Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2014 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка механизмов взаимодействия органов муниципального управления с сетевыми предприятиями торговли по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости.
Цель работы определила ее задачи:
- рассмотреть социальную политику государства и выделить ее основные направления;
- изучить и проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую торговую деятельность в России;
- рассмотреть существующие механизмы взаимодействия органов муниципальной власти г.о. Самара и сетевых предприятий торговли по обеспечению населения товарами первой необходимости, определить проблемы взаимодействия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Социальная цена в контексте социальной политики государства…………7
1.1 Социальная политика государства и основные ее направления………...7
1.2 Направление и формы реализации государственной политики в сфере социальных цен………………………………………………………………………..11
1.3 Государственное регулирование в сфере торговли и ценообразования: России и Зарубежных стран………………………………………………………….15
Глава 2 Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности (на примере Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара)……………………..29
2.1 Деятельность Департамента по отношению к торговым сетям………..29
2.2 направления деятельности и функции Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара в отношении сетевых магазинов……...34
2.3 Политика торговых сетей в области социальных цен на примере сети магазинов «Пятерочка»……………………………………………………………….41
Глава 3 Разработка механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с торговой сетью «Пятерочка» по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости по социальным ценам………………48
Заключение…………………………………………………………………………….57
Список источников и литературы……………………………………………………62

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

2) Уведомительные цены. Повышение цен на такие товары, как стерилизованное молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения, производится после уведомления Высшего совета по ценам о предстоящем повышении за один месяц до его осуществления.

3) Местные цены. Повышение цен на такие товары и услуги, как водоснабжение для нужд населения, городские пассажирские перевозки, железнодорожные перевозки, услуги клиник, санаториев больниц, относится к компетенции провинциальных комиссий по ценам.

Во всех случаях ходатайства, направляемые в Высший совет по ценам или в провинциальные комиссии, должны содержать: описание товаров и услуг, на которые предполагается повышение цен; структуру издержек производства; описание способов реализации товаров и услуг; действующие цены и тарифы на эти товары и услуги, а также проектируемые новые пены и тарифы; основание роста издержек производства, а следовательно, увеличения цен.

Список товаров и услуг, цены на которые попадают под государственное регулирование, значительно сократился в последние годы. Так, число отраслей экономики, где существовало активное вмешательство государства в ценообразование, сократилось со 174 до 21. В настоящее время удельный вес устанавливаемых непосредственно государством регулируемых цен в общей структуре потребительских цен составляет около 10% [2.6].

Дания. Система ценообразования в Дании складывается в решающей степени под воздействием рыночных факторов [2.7]. Государственное воздействие на формирование цен весьма ограничено и сводится главным образом к содействию формирования максимально благоприятных условий для свободной конкуренции частных производителей, которые сами устанавливают цены на свою продукцию исходя из таких критериев, как объемы производственных затрат, соотношение спроса и предложения и т.д.

Гибкое применение системы потребительских налогов позволяет правительству влиять на уровень цен тех или иных товаров и оказывать воздействие на потребление в желательном направлении (например, ограничивать потребление спиртных напитков и т.д.). Удельный вес устанавливаемых непосредственно государством твердых или регулируемых цен составляет около 6%.

Основным юридическим актом по ценообразованию является Закон о конкуренции, принятый фолькетингом 1 нюня 1989 г. Надзор за деятельностью монополий в области ценообразования осуществляет Совет по вопросам конкуренции, члены которого назначаются министром промышленности на четырехлетний срок.

Процесс ценообразования на сельхозпродукцию складывается под воздействием механизма сельскохозяйственной политики ЕС. При этом в Дании существует довольно разветвленная система государственной поддержки фермеров.

Греция. Государственное регулирование в области ценообразования осуществляется как путем непосредственного определения цен и контроля за их соблюдением, так и проведением политики цен и доходов на определенных этапах развития страны в рамках общеэкономической политики или в отдельных отраслях экономики [2.7].

В настоящее время цены примерно на 20 % наименований потребительских товаров и услуг регулируются государственными органами. Правовой основой регулирования цен является указ президента, утвержденный в 1989 г. Он представляет собой Кодекс рыночного регулирования, согласно положениям которого все подлежащие ценовому регулированию товары и услуги подразделяются на две группы.

Первая группа - товары и услуги, установление цен на которые входит в компетенцию правительства и других государственных и частично государственных организаций. Это сельхозпродукты массового производства (пшеница, табак, изюм), тарифы на электроэнергию, общественный транспорт, связь и почтовые отправления, авиапассажирские перевозки, каботажное плавание и некоторые другие услуги. Решение вопросов об изменении цен на указанные товары и услуги возлагается на Межминистерский комитет по ценам и доходам, который возглавляется министром национальной экономики. В состав комитета входят министры финансов, промышленности, сельского хозяйства, торговли, а также некоторые другие министры - труда, здравоохранения и т.д. Рассмотрение вопросов изменения цен осуществляется комитетом по представлению различных министерств и государственных компаний или по инициативе самого комитета или правительства.

Во вторую группу входят вес остальные товары и услуги. Регулирование цен этой группы товаров и услуг осуществляет министр торговли. В тоже время предусмотрена возможность передачи им исполнительских функций (целиком или частично) местным органам власти. Однако последние играют вспомогательную роль, поскольку их решения не имеют юридической силы без утверждения министром торговли [2.8].

Список товаров, входящих в ту или иную категорию, достаточно подвижен. Например, в настоящее время количество товаров с твердо устанавливаемой ценой сократилось с 84 до 10.

Контроль за соблюдением регулируемых цен и сбор информации об уровне складывающихся на рынке цен осуществляет специальный отдел Министерства торговли. В ведении этого министерства находится также специальная служба - рыночная полиция, которая систематически осуществляет контроль за ценами на рынках и в магазинах.

Для поддержания цен на пониженном уровне, а также в целях увеличения объема реализации товаров потребительского и хозяйственного назначения, домашнего обихода и т.д. в стране дважды в год проводится распродажа товаров по сниженным ценам.

Таким образом, государство в цивилизованных странах не устраняется от контроля за ценообразованием на внутреннем рынке и от разумного регулирования цен, причем решает эти задачи разнообразными методами, с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой стране.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара

и торговых сетей в отношении торговой деятельности (на примере Департамента Потребительского рынка и услуг городского округа Самара)

 

2.1 Деятельность Департамента по отношению к торговым сетям

 

Согласно Положению о Департаменте потребительского рынка и услуг г.о.Самара от 24.09.2009 г. данная организация является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере потребительского рынка и услуг.

В своей деятельности Департамент руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством Самарской области, Уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Положением.

Департамент является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и смету расходов на содержание Департамента, лицевой счет в Департаменте финансов Администрации городского округа Самара, круглую печать со своим наименованием, соответствующие штампы и бланки, а также иные реквизиты, может приобретать и осуществлять имущественные и иные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде [1.2.5].

Основными задачами Департамента являются:

  • Реализация на территории городского округа Самара единой муниципальной политики в сфере потребительского рынка. Комплексное развитие системы торговли, общественного питания и бытового обслуживания в целях обеспечения потребностей населения.
  • Создание условий для обеспечения населения товарами, услугами общественного питания и бытового обслуживания.
  • Развитие межрегиональных связей с целью привлечения продовольственных ресурсов в торговую сеть городского округа Самара для удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах.
  • Создание комплексной системы формирования и развития объектов потребительского рынка с учетом городской инфраструктуры.
  • Защита прав и интересов потребителей и предупреждение фактов нарушения законодательства о защите прав потребителей на территории городского округа Самара.
  • Реализация полномочий органов местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории городского округа Самара.

В целях выполнения возложенных задач в отношении торговых сетей Департамент осуществляет следующие функции:

    • Участвует в подготовке решений и рекомендаций по определению приоритетов развития потребительского рынка, может выступать инициатором и головным исполнителем, а также участвовать в разработке и реализации целевых программ городского округа Самара в пределах компетенции Департамента.
    • Взаимодействует с отраслевыми (функциональными) и территориальными органами Администрации городского округа Самара по вопросу размещения и расширения сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
    • Взаимодействует с администрациями муниципальных образований Самарской области по привлечению сельскохозяйственной продукции на потребительский рынок городского округа Самара.
    • Осуществляет мониторинг состояния потребительского рынка городского округа Самара, анализ сведений о наличии товаров первой необходимости, расчет обеспеченности населения городского округа Самара организациями торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
    • Осуществляет контроль за организацией и осуществлением деятельности по продаже товаров (выполнением работ, оказанием услуг) на рынках городского округа Самара в пределах компетенции органов местного самоуправления.
    • Осуществляет контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством.
    • Представляет Администрацию городского округа Самара по вопросам, отнесенным к его компетенции, в органах власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, судах.
    • Осуществляет совместные мероприятия по выявлению и пресечению нарушений в сфере потребительского рынка во взаимодействии с контрольными, надзорными и правоохранительными органами, с органами исполнительной власти Самарской области.

Руководство деятельностью Департамента осуществляет заместитель Главы городского округа Самара - руководитель Департамента Моргунов В.П., назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой городского округа Самара.

Для реализации единой политики на территории города и в связи с большим количеством задач и функций в Департаменте создано структурное подразделение по работе в области торговли – Отдел организации торговли Департамента Потребительского рынка и услуг.

Согласно Положению об отделе организации торговли Департамента потребительского рынка и услуг данный отдел является структурным подразделением Департамента потребительского рынка и услуг Администрации городского округа Самара.

В своей деятельности Отдел руководствуется законодательством Российской Федерации, законодательством  Самарской области, Уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и Положением об отделе организации торговли [1.2.5].

Основными задачами Отдела являются:

  • Реализация единой муниципальной политики в сфере торговли;
  • Комплексное развитие системы торговли;
  • Создание условий для обеспечения населения городского округа товарами;
  • Развитие межрегиональных связей с целью, привлечения товарных ресурсов в торговую сеть городского округа для удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах;
  • Создание комплексной системы формирования и развития объектов потребительского рынка с учетом городской инфраструктуры.
  • К основным функциям в отношении торговых сетей относятся:
  • Ведет дела о социальных магазинах на территории городского округа Самара;
  • Осуществляет мониторинг состояния потребительского рынка городского округа Самара, анализ запасов товаров первой необходимости, расчет обеспеченности населения организациями торговли;
  • Создает карту с нанесенными объектами потребительского рынка и услуг на базе геоинформационной системы ДубльГИС;
  • Разрабатывает предложения по внедрению новых форм и методов торговли.
  • Наблюдение за ценами на продовольственные товары первой необходимости, анализ их динамики;
  • Анализ запасов продовольствия на территории г. о. Самара;
  • Корректировку базы объектов потребительского рынка с учётом поступающей информации об открывшихся и закрывшихся объектах.
  • На основании данных, поступающих от администраций районов г.о. Самара, специалистами Департамента еженедельно осуществляется мониторинг средних розничных цен городскому округу. Готовится сравнительный анализ цен с предыдущим периодом (неделей, кварталом и т.д.) и производится анализ запасов продовольствия на территории г.о. Самара.
  • По запросу Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области еженедельно собирается, обобщается и анализируется информация об интервалах розничных цен и торговых наценках на социально-значимые продукты на территории городского округа.
  • Организация работ по развитию сети социальных магазинов на территории г. о. Самара.
  • В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара от 04.06.2010 №590 «О создании сети социальных магазинов на территории городского округа Самара» специалистами Департамента ведется работа по расширению сети социальных магазинов на территории г.о. Самара.

Информация о работе Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности