Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2014 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка механизмов взаимодействия органов муниципального управления с сетевыми предприятиями торговли по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости.
Цель работы определила ее задачи:
- рассмотреть социальную политику государства и выделить ее основные направления;
- изучить и проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую торговую деятельность в России;
- рассмотреть существующие механизмы взаимодействия органов муниципальной власти г.о. Самара и сетевых предприятий торговли по обеспечению населения товарами первой необходимости, определить проблемы взаимодействия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Социальная цена в контексте социальной политики государства…………7
1.1 Социальная политика государства и основные ее направления………...7
1.2 Направление и формы реализации государственной политики в сфере социальных цен………………………………………………………………………..11
1.3 Государственное регулирование в сфере торговли и ценообразования: России и Зарубежных стран………………………………………………………….15
Глава 2 Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности (на примере Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара)……………………..29
2.1 Деятельность Департамента по отношению к торговым сетям………..29
2.2 направления деятельности и функции Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара в отношении сетевых магазинов……...34
2.3 Политика торговых сетей в области социальных цен на примере сети магазинов «Пятерочка»……………………………………………………………….41
Глава 3 Разработка механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с торговой сетью «Пятерочка» по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости по социальным ценам………………48
Заключение…………………………………………………………………………….57
Список источников и литературы……………………………………………………62

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

- поздравление пенсионеров с  праздничными днями и вручение  подарков в виде бесплатного  продукта (к примеру, к таким праздникам  может относиться «День пожилого  человека»);

- раз в месяц выбрать день или дату когда пенсионерам и инвалидам будет предоставляться скидка (5-10% от стоимости покупки). Процент скидки компания выберет самостоятельно, чтобы скидка была чувствительна пенсионерам и не была в убыток для магазина;

- организовать комплекс услуг, включающих доставку продуктов питания и товаров первой необходимости, людям не имеющих возможность самостоятельно дойти до ближайшей торговой точки, в силу состояния здоровья.

Данный комплекс услуг будет оказываться пенсионерам и инвалидам при предъявлении соответствующего документа, если возможно, то будут фиксироваться регистрационные номера документов, для избегания подделок документов и недоразумений.

Реализация проекта будет осуществляться за счет функциональных обязательных государственных и муниципальных отчислений. В свою очередь торговое предприятие должно будет обеспечить рекламную акцию в форме поддержки Администрации города, с целью отчетности о проделанной социальной работе и, соответственно, поднять ее репутацию. Рекламная акция может выражаться в виде рекламного ролика на телевидении местного канала или средствах массовой информации.

Реализовав такой проект, не только обе заинтересованные стороны остаются в выигрышном положении, но и малообеспеченная группа населения, которая в хоть не большой степени, но получает доступ к качественным и дорогим товарам, или имеет возможность приобрести товары первой необходимости в нужном количестве. Торговая сеть от реализации данного проекта получает следующие выгоды:

- в первую очередь увеличение  прибыли и товарооборота;

- лояльное расположение покупателей;

- увеличение потока покупателей;

- положительное общественное мнение.

Помимо скидок, предоставляемых пенсионерам, торговое предприятие, совместно с местными органами управления, может разработать систему скидок по дисконтным картам торговой сети «Пятерочка». Данные карты будут давать не значительную скидку на покупку (примерно не больше 3%),  данная система будет работать на привлечение покупателей. Такие дисконтные карты могут раздаваться в день открытия нового магазина сети, или в юбилейную дату открытия магазина («День рождение магазина»), так же почетным покупателям магазина. Данная система скидок может предопределить выбор покупателей в пользу данной сети: «Здесь же сделают скидку по дисконтной карте! Зачем переплачивать?». В этой разработке Администрация города выступит спонсором, тем самым организует социальную программу и расположит к себе лояльных жителей.

Сейчас на прилавках магазинов можно увидеть широкий ассортимент товаров от разных производителей, в разной ценовой категории и разнообразному составу. Но не многие покупатели знают, какой товар можно употреблять в пищу и не нанести вред здоровью. В связи с этим следующей формой взаимодействия будет социальная программа «Контрольная закупка», где продукты питания будут проверяться на соответствие качеству. Осуществлять ее будет Администрация города, все закупки и экспертизы будут осуществляться за счет бюджета города. Данная программа преследует только информационно-позновательные цели. Положительной стороной этой программы является следующее:

- оглашение результатов «Контрольной  закупки» в средствах массовой  информации, с целью информирования  потребителей;

- помощь покупателям в выборе  той или иной продукции;

- ограждение покупателей от  траты денег на продукты несоответствующего качества;

- разоблачение нечестных производителей, не соблюдающих требований производства, и обманывают потребителей.

В моей работе была обозначена проблема нехватки товаров первой необходимости для населения. Мною будет разработан один из способов  решения этой проблемы. Между торговой сетью и Администрацией города будет заключен договор, по которому Администрация будет выделять дотации из городского бюджета на покрытие транспортных расходов для завоза продуктов в регион. В свою очередь торговая сеть обеспечит бесперебойное наличие в магазинах товаров первой необходимости, тем самым сможет максимально удовлетворить потребности населения.

Выше изложенный текст можно обобщить и отобразить в виде таблицы, в которой будут описаны все разработанные механизмы взаимодействия  органов местного самоуправления  с сетевыми предприятиями торговли по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Характеристика форм взаимодействия органов Муниципального управления и торговых    предприятий

Форма взаимодействия органов МУ и сетевых предприятий

Содержание

Финансовое обеспечение

Выгода от реализации проекта взаимодействия

Сетевое предприятие

Органы МУ

Городское население

Финансовая поддержка сетевых предприятий

Уменьшение издержек: льготная арендная плата за помещение; помощь в выдаче разрешения на строительство торговых помещений

совместное

Уменьшение издержек предприятия, направление сэкономленных денежных средств на улучшение работы магазинов

Общественная и социальня деятельность

Повышение качества обслуживания в магазинах

Программа по оказанию пенсионерам и инвалидам расширенных услуг

- поздравление пенсионеров с  праздничными днями,вручение подарков  в виде бесплатного продукта;

- раз в месяц выбрать день или дату когда пенсионерам и инвалидам будет предоставляться скидка (5-10% от стоимости покупки);

- комплекс услуг, по доставке  продуктов питания, людям не имеющих  возможность самостоятельно дойти  до ближайшей торговой точки, по состоянию здоровья

Органами МУ в рамках функциональных обязательных гос. и муниц. отчислений

увеличение прибыли и товарооборота;

лояльное расположение покупателей;

увеличение потока покупателей;

положительное общественное мнение.

Реализация социальной программы; рекламная поддержка; помощь населению

доступ к качественным и дорогим товарам; возможность приобрести необходимый товар в нужном количестве.

Система скидок по дисконтным картам торговой сети «Пятерочка»

скидка на покупку 3%

Органы МУ выступят спонсорами

Увеличение числа клиентов;

увеличение объемов продаж

Реализация социальной программы и расположение к себе лояльных жителей

Экономия денег; финансовая поддержка торговыми предприятиями

Социальная программа «Контрольная закупка»

Проверка продуктов питания на соответствие качеству

Органами МУ в рамках функциональных обязательных гос. и муниц. отчислений

Рекламная акция

Общественно значимая деятельность; помощь населению; контроль качества продуктов питания

Информирование населения

 

 

 

 

Выделение дотаций в рамках целевых программ

Администрация будет выделять дотации из городского бюджета на покрытие транспортных расходов для завоза продуктов в регион

Органами МУ в рамках функциональных обязательных гос. и муниц. отчислений

Бесперебойное наличие товаров первой необходимости, постоянный покупательский поток

Выполнение обязательных социальных функций -обеспечение населения товарами первой необходимости

Удовлетворение потребностей


 

Все предложенные формы взаимодействия органов Муниципального управления и торговых сетей в своей сущности направлены на удовлетворение потребностей населения. В основном все формы взаимодействия и проекты будут реализовываться за счет финансирования из бюджета города, так как в большей степени удовлетворение потребностей населения и обеспечение товарами первой необходимости входит в функции Администрации города. Реализовав эти механизмы взаимодействия можно решить следующие проблемы:

- повышение качества обслуживания  населения в магазинах;

- обеспечение населения товарами  первой необходимости;

- гарантированное качество потребляемых продуктов питания;

- социальная и экономическая  поддержка малообеспеченных слоев  населения;

- удовлетворение потребностей  населения;

- реализация социальной политики  Администрации города через механизмы  взаимодействия.

Таким образом, в социальной политики региона и в частности города возможно действие выше перечисленных механизмов взаимодействия Администрации города и торговых предприятий. Тем более от этого сотрудничества в выгоде остаются все три субъекта социальной политики – торговое предприятие, муниципальные органы и население.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Быстро развивающаяся социальная среда требует все большего внимания к себе и выдвигает новые потребности. Торговая деятельность в настоящее время занимает в рыночной политике государства если не центральное место, то одно из ведущих мест. Причиной этому послужил переход России к рыночным отношениям, а так же стремительное развитие частного предпринимательства. Социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. В последние годы социальная политика стала главным вопросом в управлении государством. Система и меры социального обеспечения населения в настоящее время вызывают множество обсуждений в общественных массах, и формируют различные мнения на счет курса социальной политики государства.

Деятельность государственных и муниципальных органов власти в сфере ценообразования является составной частью общей социальной политики государства.

Смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом № 381, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, другими федеральными законами. Основным нормативным документом в области регулирования цен и торговли является Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Данный Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.

Изучив основной нормативно-правовой документ – Федеральный Закон № 381 от 28 декабря 2009 г., можно сказать, что его сфера применения достаточно широка, затрагивает все аспекты торговой деятельности, прописывает права и обязанности всех участников торговли, четко определяет полномочия государственных и муниципальных органов власти. Но не смотря на четко прописанные права и обязанности субъектов торговой деятельности данный закон дает им много самостоятельности (самостоятельны в определении вида торговли, формы торговли, способа торговли, специализации торговли, типа торгового объекта, ассортимента продаваемых товаров, режима работы, цены на продаваемые товары).

В отличие от Федерального Закона № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» в Законе Самарской области прописано больше полномочий представителей органов муниципальной власти по отношению субъектов торговой деятельности. В региональном нормативном документе охвачено много сфер торговой деятельности, в которых происходит встречное взаимодействие представительных органов муниципальной власти и торговых субъектов.

Анализ деятельности Департамента Потребительского рынка и услуг городского округа Самара выделил его главной задачей создание комфортных условий жизни граждан города, повышение финансового благополучия населения.  И, конечно, основной задачей является реализация на территории городского округа Самара единой муниципальной политики в сфере потребительского рынка, комплексное развитие системы торговли, общественного питания и бытового обслуживания в целях обеспечения потребностей населения. Деятельности и функции Департамента потребительского рынка и услуг г.о. Самара в отношении торговых сетей не многочисленны. Взаимодействие по большей части ограничивается мониторингом цен на социальные товары первой необходимости, а также ведется учет торговых предприятий (дислокация), создана  геоинформационная система ДубльГИС.

Ограниченное взаимодействие обусловлено законодательством, а именно Федеральным Законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», где говорится, что торговые предприятия самостоятельны в своей деятельности, самостоятельно определяют ассортимент товара и устанавливают цены.

В данном дипломном проекте была рассмотрена организация деятельности сетевого магазина «Пятерочка», занявшее лидирующее место в рейтинге перспективных компаний. Проанализировав ценовую политику организации видно, что федеральная сеть «Пятерочка» снижает цены на товары за счет максимального снижения издержек компании. К тому же большинство товаров реализуемых этой сетью выпускаются отечественными производителями, что существенно снижает закупочные цены. Ценовая и товарная политика компании направлена на небогатую часть населения. Может быть благодаря такой гибкой и рациональной торговой политики компания смогла достичь больших успехов и стать лидирующей сетью на розничном рынке. Эта экономия в первую очередь отражается на интересах населения, которая не может максимально удовлетворить потребности граждан,  наблюдается тенденция стремительного снижения качества обслуживания и присутствие на полках магазинов товара сомнительного качества. Данная проблема не может не интересовать органы муниципального управления, так как вся эта ситуация в первую очередь затрагивает интересы населения. Так же не  маловажной проблемой для Администрации города является обеспечение населения товарами первой необходимости. Периодически на прилавках магазинов города наблюдается ситуация, когда некоторая группа товаров первой необходимости отсутствует. А за удовлетворение потребностей населения отвечает Администрация города.

Для решения этих проблем были предложены следующие механизмы взаимодействия  органов муниципальной власти с сетевыми предприятиями по обеспечению населения социальными товарами и товарами первой необходимости:

1. Финансовая поддержка сетевых предприятий - уменьшение издержек: льготная арендная плата за помещение; помощь в выдаче разрешения на строительство торговых помещений;

2. Программа по оказанию пенсионерам  и инвалидам расширенных услуг - поздравление пенсионеров с  праздничными днями, вручение подарков в виде бесплатного продукта; раз в месяц выбрать день или дату когда пенсионерам и инвалидам будет предоставляться скидка (5-10% от стоимости покупки); комплекс услуг, по доставке продуктов питания, людям не имеющих возможность самостоятельно дойти до ближайшей торговой точки, по состоянию здоровья;

3. Система скидок по дисконтным  картам торговой сети «Пятерочка» - скидка на покупку 3%;

4. Социальная программа «Контрольная  закупка» - Проверка продуктов питания  на соответствие качеству;

5. Выделение дотаций в рамках  целевых программ - администрация  будет выделять дотации из  городского бюджета на покрытие  транспортных расходов для завоза  продуктов в регион.

Информация о работе Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности