностей  и предложении одинаковых с другими  кандидатами на аренду участка лесного  фонда условий аренды.

Отношения по аренде участков лесного фонда регулируются настоящим  Кодексом и иными нормативными правовыми  актами Республики Беларусь.(статья 45 Лесного кодекса Республики Беларусь)

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1

 

 

Вправе ли С. Совершать  вышеуказанные действия? Какими правами  обладает собственник земельного участка? Проанализируйте ситуацию, решите дело.

На земельном участке, предоставленном в собственность  под строительство жилого дома, С. Решил прорубить скважину для  обеспечения хозяйства водой  и установить ветроэлектрогенератор. В рамках благоустройства земельного участка он срубил пять деревьев, произраставших на его земельном участке и затенявших его.

 

 

Содержание права собственности  определяется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь о земле, Гражданским кодексам Республики Беларусь и другими нормативными актами, которые устанавливают круг собственников, формы собственности, основания возникновения права собственности, содержание и объекты права собственности, принципы осуществления защиты права собственности. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения имуществом. При этом правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом определяются в пределах, установленных законодательными актами

Гражданское законодательство относит право собственности  на землю к числу вещных прав (ст. 262 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК РБ)), независимо от формы собственности, в которой это право выступает. Признание права собственности на землю вещным правом обеспечивает юридическое равноправие различных форм собственности в гражданском обороте, способствует более широкому вовлечению земель, находящихся в государственной собственности, в гражданский оборот, предоставляет всем собственникам земли равную защиту их прав в соответствии с гражданским законодательством.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"