Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Файлы: 1 файл

Экологическое право как отрасль права.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность (статья 12 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"), включая и федеральные органы исполнительной власти в сфере экологического управления.

Непосредственные  полномочия Правительства РФ в сфере  экологии и охраны природы закреплены в статье 18 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-ФКЗ "О Правительстве  Российской Федерации":

· обеспечивает проведение единой государственной  политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической  безопасности;

· принимает  меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

· организует деятельность по охране и рациональному использованию  природных ресурсов, регулированию  природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

· координирует деятельность по предотвращению стихийных  бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Федеральными законами Правительству  РФ предоставлены полномочия по регулированию  различных правоотношений в сферах охраны окружающей среды и рационального  природопользования.

Специально уполномоченные органы.

К специально уполномоченным органам можно отнести:

· Министерство экологии и  природных ресурсов РФ;

· Федеральная  служба по надзору в сфере природопользования РФ (находится в ведении Министерства экологии и природных ресурсов РФ);

· Федеральная  служба по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ (находится  в ведении Министерства экологии и природных ресурсов РФ);

· Федеральная  служба по гидрометеорологии и мониторингу  окружающей среды РФ (находится в  ведении Министерства экологии и природных ресурсов РФ);

· Федеральное  агентство по недропользованию РФ (находится  в ведении Министерства экологии и природных ресурсов РФ);

· Федеральное  агентство водных ресурсов РФ (находится  в ведении Министерства экологии и природных ресурсов РФ);

· Федеральное  агентство лесного хозяйства  РФ (находится в ведении Минсельхоза  РФ);

· специально уполномоченные органы субъектов РФ (например, в  Челябинской области - Министерство радиационной и экологической безопасности Челябинской области).

Иные органы, имеющие отдельные полномочия в сфере экологического управления

Отдельные полномочия в сфере экологического управления имеются у ряда органов государственной  власти:

· Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ) в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· Федеральная  служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации) - в части санитарно-гигиенического нормирования, экологии человека, надзора за состоянием среды обитания человека;

· Министерство обороны РФ - в части экологического обеспечения Вооруженных Сил в целях сохранения и восстановления в ходе повседневной деятельности и боевой подготовки войск (сил) окружающей природной среды, а также снижения воздействия экологически неблагоприятных факторов на личный состав и объекты военной и социальной инфраструктур и другие.

29. Меры  охраны климатической системы

Климатическая система -- это не только атмосфера, она включает в себя и гидросферу (все океаны, моря, озера, реки), и  криосферу (поверхность суши, снег, морской и горный лед, а также  лед, содержащийся в материковых щитах Гренландии, Антарктиды и полярных островов), и, наконец, биосферу, объединяющую все виды живого..

Опасность неконтролируемого  изменения окружающей среды и  вследствие этого угроза существованию  на Земле живых организмов, в том  числе человека, потребовали решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. К таким мерам относятся создание безотходных технологий, очистных сооружений, упорядочение использования пестицидов, прекращение производства ядохимикатов, способных накапливаться в организме, рекультивация земель и пр., а также создание охраняемых территорий (заповедники, национальные парки и др.), центров по разведению редких и исчезающих животных и растений (в том числе для сохранения генофонда Земли), составление мировой и национальных Красных книг.

Природоохранительные  меры предусмотрены в земельном, лесном, водном и другом федеральном  законодательстве. Ответственность  за нарушения в области охраны природы предусмотрена в гл. 26 УК РФ, гл. 8 КоАП РФ, а также установлена гражданская ответственность по некоторым видам правонарушений.

Сотрудничество  с соседями привело Россию также  к необходимости создания двусторонних с ними организаций, к иным формам двустороннего контактирования по проблемам: озера Байкал (с Монголией); подготовки кадров для заповедников и национальных парков (с США); строительства водоочистных сооружений и завода по переработке отходов; удаления серы и внедрению экологически чистых технологий (с Финляндией); утилизации отходов свинокомплекса и очистки сточных вод (с Данией); создания системы радиологического мониторинга (с Германией); комплексного управления качеством воды (с Канадой); охраны вод и защиты от паводков (с Китаем).

30. Основные  управленческие функции в области охраны окружающей среды: правовое регулирование, нормирование

Государственное управление природопользованием и  охраной окружающей среды осуществляется органами исполнительной власти общей  компетенции и специально уполномоченными  органами в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Органами общей  компетенции, осуществляющими государственное  управление использованием и охраной  природных ресурсов, являются: Президент  РФ; Правительство России; Советы министров  республик в составе РФ; администрация иных субъектов РФ, а также органы местной администрации.

В соответствии со ст. 5 Закона "Об охране окружающей среды" 2002 г. к управленческим функциям органов государственной власти Российской Федерации в сфере  отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся (их много, некоторые из них):

· обеспечение  проведения федеральной политики в  области экологического развития РФ;

· разработка и  издание федеральных законов  и иных нормативных правовых актов  в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;

· разработка, утверждение  и обеспечение реализации федеральных  программ в области экологического развития РФ;

· объявление и  установление правового статуса  и режима зон экологического бедствия на территории РФ;

· координация  и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;

· организация  и проведение государственной экологической  экспертизы;

· взаимодействие с субъектами РФ по вопросам охраны окружающей среды

· организация  и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;

· обеспечение  населения достоверной информацией  о состоянии окружающей среды;

· образование  особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги РФ;

· осуществление  международного сотрудничества РФ в  области охраны окружающей среды;

К полномочиям  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  в той же сфере ст. 6 указанного Закона отнесены:

· определение основных направлений охраны окружающей среды на территориях субъектов РФ с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов РФ;

· участие в  разработке федеральной политики в  области экологического развития Российской Федерации и соответствующих программ;

· реализация федеральной  политики в области экологического развития Российской Федерации на территориях  субъектов РФ с учетом их географических, природных, социально-экономических  и иных особенностей;

· разработка и издание законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны окружающей среды с учетом географических, природных, социально-экономических и иных особенностей субъектов РФ, контроль за их исполнением;

Центральное место  в системе специализированных органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды занимает Минприроды РФ. Постановлением на него и его территориальные органы возложена ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды. В настоящее время это министерство действует на основе Положения о Министерстве об охране окружающей среды и природных ресурсов

Нормирование  в области охраны окружающей среды  осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В соответствии с экологическим законодательством  нормативы качества окружающей среды  едины для всей территории России.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются  для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического  фонда растений, животных и других организмов.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

· нормативы, установленные  в соответствии с химическими  показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы  предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные  вещества;

· нормативы, установленные  в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;

· нормативы, установленные  в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и  групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;

· иные нормативы  качества окружающей среды.

В основе нормативов качества лежат три показателя:

· медицинский (пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе);

· технологический (способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду  его жизни);

· научно-технический (способность научно-технических  средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его параметрам).

31. Правовые  формы участия населения в  решении вопросов охраны окружающей  среды и регулирования использования  природных объектов

Статья 68. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) посвящена общественному экологическому контролю. В возможности осуществления общественного экологического контроля проявляется право каждого гражданина Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и предотвращение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Субъектами  общественного экологического контроля являются общественные и другие некоммерческие объединения, в соответствии с целями, предусмотренными их уставами, а также граждане. Возможность участия граждан и юридических лиц в осуществлении общественного экологического контроля предусмотрена, в частности, ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. "О животном мире". При этом органы государственной власти при осуществлении своих полномочий в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания обязаны учитывать предложения и рекомендации граждан и юридических лиц.

Также такая  возможность предусмотрена ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". В соответствии со ст. 26 названного Закона, общественный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ об общественных объединениях.

На органы государственной  власти Российской Федерации, органы государственной  власти субъектов РФ и органы местного самоуправления п. 3 возлагается обязанность рассматривать результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды, которые им представлены.

32. Основные  управленческие функции в области  охраны окружающей среды: экспертизы, лицензирование

Общественные  отношения в области экологической экспертизы регулируются в настоящее время специальным законодательным актом - Федеральным законом "Об экологической экспертизе".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об экологической  экспертизе" экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В регулировании  отношений в области экологической  экспертизы принимают участие различные  органы государственной власти:

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"