Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2014 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка механизмов взаимодействия органов муниципального управления с сетевыми предприятиями торговли по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости.
Цель работы определила ее задачи:
- рассмотреть социальную политику государства и выделить ее основные направления;
- изучить и проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую торговую деятельность в России;
- рассмотреть существующие механизмы взаимодействия органов муниципальной власти г.о. Самара и сетевых предприятий торговли по обеспечению населения товарами первой необходимости, определить проблемы взаимодействия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Социальная цена в контексте социальной политики государства…………7
1.1 Социальная политика государства и основные ее направления………...7
1.2 Направление и формы реализации государственной политики в сфере социальных цен………………………………………………………………………..11
1.3 Государственное регулирование в сфере торговли и ценообразования: России и Зарубежных стран………………………………………………………….15
Глава 2 Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности (на примере Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара)……………………..29
2.1 Деятельность Департамента по отношению к торговым сетям………..29
2.2 направления деятельности и функции Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара в отношении сетевых магазинов……...34
2.3 Политика торговых сетей в области социальных цен на примере сети магазинов «Пятерочка»……………………………………………………………….41
Глава 3 Разработка механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с торговой сетью «Пятерочка» по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости по социальным ценам………………48
Заключение…………………………………………………………………………….57
Список источников и литературы……………………………………………………62

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

Итак, Департамент Потребительского рынка и услуг городского округа Самара, являясь отраслевым органом Администрации города, выполняет множество функций в сфере торговли. Главной задачей Департамента, в общем на что направлены его функции, является создание комфортных условий жизни граждан города, повышение финансового благополучия населения и, конечно, это реализация на территории городского округа Самара единой муниципальной политики в сфере потребительского рынка, комплексное развитие системы торговли, общественного питания и бытового обслуживания в целях обеспечения потребностей населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Направления деятельности и функции

Департамента потребительского рынка и услуг

городского округа Самара в отношении сетевых магазинов.

 

Направления деятельности и функции Департамента потребительского рынка и услуг г.о. Самара в отношении торговых сетей не многочисленны. С переходом России к рыночной экономике число торговых предприятий растет с каждым годом. Для этого государство создает благоприятные условия для предпринимательской деятельности, издает законы и постановления, которые дают достаточно большую самостоятельность в своей деятельности. Органы муниципальной власти со своей стороны обеспечивают соблюдение законодательства предпринимателями и оказывают им поддержку. Рассмотрим, какую осуществляет департамент деятельность по отношению к торговым сетям.

Департамент не участвует в размещении сетевых магазинов, он может только рекомендовать места для удобного расположения. Для этого у департамента существует перечень рекомендуемых мест торговли.

К примеру, согласно Постановлению Администрации городского округа Самара №590 «О создании сети социальных магазинов…» утверждалась дислокация размещения объектов социальной сети на территории городского округа Самара, предоставлялись в аренду земельные участки для установки нестационарных объектов по реализации товаров первой необходимости.

В определении ассортимента и ценообразовании в магазинах Департамент не участвует. Согласно гл.2 ст.8. Федерального Закона № 381 18.12.2009 г.,  хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют, ассортимент продаваемых товаров, режим работы, приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров, цены на продаваемые товары [1.2.1]. По отношению к ценообразованию Отдел торговли Департамента еженедельно делает анализ цен на товары первой необходимости, перечень которых установлен Федеральным Законом № 381 от 28 декабря 2009 г. "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Информация о ценах поступает ото всех Администраций  муниципальных районов городского округа Самара. Далее она заносится в базу данных о ценах, после чего делается отчет об изменениях цен на рынках. В случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории субъекта рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов, то Правительство Российской Федерации устанавливает предельные розничные цены на социально значимые товары на срок не более 90 календарных дней (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 530 от 15.07.2010). 

По отношению к сетевым магазинам Департамент осуществляет контролирующие функции в области мониторинга цен на социально значимые продовольственные товары. Специалистами Департамента еженедельно  проводится мониторинг средних розничных цен по городскому округу на основании данных, поступающих от администраций районов г.о. Самара, подготавливается сравнительный анализ цен с предыдущим периодом (неделей, кварталом и т.д.). Так же ежемесячно на основании данных, поступающих от оптовых организаций, составляется ассортиментный перечень товаров с ориентировочным указанием отпускных цен. По запросу министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области еженедельно собирается и обобщается информация из районов городского округа о мониторинге цен и торговых наценках на социально значимые продукты на территории городского округа.

«Если описывать  ситуацию на потребительском рынке городского округа Самара, то она, в целом, остается стабильной. Дефицита продовольственных товаров в течение последнего отчетного периода и на сегодняшний день не отмечается»,- сообщает Департамент потребительского рынка и услуг городского округа Самара [4.3].

Для того, что бы понять, насколько для органов муниципальной власти важна проблема обеспечения населения товарами повседневного спроса можно обратится к статистической информации о состоянии и развитии потребительского рынка городского округа Самара. В течение полугода 2011 года сохранилась тенденция динамического развития потребительского рынка г.о. Самара, что способствовало повышению уровня товарного насыщения, развитию торговой сети и качественному улучшению ее структуры [4.4].

По состоянию на октябрь 2011 года сеть торговых предприятий городского округа 5280 объектов, включая:

1. Стационарные предприятия – 2552 ед., в том числе:

    - продовольственные магазины 651;

    - непродовольственные магазины  – 1589;

    - магазины со смешанным  ассортиментом товаров – 312;

2. Торговые центры – 80 ед.;

3. Павильоны – 1091 ед.;

4. Объекты мелкой розницы (киоски, тонары) – 1517 ед.

Уровень обеспеченности населения г.о. Самара площадями торговых объектов составили 163% (1202763,12кв.м, 1031,35 кв.м на 1000 чел.), в частности:

- по торговым предприятиям продовольственной  группы товаров – 176,57% (409766,53 кв.м; 351,4 кв.м на 1000 чел.);

- по торговым предприятиям непродовольственной группы товаров – 150,44% (792996,59 кв.м; 679,9 кв.м на 1000 чел.).

Помимо роста количественных показателей развития торговли наблюдаются и качественные изменения: увеличение доли крупных операторов, распространение передовых методов обслуживания населения, активное внедрение сетевого принципа организации бизнеса, появление комплекса дополнительных услуг для покупателей, проведение рекламных акций, сезонных скидок и распродаж.

В компетенцию Департамента входит контроль над санитарным состоянием прилегающей территории магазинов в радиусе 5 метров. В случае не соблюдения санитарных норм магазинами, Департамент вправе наложить штрафные санкции в размере установленных законом. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (согласно Кодексу Российской Федерации 30 декабря 2001 года N 195 «Об административных правонарушениях») [1.2.3, ст.63,64].

Нельзя не заметить, что изменения в торговой инфраструктуре благоприятно повлияли на проведение мероприятий по благоустройству территории  городского округа Самара. За предприятиями торговли закреплена зона санитарного содержания и благоустройства 3921621 кв.м. В целом, вблизи и на территории объектов потребительского рынка во всех районах городского округа по состоянию на октябрь 2011 года установлено 8812 урн, 704 контейнерных площадок, на которых размещено 2907 контейнеров для сбора мусора. Количество штатных уборщиков составило 6322 чел.

Рис.1 Геоинформационная система ДубльГИС

 

В целях эффективной организации полного учета объектов потребительского рынка в границах городского округа Самара, создания комплексной системы формирования и развития объектов потребительского рынка с учетом городской инфраструктуры, возникла необходимость в использовании геоинформационной системы.

На данный момент геоинформационная система ДубльГИС является удобной для решения вышеизложенных задач.

Департаментом потребительского рынка и услуг создается тематический слой на базе геоинформационной системы ДубльГИС с нанесенными объектами потребительского рынка. Данный слой будет создан исключительно в целях организации полного учета объектов потребительского рынка  в границах городского округа Самара.

В Департаменте ведется работа с  обращениями и жалобами граждан. Обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. Приемом жалоб занимается приемная Департамента. Жалобы поступают как напрямую от граждан, так и спускаются с выше стоящих органов управления – Городской Думы, Администрации города, а так же от Администраций районов городского округа Самара. Прием и рассмотрение обращений граждан осуществляется в соответствии с Федеральным Законом № 59 от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в приемную Департамента. Далее зарегистрированное обращение направляется в отдел или должностному лицу, в компетенции которого находится решение данного вопроса. Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающее обращение должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место. Ответ на обращение подписывается руководителем отдела, Департамента или должностным уполномоченным на то лицом. Поступившее  обращение в соответствии с их компетенцией должностного лица, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения [1.2.2].

В целях создания условий обеспечения населения товарами первой необходимости по низким доступным ценам Департамент потребительского рынка и услуг совместно с Администрацией городского округа Самара ведут политику по созданию сети социальных магазинов (тонаров) на территории города. Поддержание низкого уровня цен в сети достигается путем закупки товаров крупными партиями по оптовым ценам и последующей реализации с минимальной наценкой. Следует отметить, что большинство продуктов, представленных в сети социальных магазинов, произведены и выращены на территории Самарской области, таким образом, сеть самарских дискаунтеров рассчитывает поддержать местного производителя.

Также на территории городского округа  продолжает функционировать 17 объектов социальной хлебной сети (тонары). Данная торговая сеть дислоцирована во всех районах города, где реализуются товары первоочередного спроса по ценам на 20-25% ниже средних розничных цен по городу. Особая значимость таких магазинов обусловлена тем, что продовольственные товары может купить любой желающий, а не только люди, имеющие социальные льготы [1.2.5].

Если подвести итоги выше изложенного можно сделать вывод, что Департамент очень узко взаимодействует с торговыми сетями. Взаимодействие по большей части ограничивается мониторингом цен на социальные товары первой необходимости, а также ведется учет торговых предприятий (дислокация), создана  геоинформационная система ДубльГИС.

Ограниченное взаимодействие обусловлено законодательством, а именно Федеральным Законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», где говорится, что торговые предприятия самостоятельны в своей деятельности, самостоятельно определяют ассортимент товара и устанавливают цены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Политика торговых сетей в области социальных цен

на примере сети магазинов «Пятерочка»

Для рассмотрения торговой деятельности в обеспечении населения товарами по социальным ценам я решила выбрать торговую сеть «Пятерочка». Выбор мой был обусловлен тем, что «Пятерочка», вышедшая на рынок в 1999 году, первой из отечественных розничных продовольственных сетей достигла миллиардных оборотов. В течение 2000 года в три раза увеличила годовой оборот и стала победителем общенационального рейтинга «Топ-200 российской розничной торговли» в номинации «Лучшая торговая сеть Северо-Запада». По итогам 2001 года оборот «Пятерочки» составил $212 млн., а количество покупателей превысило 100 миллионов. В этом же году «Пятерочка» приступила к строительству самого крупного на Северо-западе офисно-логистического центра, это позволило более чем на 30% снизить логистические издержки, в 2 раза уменьшить объем используемых площадей. По результатам 2002 г. «Пятерочка» осталась признанным лидером среди розничных сетей России. На конец 2002 г. количество дискаунтеров составило 142. В 2002 г. компания удвоила торговый оборот с $212 млн. до $430 млн. В 2003 сеть увеличилась до 260 универсамов и оборот составил более $933 млн. Это самый высокий показатель как среди компаний розничной, так и оптовой торговли продуктами питания и повседневного спроса в России. По итогам работы 2004 г. один из самых авторитетных профессиональных журналов о рознице – «RETAIL WORLD» поставил российскую сеть «Пятерочка» на 8 место в мире среди наиболее перспективных компаний. В 2006 году «Пятерочка» вышла на новый этап развития и становится консолидирующей силой ритейл-индустрии России.  В 2006 году она объединилась с сетью супермаркетов «Перекресток» и сейчас входит в состав X5Retail Group. По итогам года общий оборот группы составил 3,485 млрд долларов, при этом большая часть - 1,973 млрд - пришлась на «Пятерочку». Согласно исследованиям крупнейшего бренд-консалтингого агентства в мире Interbrand, «Пятерочка» совершенно очевидно остается самым сильным розничным брендом России. Несмотря на кризис, она развивалась, открывая новые магазины, увеличила коммуникацию, запустив долгосрочную рекламную компанию [4.5]. Розничная сеть универсамов «Пятерочка» в таблице рейтинга «Самые ценные российские бренды» в 2008 году занимала 10 место. Уже в 2010 году увеличила стоимость компании на 6% и поднялась на 7 место. Тем временем как не малоизвестные торговые сети «Магнит» в 2010 году занимает 24 место, а «Перекресток» - 26 место в рейтинговой таблице. Для того чтобы попасть в рейтинг «Самые ценные российские бренды», бренд должен соответствовать нескольким критериям:

1) Бренд должен соприкасаться  с конечным потребителем (бренд должен быть виден и известен как конечному потребителю продукта/услуги, так и более широкой аудитории);

2) Компания не должна быть  монополистом ( на основных своих  рынках бренд должен находится в конкурентной среде, в противном случае роль бренда близка к нулю и ее сложно оценить);

3) Финансовые данные компании должны быть в открытом доступе (необходимо, чтобы данные о финансовых показателях бренда на российском рынке находились в открытом доступе и были максимально полными);

4) Финансовые результаты должны  быть положительными (экономическая  прибыль за предыдущий год  должна быть положительной, показывающей  доход выше операционных и  финансовых издержек);

5) Маркетинговая информация должна  быть доступна в необходимом объеме (для определения силы бренда и той части дохода, которую бренд приносит организации, необходим определенный объем качественной маркетинговой информации).

«Пятерочка» — федеральная сеть формата «мягкий дискаунтер» [4.6]. Дискаунтер – это магазин самообслуживания, предлагающий покупателям продукты питания и некоторые другие товары первой необходимости с минимальными торговыми наценками. От супермаркетов дискаунтер отличается более скромным интерьером, более узким ассортиментом и низкими ценами [4.7]. «Пятерочка» охватывает своими магазинами Москву, Санкт-Петербург и другие регионы европейской части России и Урала. Это около 1500 удобно расположенных магазинов для людей, ориентированных на быструю покупку рядом с домом продуктов и сопутствующих товаров повседневного спроса. Магазины сети предлагают сбалансированный ассортимент качественных товаров по низким ценам и пользуются большой популярностью у людей с умеренным достатком.

По итогам трех кварталов 2010 года сеть дискаунтеров «Пятерочка» показала 35% рост продаж по сравнению с 2009 годом. Выручка сети составила 4,382.2 млн. долл. США.

X5 Retail Group осуществляет деятельность  в соответствии с высоким уровнем  своей социальной ответственности перед обществом. В рамках своих социальных инициатив они поддерживают гуманитарные и благотворительные проекты, а также вносят существенный вклад в развитие рыночной экономики, поддерживают постоянный диалог со всеми заинтересованными сторонами — государственными структурами, регулирующими организациями, потребителями, партнерами, сотрудниками и инвесторами.

Основная цель компании - стать самой эффективной компанией в мире. А основным принципом для нашего развития является соотношение цены и качества. Сегодня компания сознательно меняет политику в отношении к покупателю, фокусируясь на качестве обслуживания.

Информация о работе Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности