Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Файлы: 1 файл

Экологическое право как отрасль права.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

13. Понятие и система международного экологического права. Принципы международного экологического права

Международное экологическое право - это совокупность принципов и норм международного права, регулирующих отношения его  субъектов в области ООС и  рационального природопользования.

Систему международного экологического права образуют правовые нормы - определения, принципы, предписания, запреты, процедуры, условия, подлежащие обязательному соблюдению при осуществлении  тех или иных видов деятельности и содержащиеся в двусторонних и многосторонних международных соглашениях, полностью или частично регулирующих межгосударственные и иные международные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Принципы международного экологического права Эти принципы можно разделить на две группы: основные и специальные. К основным относятся общие принципы международного права, которые имеют косвенное отношение к экологии и только при определенных обстоятельствах приобретают экологическое звучание. К ним относятся: 1) обобщающий принцип мирного сосуществования; 2) принцип поддержания мира и международной безопасности, из которого вытекают принципы территориальной целостности и нерушимости границ государств, запрещение применения силы и угрозы силы, мирное разрешение международных споров, международная ответственность стран; 3) принцип международного сотрудничества, из которого вытекает суверенное равенство государств и уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела и добросовестное выполнение международных обязательств; 4) принцип защиты прав человека, народов и наций, из которого следует уважение прав человека и его основных свобод и самоопределение народов и наций. Специальные принципы международного экологического права имеют прямое отношение к экологическим проблемам. К ним относятся: 1) принцип защиты ОС на благо нынешнего и будущего поколений; он означает обязанность государств предпринимать все необходимые действия по сохранению и поддержанию качества ОС; 2) общий принцип экологической безопасности отражает глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области ООС; 3) принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба, ограничивающий действия государств на своей территории, которые могут нанести ущерб состоянию ОС соседней страны, и означающий ответственность государств за нанесение экологического ущерба; 4) экологически обоснованное рациональное использование природных ресурсов планеты, пока что этот принцип в большой степени декларативен и не имеет четкого единообразного толкования, но его постепенное внедрение соответствует критериям Концепции устойчивого развития, связанным с использованием возобновляемых и не возобновляемых ресурсов; 5) принцип недопустимости радиоактивного заражения ОС, этот принцип касается как военной, так и мирной стороны использования ядерной энергии (примеры из отечественного законодательства); 6) принцип защиты экосистем Мирового океана обязывает страны принимать все требуемые меры по предотвращению загрязнения морской воды всеми возможными источниками; 7) принцип запрета военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по запрещению использования таких видов оружия, которые бы наносили необратимый вред природным экосистемам; 8) принцип контроля за соблюдением международных договоров по ООС предусматривает создание разветвленной сети не только национальных, но и международных органов мониторинга и контроля качества ОС; они должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе параметров и критериев, признанных на международном уровне; 9) принцип международно-правовой ответственности государств за нанесение ущерба ОС предусматривает ответственность стран на ущерб экосистемам за пределами национальной юрисдикции.

14. Подзаконные  акты как источники экологического  права. Экологическое законодательство  субъектов РФ. Решения судебных  органов

Подзаконные нормативные  акты как источники экологического права представляют собой документы правового характера, принимаемые Правительством РФ, правительствами республик, органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов

Конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, природопользование и охрану окружающей среды с учетом политических, социально-экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей региона.

В случае противоречия между  федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует  федеральный закон.

Нормативные правовые акты принимаются субъектами РФ в разных формах. В республиках-субъектах  РФ - это конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов (например, Устав города Москвы), кодексов (Земельный кодекс Республики Карелия, Экологический кодекс Башкортостана), законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают указы, постановления, распоряжения.

В рамках достаточно широко распространенной практики заключения соглашений о взаимной передаче своих  полномочий (ст. 78 Конституции РФ) между  Российской Федерацией и ее субъектами имеются многочисленные примеры  договоров в сфере природопользования и охраны окружающей среды (между Правительством РФ и правительствами Башкортостана, Свердловской области и др.).

В Конституции России предусмотрена  система юридических гарантий экологических  прав человека и гражданина. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

- судебная защита прав  и свобод и т.д.

Согласно Закону "Об экологической  экспертизе" заключение государственной  экологической экспертизы может  быть оспорено в судебном порядке (ст. 18). К примеру, центральный районный суд г. Хабаровска признал недействительным с момента утверждения положительное заключение государственной экологической экспертизы по материалам проекта "Сахалин-1" о строительстве морского терминала и незаконным решение ГУПР МПР России по Хабаровскому краю об утверждении заключения.

Заявители - граждане (жители Ульчского района Хабаровского края) и ДВ МЭОО "Экодаль" доказали, что  при проведении государственной  экологической экспертизы были нарушены требования законодательства РФ и важнейшие принципы экологической экспертизы - гласности, участия общественных организаций, учета общественного мнения; комплексности оценки воздействия на окружающую среду; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы.

Первоначально заявители  оспорили решение об утверждении  экспертизы по проекту, о котором  они случайно узнали спустя полгода  на Дне открытых дверей, который проводил ответчик - компания "Эксон Нефтегаз Лимитед". Когда же удалось ознакомиться с текстом самого заключения, истребованного судом, выяснилось, что при его подготовке и утверждении не принималось во внимание рыбохозяйственное значение залива Чихачева, где будет располагаться морской нефтеналивной терминал, а представители заинтересованного лица не смогли пояснить, на чем основано утверждение экспертной комиссии, что этот залив не относится к водоемам высшей рыбохозяйственной категории.

15. Правовой режим национальных и природных парков

С учетом специфики данного  вида особо охраняемой территории и  задач, которые на них возлагаются  при создании, на территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Для этого в пределах национальных парков могут быть выделены следующие функциональные зоны:

- заповедная, в  пределах которой запрещены любая  хозяйственная деятельность и  рекреационное использование территории;

- особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются  условия для сохранения природных  комплексов и объектов и на  территории которой допускается  строго регулируемое посещение;

- познавательного  туризма, предназначенная для  организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

- рекреационная,  в том числе предназначенная  для отдыха, развития физической  культуры и спорта;

- охраны историко-культурных  объектов, в пределах которой  обеспечиваются условия для их сохранения;

- обслуживания  посетителей, предназначенная для  размещения мест ночлега, палаточных  лагерей и иных объектов туристского  сервиса, культурного, бытового  и информационного обслуживания  посетителей;

- хозяйственного  назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

В районах проживания коренного населения на специально выделенных участках допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные  и народные промыслы.

Национальные  парки учреждаются постановлением Правительства РФ, принимаемым на основании представления органов  государственной власти субъектов  РФ и федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В отличие от национальных парков, которые являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения, природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Решение об их образовании принимают органы государственной власти субъектов РФ по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

На территории природных парков могут быть выделены природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные  и иные функциональные зоны, включая  зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.

Важнейшими  элементами обеспечения правового  режима природных парков являются запреты  на определенную деятельность. Так, на территории природных парков запрещается  деятельность, влекущая за собой изменение  исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. В границах природных парков могут быть также запрещены или ограничены виды деятельности, приводящие к снижению экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий.

16. Сущность  экологической проблемы. Причины  возникновения. Пути решения

Сущность современной  экологической проблемы заключается  в глобальном изменении природной среды существования человечества, в быстром уменьшении ее ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человеческого общества.

Природная среда  существования общества изменяется под воздействием как сугубо естественных земных и космических факторов, так и деятельности людей. Речь идет прежде всего о их производственной деятельности, в орбиту которой вовлекается все больше природного материала - недра земли, горные породы, почвы, леса, реки, моря и т.д. и которая нередко нарушает ход естественных процессов, что ведет порой к непредсказуемым последствиям.

В настоящее  время чаще всего отмечаются следующие  экологические проблемы:

+ рациональное  использование невозобновимых природных  ресурсов (полезных ископаемых, минеральных ресурсов);

+ рациональное  использование возобновимых природных  ресурсов (почв, вод, растительного  и животного мира);

+ борьба с  загрязнениями и другими поражениями  природной среды (ядохимикатами,  радиоактивными отходами и т.д.);

+ защита природы  от некомпетентного и безответственного  вмешательства в ее процессы.

Причины:

- за последние  сто пятьдесят - двести лет  уголь, нефть, газ огромная  их часть извлечена из недр  земли, возникла реальная опасность  их полного исчерпания в ближайшие несколько десятков лет.

- Некомпенсируемый  характер носит и все ускоряющаяся  вырубка лесов, в том числе  в России, Канаде, Бразилии и других  странах. В результате существенно  нарушился водный баланс, исчезли  многие реки и озера, ухудшилась  структура почв.

- Загрязнение  вод, в озера и реки попадают  многие тонны ядовитых химических  веществ.

Пути решения  Важнейшее значение для существования  человечества приобретает сохранение и улучшение почв, вод, растительного  и животного мира. В свое время  полезные решения в этом отношении предложил и реализовал великий русский ученый В.В.Докучаев (1846-1903). В своем классическом труде "Русский чернозем" он заложил основы генетического почвоведения, глубоко обосновал условия сохранения и воспроизводства плодородия земель. Он создал учение о географических зонах, дал научную классификацию почв.

На роль лесов  в улучшении почв указывал также  Д.И. Менделеев. Засадку лесом степных  массивов он считал соизмеримым с  защитой государства.

Необходима  защита животного и растительного мира. В целях воспроизводства и качественного улучшения животного и растительного мира необходимо вести селекционную работу по выведению новых видов растений и пород скота, улучшать работу в заповедниках, расширять их, улучшать их флору и фауну. Наконец, чрезвычайно важно усилить защиту лесов, рек, озер, морей и их обитателей от всякого рода браконьеров, наносящих огромный вред живой природе.

Особой важности задача состоит в рациональном использовании  водных ресурсов.

17. Правовой  режим государственных природных заповедников

Природные заповедники  являются особо охраняемыми природными территориями федерального значения.

Решение об учреждении государственного природного заповедника  в соответствии со ст. 8 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" принимает Правительство РФ по представлению специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. В том же порядке производится расширение территории государственного природного заповедника.

Природные комплексы  и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории государственных  природных заповедников полностью  изымаются из хозяйственного использования (ст. 6 указанного Федерального закона). На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая его задачам.

На территории заповедника допускаются мероприятия  и деятельность, направленные на:

- сохранение  в естественном состоянии природных  комплексов, восстановление и предотвращение  изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"