Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Файлы: 1 файл

Экологическое право как отрасль права.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

Важными законодательными актами, которые создали юридическую  базу экологического права, являются: ФЗакон N 7-ФЗ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ», Законе РФ от 5 марта 1992 « О  безопасности», Федеральный законе от 23 фев. 1995 «О ПРИРОДНЫХ ЛЕЧЕБНЫХ РЕСУРСАХ, ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕСТНОСТЯХ И КУРОРТАХ», Лесной кодекс РФ и др. Важным этапом в совершенствовании экологического законодательства явилось принятие 12 декабря 1993г. новой Конституции РФ, которая в ст. 42 и 58 закрепила объектом своего регулирования охрану окружающей среды в целом, а не только природной среды, как было до этого.

23. Правовой  режим лечебно-оздоровительных местностей  и курортов

Правовой режим  лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируется как Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», так и Федеральным законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах ».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Соответственно признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством России, соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.

Для обеспечения  режима особой охраны лечебно-оздоровительных  местностей и курортов Законом «Об  особо охраняемых природных территориях» (п. 1 ст. 32) установлен запрет или ограничение  в границах лечебно-оздоровительных  местностей и курортов деятельности, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами.

Специфической мерой сохранения природных факторов, благоприятных для организации  лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов служит организация округов санитарной или горно-санитарной охраны.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О природных  лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных  местностях и курортах», границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленных для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством России, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения - исполнительными органами власти субъектов РФ.

В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон, каждая из которых  имеет свой режим. Так, на территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне - пользователями, во второй и третьей  зонах - пользователями, землепользователями  и проживающими в этих зонах гражданами.

Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.

Разновидностью  рекреационных зон являются зеленые зоны вокруг городов и промышленных поселков. В зеленых зонах запрещается хозяйственная деятельность, отрицательно влияющая на выполнение ими экологических, санитарно-гигиенических и рекреационных функций.

24. Конституционные  основы правового регулирования экологических отношений

Конституция России содержит ряд статей как прямо, так  и косвенно регулирующих экологические  отношения и составляющих конституционную  основу правового регулирования  экологических отношений. Основное значение имеют ст. 9, 42, 58, 67, 71 и 72.

Статья 9 регулирует отношения собственности на природные  объекты, провозглашая возможность  обладать природными объектами на праве  частной, государственной, муниципальной  и иных формах собственности. Одновременно в данной статье провозглашается публичная значимость природных объектов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В статье 42 закреплены конституционные права граждан  в области охраны окружающей среды, которые включают право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и право на возмещение ущерба, причиненного имуществу и здоровью граждан экологическим правонарушением.

Статья 58 возлагает  на каждого обязанность охранять окружающую среду и бережно относиться к ее богатствам.

В статье 67 определен  статус и частично правовой режим  континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, В частности, установлено, что на эти территории распространяется юрисдикция Российской Федерации.

Статьи 71 и 72 разграничивают предметы ведения Российской Федерации  и субъектов РФ. Основная часть  экологических вопросов, включая  вопросы владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водами и другими природными ресурсами, природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, а также правовое регулирование экологических отношений отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

В развитие конституционных норм, а также в соответствии с экологической политикой государства в России действует экологическое законодательство.

25. Правовой  режим дендрологических парков  и ботанических садов

Дендрологические  парки и ботанические сады - это  природоохранные учреждения, в задачу которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.

На территориях  дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение  сохранности флористических объектов.

Территории  дендрологических парков и ботанических садов могут быть разделены на следующие функциональные зоны:

* экспозиционную, посещение которой разрешается  в порядке, определенном администрацией;

* научно-исследовательскую,  доступ в которую имеют только  их научные сотрудники;

* административную.

Основными задачами государственных ботанических садов и дендрологических парков являются:

а) сохранение в искусственных условиях коллекций живых растений (особенно редких и исчезающих видов) и других ботанических объектов, имеющих большое научное, учебное, экономическое и культурное значение;

б) проведение научно-исследовательских работ, соответствующих задачам ботанического сада или дендрологического парка;

в) проведение учебно-педагогической и научно-просветительной работы в области ботаники и охраны природы, растениеводства и селекции, декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры.

(ФЗ - Об особо  охраняемых природных территориях  Статья 2. Категории и виды особо  охраняемых природных территорий)

26. Понятие  и общая характеристика экологического  управления

Экологическое управление - урегулированная нормами права деятельность специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также деятельность юридических лиц и граждан, направленная на создание конкретных правоотношений в сфере охраны окружающей среды, рационального природопользования, соблюдения экологических прав и исполнения экологических обязанностей.

Целью правового  регулирования в экологическом  праве является гармонизация отношений  человека и природы, охрана окружающей среды и отдельных природных объектов, рациональное природопользование. Поэтому особое значение имеет специальная деятельность, направленная на достижение необходимого правового результата. Нормативного воздействия самого по себе не достаточно для эффективности для эффективности эколого-правовых норм, требуются управленческие воздействия административного, дисциплинарного, финансового и экономического характера, издание правоприменительных актов. Таким образом, экологическое управление - объективно необходимая деятельности, направленная на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов.

В зависимости  от субъекта экологического управления можно выделить его различные  виды:

· органы государственной  власти и их должностные лица - государственное экологическое управление;

· органы местного самоуправления и их должностные  лица - муниципальное экологическое  управление;

· юридические  лица, индивидуальные предпринимателя - производственное экологическое управление;

· граждане, общественные объединения - общегражданское экологическое управление.

В системе органов  государственной власти в сфере  экологического управления можно выделить:

1) органы общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ) - органы широкой компетенции, которая, в том числе, охватывает и вопросы экологического управления;

2) специально уполномоченные органы - органы государственной власти, специально созданные для осуществления государственных функций в сфере экологического управления;

3) иные органы, имеющие отдельные экологические функции - органы государственной власти, как правило, регулирующие смежные области общественной жизни (безопасность, охрана здоровья и т.п.), которые обладают отдельными функциями в сфере экологического управления.

27. Правовой  режим памятников природы

Территории, занятые  природными объектами и комплексами, объявленными памятниками природы, могут быть особо охраняемыми  природными территориями федерального и регионального значения. Они  учреждаются решениями Правительства  России и исполнительными органами субъектов РФ по представлению специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей природной среды. Памятники природы находятся в ведении государственных органов, их учредивших. Но они могут быть переданы федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды в ведение и под охрану иных лиц. При этом оформляются охранное обязательство, паспорт и другие документы.

Объявление  природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства РФ или органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ.

На территории, на которой находятся памятники  природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, которая влечет или может влечь  нарушение сохранности памятников природы. На собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых находятся памятники природы, Законом возложена обязанность по обеспечению режима их особой охраны.

(Статья 27. Режим  особой охраны территорий памятников  природы ФЗ -33 ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ)

28. Система  и компетенция органов государственного  экологического управления

В системе органов  государственной власти в сфере  экологического управления можно выделить:

1) органы общей компетенции (Президент РФ, Правительство РФ) - органы широкой компетенции, которая, в том числе, охватывает и вопросы экологического управления;

2) специально уполномоченные органы - органы государственной власти, специально созданные для осуществления государственных функций в сфере экологического управления;

3) иные органы, имеющие отдельные экологические функции - органы государственной власти, как правило, регулирующие смежные области общественной жизни (безопасность, охрана здоровья и т.п.), которые обладают отдельными функциями в сфере экологического управления.

Органы общей  компетенции.

Президент Российской Федерации является гарантом и экологических  прав человека и гражданина, закрепленных в статье 42 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование органов  государственная власти, включая органы экологического управления.

Президент Российской Федерации формирует и возглавляет  Совет Безопасности Российской Федерации, издает указы и распоряжения. Правительство  Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии; осуществляет управление федеральной собственностью; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан (статья 114 Конституции РФ).

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"