Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей. Данное определение экологического права базируется в основном на статье 1 Закона РСФСР от 19 октября 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», в которой определены задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.

Файлы: 1 файл

Экологическое право как отрасль права.doc

— 524.50 Кб (Скачать файл)

Конкретный  вид права пользования зависит  от вида использования лесного участка, предусмотренного Лесным кодексом РФ.

Особые требования законодатель устанавливает для  предоставления лесных участков на праве  аренды, что находит свое отражение  в следующем:

1. Обязательно проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (ст. ст. 72, 74 Лесного кодекса РФ). Без проведения аукциона договоры аренды лесных участков заключаются только в случаях:

использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых (ст. 43 Лесного кодекса РФ);

использования лесов для строительства и  эксплуатации водохранилищ, иных искусственных  водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов (ст. 44 Лесного кодекса РФ);

использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов  и других линейных объектов (ст. 45 Лесного  кодекса РФ);

реализации  приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (ст. 74 Лесного кодекса РФ).

2. Обязательно проведение государственного кадастрового учета предоставляемых в аренду лесных участков.

3. Установлены минимальный и максимальный сроки для договора аренды лесного участка. Срок от 10 до 49 лет - это так называемый общий срок, а до 49 лет или от 1 года до 49 лет - специальные сроки, в течение которых использование лесов допускается в целях, например:

выполнения  работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых - до 49 лет (ст. 43 Лесного кодекса РФ);

строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а  также гидротехнических сооружений, специализированных портов - от 1 года до 49 лет (ст. 44 Лесного кодекса РФ);

строительства, реконструкции, эксплуатации линий  электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов - до 49 лет (ст. 45 Лесного кодекса  РФ).

Все права на лесные участки соответствуют видам  прав на земельные участки. В этом смысле положения земельного и лесного законодательства взаимодополняют друг друга.

50. Порядок  проведения оценки воздействия  на окружающую среду

Оценка воздействия  на окружающую среду проводится в  отношении планируемой хозяйственной  и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности.

В механизме  экологического права оценка воздействия  на окружающую среду выполняет функции, связанные с выявлением потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной и иной деятельности и разработкой мер по его предупреждению. Внедрение в правовой природоохранный механизм оценки воздействия на окружающую среду в качестве элемента в последовательной системе других правовых превентивных мер позволяет не допустить появления хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.

При проведении оценки воздействия на окружающую среду  заказчик намечаемой хозяйственной  и иной деятельности руководствуется  рядом принципов:

- презумпции  потенциальной экологической опасности  любой намечаемой хозяйственной  или иной деятельности;

- обязательности  проведения оценки воздействия  на окружающую среду при планировании  хозяйственной и иной экологически  значимой деятельности;

- обязательности  выявления и анализа альтернативных  вариантов достижения цели намечаемой  хозяйственной и иной деятельности; включая "нулевой вариант" (отказ от планируемой деятельности);

- обеспечения  участия общественности в подготовке  и обсуждении материалов по  оценке воздействия на окружающую  среду намечаемой хозяйственной  и иной деятельности;

- включения в материалы по оценке воздействия на окружающую среду лишь научно обоснованных и достоверных данных;

- отражения  в материалах ОВОС результатов  исследований, выполненных с учетом  взаимосвязи различных экологических,  а также связанных с ними  социальных и экономических факторов;

- обязанности  заказчика предоставить всем  участникам процесса оценки воздействия  на окружающую среду возможность  своевременного получения полной  и достоверной информации;

- учета положений  Конвенции ЕЭК ООН об оценке  воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте в случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие;

- недопущения  (предупреждения) возможных неблагоприятных  воздействий на окружающую среду  и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Названные принципы являются обязательными для заказчика  намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Процесс оценки воздействия на окружающую среду включает четыре этапа:

1) уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду. В ходе первого этапа заказчик:

- подготавливает  и представляет в органы власти  материалы, содержащие общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;

- информирует  общественность о намечаемой  деятельности через средства массовой информации;

- проводит предварительную  оценку воздействия на окружающую  среду;

- проводит предварительные  консультации с целью определения  участников процесса оценки воздействия  на окружающую среду, в том  числе заинтересованной общественности;

2) проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду;

3) ознакомление общественности с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представление замечаний;

4) подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

51. Понятие  лесного фонда и классификация  лесов

К землям лесного  фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Леса, расположенные  на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные  леса.

Леса, расположенные  на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

С учетом особенностей правового режима защитных лесов определяются следующие категории указанных лесов:

1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

2) леса, расположенные в водоохранных зонах;

3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов:

а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;

в) зеленые зоны;

(в ред. Федерального  закона от 14.03.2009 N 32-ФЗ)

в.1) лесопарковые зоны;

(пп. "в.1" введен  Федеральным законом от 14.03.2009 N 32-ФЗ)

г) городские леса;

д) леса, расположенные  в первой, второй и третьей зонах  округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

4) ценные леса:

а) государственные защитные лесные полосы;

б) противоэрозионные леса;

в) леса, расположенные  в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах;

г) леса, имеющие научное или историческое значение;

д) орехово-промысловые зоны;

е) лесные плодовые насаждения;

ж) ленточные боры;

з) запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов;

(пп. "з"  введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 143-ФЗ)

и) нерестоохранные  полосы лесов.

(пп. "и"  введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 143-ФЗ)

3. К особо защитным участкам лесов относятся:

1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

3) постоянные лесосеменные участки;

4) заповедные лесные участки;

5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных;

7) другие особо защитные участки лесов.

52. Государственная  экологическая экспертиза

Государственная экологическая экспертиза может  быть организована и проведена только специально уполномоченными в области экологической экспертизы федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а не любым или всеми специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом  исполнительной власти в области  экологической экспертизы в порядке, установленном настоящим Федеральным  законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном и региональном уровнях.

Федеральный орган  исполнительной власти в области  экологической экспертизы и его  территориальные органы имеют исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы".

На федеральном  уровне таким органом является Федеральная  служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). В соответствии с п. 5.3.10 Положения  о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, Служба организует и проводит государственную экологическую экспертизу федерального уровня в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Наряду с  государственной экологической  экспертизой федерального уровня полномочия по ее проведению по объектам регионального  уровня с 1 января 2007 г. перешли к  субъектам РФ. К ним в первую очередь относится нормативно-правовое обеспечение организации и проведения государственной экологической экспертизы на региональном уровне, разработка необходимых для этого правовых актов нормативного и ненормативного характера, включая ведение банков данных об объектах экспертизы, реестра экспертов, порядка оплаты и др.

Некоторые законы предусматривают совместное проведение государственной экологической  экспертизы рядом органов. Так, в  соответствии с ч. 4 ст. 20 Федерального закона "О животном мире" государственная  экологическая экспертиза в части  охраны и использования объектов животного мира осуществляется специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей среды при участии других специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Порядок проведения ГЭ определяется настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами РФ. В частности, специальными такими актами является Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г.; Административный регламент по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденный Приказом Минприроды РФ от 30 октября 2008 г. N 283.

53. Правовой  режим озера Байкал

В целях охраны уникальной экологической системы  озера Байкал на Байкальской природной  территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с  принципами:

приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны;

учета комплексности  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на уникальную экологическую  систему озера Байкал;

сбалансированности  решения социально-экономических  задач и задач охраны уникальной экологической системы озера  Байкал на принципах устойчивого  развития;

обязательности  государственной экологической  экспертизы.

На Байкальской  природной территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал:

химическое  загрязнение озера Байкал или  его части, а также его водосборной  площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления;

физическое  изменение состояния озера Байкал или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в озеро Байкал);

биологическое загрязнение озера Байкал, связанное  с использованием, разведением или  акклиматизацией водных биологических  объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, в озере Байкал и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал.

На Байкальской  природной территории запрещается  строительство новых хозяйственных  объектов, расширение, реконструкция  действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экспертизы проектной документации таких объектов.

В целях охраны уникальной экологической системы  озера Байкал и предотвращения негативного  воздействия хозяйственной и  иной деятельности на ее состояние устанавливаются следующие требования к водному режиму озера Байкал:

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"