Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 04:07, контрольная работа

Описание работы

Экологическое правоотношение - это реально существующее общественное отношение, урегулированное нормами экологического права, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей.
Реальность экологического правоотношения проявляется в трансформировании общих правил, предусмотренных нормами экологического права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы (объективное право), в конкретные права и обязанности участников данного отношения (субъективное право).

Содержание работы

5. Содержание, возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений 3
15. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов 7
25. Основные права и обязанности недропользователей 10
35. Эколого-правовой режим пользования животным миром 15
Задача 5 26
Список использованной литературы 29

Файлы: 1 файл

П 11082203(х)К.р.Экологическое право.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

Юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера должного поведения участника экологического правоотношения. Юридическая обязанность отличается от субъективного права тем, что от нее субъект правоотношения не может отказаться. Неисполнение обязанности является основанием для применения юридической ответственности. Ответственность наступает также при ненадлежащем исполнении обязанности.

Юридическая обязанность является мерой поведения субъекта экологического правоотношения, определяемой законом  в целях охраны окружающей среды, обеспечения рационального природопользования, соблюдения экологических прав. Нарушение этой меры влечет нарушение субъективного права.

Юридические обязанности в экологическом  праве, относящемся к публичному праву, обладают той особенностью, что  в их основу положены как частные, так и публичные интересы. В связи с этим особое значение в экологическом праве имеют обязанности государства, его органов и должностных лиц. В рамках экологической функции государство обеспечивает общественные интересы. Поэтому права и обязанности государства, его органов и должностных лиц совпадают, объединяясь термином "полномочия"3.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения  экологических правоотношений являются юридические факты. Юридические  факты - это такие жизненные обстоятельства, с которыми нормы экологического права связывают возникновение, изменение или прекращение юридических отношений. Юридические факты вызывают наступление предусмотренных нормой юридических последствий.

Все юридические факты делятся  на действия и события. Действия всегда являются осознанными и волевыми актами поведения людей. Они делятся  на правомерные и неправомерные. Все действия классифицируются на юридические  акты и поступки. Юридические акты - действия, которые направлены на достижение определенных юридических последствий. К примеру, согласно ст. 14 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством РФ. Юридическим актом в данном случае будет обращение лица - владельца стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха в уполномоченный государственный орган за разрешением4.

Юридические поступки - это такие действия, которые независимо от намерения лица влекут возникновение юридических последствий, т.е. порождают, изменяют либо прекращают экологическое правоотношение. Например, намерение построить высокоскоростную магистраль Санкт-Петербург - Москва влечет необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду. До передачи материалов проекта на государственную экологическую экспертизу инициатор намечаемой деятельности обязан обеспечить согласование материалов с органами федерального надзора и контроля и органами местного самоуправления и получить их положительные заключения и (или) документы согласований.

В контексте  обсуждения вопроса о действиях  как формы юридических фактов, служащих основанием возникновения  экологических правоотношений, важно  обратить внимание на то, что необходимость их (действий) осуществления всеми субъектами экологического права, в том числе государства в лице уполномоченных органов, вытекает из закона. К примеру, одной из основных мер охраны окружающей среды является нормирование качества окружающей среды, требования которого определены Федеральным законом "Об охране окружающей среды". Определенные Правительством РФ уполномоченные государственные органы исполнительной власти обязаны обеспечить разработку и утверждение таких нормативов5.

Наиболее  существенной причиной низкой эффективности  экологического права в Российской Федерации является то, что специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды не совершают предусмотренные законодательством действия, то есть бездействуют. В значительной степени эта характеристика относится и к юридическим лицам.

События, в  отличие от действий, происходят помимо воли людей. Событием являются, к примеру, природные явления - землетрясения, наводнения и др., порождающие стихийные бедствия. Отношения по поводу таких природных явлений, вызывающих стихийные бедствия, также регулируются законодательством. По их поводу складываются экологические правоотношения.

15. Государственные кадастры  природных ресурсов и объектов

Государственным кадастром природных  ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и  технических показателей, характеризующих  качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование6.

Кадастры  ведутся по отдельным видам природных  ресурсов и по территориям. В соответствии с экологическим законодательством  ведется государственный земельный  кадастр, государственный кадастр  месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный кадастр объектов животного мира, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, государственный кадастр отходов. Особой разновидностью кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу РФ.

Наряду  с кадастрами отдельных природных  ресурсов и объектов в экологическом  законодательстве предусмотрено ведение  территориальных кадастров природных  ресурсов и объектов.

Государственные реестры природных объектов - новая  форма информационных документов об окружающей среде. Государственные реестры природных объектов представляет собой систематизированный свод документированных сведений о природных объектах, об их использовании, охране, собственниках, пользователях.

В Российской Федерации ведется государственный лесной реестр и государственный водный реестр.

Регулируется  ведение государственных кадастров  и реестров преимущественно природоресурсным законодательством на федеральном  уровне и на уровне субъектов РФ. При этом общие требования предусматриваются соответствующими кодификационными актами: Земельным кодексом РФ (ст. 70), Лесным кодексом РФ (ст. 91), Водным кодексом РФ (ст. 31), Федеральным законом "О животном мире" (ст. 14), Законом РФ "О недрах" (ст. 30), Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" (ст. 4), Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" (ст. 20). Согласно этим Законам порядок ведения соответствующего государственного кадастра и реестра устанавливается или специальными законодательными актами, или Правительством РФ7.

Ведение земельного кадастра регулируется Федеральным законом "О государственном земельном кадастре". Законом определяются полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в области осуществления деятельности по ведению государственного земельного кадастра, состав сведений и документов государственного земельного кадастра, ведение государственного земельного кадастра.

Государственный земельный кадастр содержит сведения о земельных участках; территориальных  зонах; землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; землях и границах субъектов РФ; землях и границах Российской Федерации.

На всей территории Российской Федерации ведение  государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и  представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Сведения  о состоянии и об использовании  земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках  вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. При этом в отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.

Порядок ведения иных кадастров  регулируется, в частности, Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. "О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира", Постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996 г. "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий", Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов"8.

Ведутся кадастры соответствующими государственными органами управления использованием и  охраной природных ресурсов и объектов. Работу по формированию территориальных кадастров природных ресурсов и объектов на подведомственной территории организуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Для этого они могут создавать территориальные кадастровые центры.

25. Основные права и обязанности недропользователей

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права  выделяется ряд классификаций видов  природопользования. Наиболее общей  является классификация, критерием  которой является объект природы. Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды: право землепользования; право недропользования; право водопользования; право пользования атмосферой; право лесопользования; право пользования растительным миром вне лесов; право пользования животным миром. Рассмотрим подробнее основные права и обязанности недропользователей.

В частях 1 и 2 статьи 22 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 18.07.2011) "О недрах" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011)9 определены исчерпывающие перечни прав и обязанностей пользователей недр. По сути, о тех же правах и обязанностях, но как о правах и обязанностях владельцев лицензий на пользование недрами говорится в п. 16 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. N 3314-1.

Так, в подп. 1 указанного пункта предусмотрено, что владельцы лицензий имеют право:

использовать  участки недр в установленных  границах для осуществления любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;

использовать  по своему усмотрению результаты своей  деятельности, включая долю добываемого  минерального сырья, которая по условиям лицензии передается в его распоряжение;

использовать  по своему усмотрению полученные им отходы горнодобывающего и связанных с  ним перерабатывающих производств (если иное не оговорено в лицензии);

ограничивать  застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленных  им участков недр в виде горных отводов;

проводить без дополнительного разрешения все виды геологического изучения недр за счет собственных средств в  пределах предоставленных им участков недр в виде горных отводов;

привлекать  на подрядных условиях исполнителей отдельных видов работ, связанных с пользованием недрами, которые принимают на себя ответственность за соблюдение стандартов (норм, правил) в области охраны недр и окружающей природной среды в процессе ведения указанных работ;

обращаться  в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра ее условий при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была выдана.

В соответствии с подп. 2 п. 16 названного Положения владельцы лицензий обязаны:

соблюдать требования законодательства РФ о недрах, утвержденных в установленном порядке  стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами;

соблюдать требования технических проектов и схем развития горных работ;

представлять  Геолкому России или его территориальному подразделению геологическую информацию, сведения о разведанных, извлекаемых  и оставляемых в недрах запасах  полезных ископаемых, содержащихся в  них компонентах, а также об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

представлять  при добыче подземных вод (в том  числе дренажных) в систему государственного мониторинга данные мониторинга  подземных вод в пределах района действия лицензии;

обеспечивать  безопасное для работников и населения  ведение работ, связанных с пользованием недрами;

соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и других объектов окружающей природной среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;

обеспечивать  приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при  пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего  использования;

обеспечивать сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и в иных хозяйственных целях, и ликвидацию в установленном порядке выработок и скважин, не подлежащих использованию;

обеспечивать  сохранность геологической или  иной документации, получаемой в процессе геологического изучения недр;

производить своевременное и правильное внесение платежей за право на пользование  недрами и прочих обязательных платежей.

Там же, в подп. 2 п. 16 Положения, установлено, что:

владелец  лицензии при осуществлении добычи полезных ископаемых обязан измерять объем и вес добываемого минерального сырья методами и способами, оговоренными в лицензии, и фиксировать данные в специальных журналах. Владелец лицензии не должен вносить какие-либо изменения в методику измерений или используемые приборы без уведомления Геолкома России или его территориального подразделения;

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"