Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2014 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка механизмов взаимодействия органов муниципального управления с сетевыми предприятиями торговли по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости.
Цель работы определила ее задачи:
- рассмотреть социальную политику государства и выделить ее основные направления;
- изучить и проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую торговую деятельность в России;
- рассмотреть существующие механизмы взаимодействия органов муниципальной власти г.о. Самара и сетевых предприятий торговли по обеспечению населения товарами первой необходимости, определить проблемы взаимодействия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Социальная цена в контексте социальной политики государства…………7
1.1 Социальная политика государства и основные ее направления………...7
1.2 Направление и формы реализации государственной политики в сфере социальных цен………………………………………………………………………..11
1.3 Государственное регулирование в сфере торговли и ценообразования: России и Зарубежных стран………………………………………………………….15
Глава 2 Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности (на примере Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара)……………………..29
2.1 Деятельность Департамента по отношению к торговым сетям………..29
2.2 направления деятельности и функции Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара в отношении сетевых магазинов……...34
2.3 Политика торговых сетей в области социальных цен на примере сети магазинов «Пятерочка»……………………………………………………………….41
Глава 3 Разработка механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с торговой сетью «Пятерочка» по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости по социальным ценам………………48
Заключение…………………………………………………………………………….57
Список источников и литературы……………………………………………………62

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

Компания X5 Retail Group разработала свою товарную политику, которая является одним из ведущих звеньев в продаже товаров предприятиями (организациями). Она является составной частью маркетинговой стратегии и представляет собой комплекс мероприятий по развитию ассортимента, созданию новых товаров и исключению из производственной программы тех товаров, которые утратили свой потребительский спрос, разработке новой упаковки и брэнда товара. Разработка товарной политики для каждого предприятия в современных условиях и выработка своей рыночной стратегии является важным направлением в их деятельности.

Товарная политика - определенный набор действий или заранее обдуманных методов и принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается преемственность и целеустремленность мер по формированию и управлению ассортиментом товаров [2.9].

В современных условиях предприятию для того, чтобы выжить и развиваться, занять стабильную позицию на рынке необходимо вести политику формирования ассортиментной политики на базе использования жизненного цикла товара.

Процессу формирования ассортимента товаров предшествует его умение воплощать уже имеющиеся и/или потенциальные технические и материальные возможности в продуктах, которые приносят прибыль, обладают потребительской ценностью, удовлетворяющей покупателя.

Товарный ассортимент - это группа товаров, связанных между собой либо общностью использования и функционирования, либо продающихся через одни и те же торговые точки, либо в пределах одинакового диапазона цен.

Но не только гибкая товарная политика помогает выжить в условиях высокой конкуренции, но и правильная торговая политика делает компанию успешной на торговом рынке, вытесняя более слабых конкурентов. Поэтому особое внимание компания «Пятерочка» уделяет формированию приоритетов долгосрочного развития, которые задают контуры торговой политики. Ее реализация не возможна без внутренней перестройки самого предприятия - появления новых функций и видов деятельности, повышения его коммуникационной активности, создания условий для управления интегрированными процессами, комплексного использования маркетингового инструментария.

Торговая политика предприятий - многоплановая деятельность, включающая определение и выбор целевого потребительского сегмента, установление системы коммуникаций с потенциальными и реальными потребителями, изменение внутренней организации и управления предприятия-производителя, для лучшего восприятия рыночных сигналов и адаптации выпускаемой продукции (по ассортименту, качеству, цене) к требованиям потребителей, построение/выбор дистрибьюторской сети, стимулирование продвижения продукции к потребителю, трансформацию и передачу сигналов рынка вверх по технологической цепочке путем налаживания взаимоотношений с поставщиками.

Организационная и функциональная трансформация, направленная на улавливание и передачу сигналов рынка, проявляется в усиливающейся роли отделов сбыта, по отношению к отделам снабжения, выделению отделов маркетинга, PR в отдельные подразделения. Все чаще организация закупок основных видов сырья и оборудования осуществляется на тендерной основе. Хотя по-прежнему, проблема прозрачности работы служб сбыта и снабжения остается ключевой для большинства предприятий.

Несмотря на то, что отделы маркетинга созданы практически во всех организационно управленческих структурах, вместе с тем, они еще не занимают должного места в управленческой иерархии. Как правило, эти отделы сосредоточивают свою деятельность на отдельных функциях маркетинга и не играют роли координирующих центров между производящими и потребляющими игроками рынка [2.10].

Вместе с тем нарождаются новые структурные объединения, на основе устойчивого рыночного взаимодействия. Объединяющей основой для них является не только и не столько единая собственность, как формирующаяся модель совместного управления. Характерными особенностями этой модели являются интерактивное взаимодействие по всей цепочке хозяйственных связей при передаче сигналов рынка, попытки непосредственного включения конечного потребителя в эту систему, выстраивания всей системы взаимодействия от приоритетов конечного потребителя, усиление зависимости финансовых результатов деятельности предприятия от ориентации его на потребности клиента. Безусловно, сегодня мы можем говорить только о робких ростках этой системы, ее зародышевых формах. Однако выявление этих новых форм, пропаганда нарождающихся управленческих новаций, будет, по-нашему мнению, стимулировать активизацию рыночной политики современного российского предприятия.

Так называемые экономичные универсамы обслуживают около 60% населения. Ориентация на небогатую часть населения диктует следующее условие: цены должны быть низкими. Основным показателем для сравнения служат мелкооптовые рынки. Если в супермаркетах торговая наценка составляет около 40%, то в «Пятерочке» всего лишь 10-12%. В результате продукты стоят на 10-15% дешевле, чем на розничном рынке, и на 20-30% дешевле, чем в супермаркетах и гипермаркетах.

Но торговая сеть не может функционировать без прибыли, поэтому приходится максимально снизить издержки. Ассортимент включает только самые ходовые товары и меняется вместе с потребительским спросом. Свободные торговые площади сдаются в аренду. Экономят на оформлении и оборудовании торговых залов, на количестве услуг для потребителей.

Снижают издержки на обслуживание продукта: логистику, доставку, предпродажную подготовку и т.д. Эти затраты составляют примерно 85% розничной наценки. В «Пятерочке» они в пять раз ниже, чем у среднего регионального универсама. «Пятерочка» пользуется собственным автотранспортом. В компании есть даже собственное строительное подразделение. Его работа позволила сократить сроки постройки магазинов до четырех месяцев.

Сейчас около 75% товаров, реализуемых через торговую сеть «Пятерочка» - это товары российского производства. Компания работает с 500 поставщиками. В «Пятерочке» практикуется взаимовыгодная форма работы с поставщиками. Сеть берет на себя часть затрат по логистике и доставке продукции, а также продвижение товара на рынке, освобождая производителя от сложностей, связанных с процессом маркетинга и рекламы. Производитель снижает свои цены. В результате растет спрос на более дешевую продукцию, увеличивается объем продаж в магазинах. Производитель в свою очередь увеличивает объем выпускаемой продукции и, соответственно, получает дополнительную прибыль. Именно поэтому основными требованиями к поставщикам являются минимальная себестоимость продукции, высокое качество товара и упаковки, соблюдение графика поставок и удобная логистика [3.1, стр.14].

Федеральная сеть «Пятерочка» снижает цены на товары за счет максимального снижения издержек компании. К тому же большинство товаров реализуемых этой сетью выпускаются отечественными производителями, что существенно снижает закупочные цены. Ценовая и товарная политика компании направлена на небогатую часть населения. Для прибыли задействованы каждые свободные метры торговых площадей магазинов, где размещаются рекламные стойки и вывески различных компаний. Может быть благодаря такой гибкой и рациональной торговой политики компания смогла достичь больших успехов и стать лидирующей сетью на розничном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Разработка механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с торговой сетью «Пятерочка» по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости

 

В последнее время в магазинах самообслуживания наблюдается тенденция стремительного снижения качества обслуживания и присутствие на полках магазинов товара сомнительного качества. Данная проблема не может не интересовать органы муниципального управления, так как вся эта ситуация в первую очередь затрагивает интересы населения. Так же не  маловажной проблемой для Администрации города является обеспечение населения товарами первой необходимости. Периодически на прилавках магазинов города наблюдается ситуация, когда некоторая группа товаров первой необходимости отсутствует. Причиной такой ситуации является отсутствие товара на складах торговых сетей, нехватка заготовительного сырья у поставщика-производителя. Такая ситуация могла возникнуть вследствие следующих факторов:

- не согласованность действий  администрации и торговых сетей;

- отсутствие форм взаимодействия  администрации города и торговых  сетей по обеспечению населения товарами первой необходимости.

Для того что бы решить выявленные проблемы необходимо разработать комплекс мероприятий и формы взаимодействия муниципальных органов управления и торговых сетей.

Перед тем как разработать формы взаимодействия торговых сетей и администрации необходимо рассмотреть, какими способами  устанавливаются низкие цены на товары первой необходимости  в магазинах: уменьшение издержек, экономия на персонале или особая торговая и ценовая политика.

Подробно изучив деятельность торговой сети «Пятерочка», можно выделить, что одним из способов ведения низкой ценовой политики является максимальное снижение издержек. Снижают издержки на обслуживание продукта: логистику, доставку, предпродажную подготовку и т.д. Эти затраты составляют примерно 85% розничной наценки. В «Пятерочке» они в пять раз ниже, чем у среднего регионального универсама. «Пятерочка» пользуется собственным автотранспортом. В компании есть даже собственное строительное подразделение. Его работа позволила сократить сроки постройки магазинов до четырех месяцев. Так же компания снижает издержки тем, что работает с российскими поставщиками. В «Пятерочке» практикуется взаимовыгодная форма работы с поставщиками. Сеть берет на себя часть затрат по логистике и доставке продукции, а также продвижение товара на рынке, освобождая производителя от сложностей, связанных с процессом маркетинга и рекламы. Производитель снижает свои цены. В результате растет спрос на более дешевую продукцию, увеличивается объем продаж в магазинах. Производитель в свою очередь увеличивает объем выпускаемой продукции и, соответственно, получает дополнительную прибыль. Именно поэтому основными требованиями к поставщикам являются минимальная себестоимость продукции, высокое качество товара и упаковки, соблюдение графика поставок и удобная логистика. Так же главной стратегической задачей компании является автоматизация и внедрение IT-технологий. В магазинах установлена единая система электронного документооборота «Пятерочка». Она была разработана специалистами компании с учетом всей специфики торговой сети. Система автоматизирует и упрощает логистику, закупку, реализацию и товародвижение в магазинах. Это позволило уменьшить расходы, время операций и затраты труда более чем на 30% [3.1].

Экономит сеть так же на количестве предоставляемых услуг для покупателей, экономят на оформлении и оборудовании торговых залов, так же на штате сотрудников. Очень частая проблема, с которой сталкиваются продавцы это маленькая заработная плата. Из-за экономии штата сотрудников, на продавцов возлагается большой объем работы. Естественно, наблюдается нехватка времени на качественное обслуживание торгового зала, на общение с покупателями.

Таким образом, подведем итог ценовой политики торгового предприятия, перечислим наиболее значимые факторы формирования низкой цены и на продукты первой необходимости, и за счет чего компания позволяет снижать цены на продукты:

  1. Максимальное снижение издержек на обслуживание продукта:

- логистика;

- доставка;

- предпродажная подготовка.

2) Работа с российскими производителями-поставщиками позволяет закупать товар по не высоким ценам, без таможенных надбавок и переплаты за транспортировку;

3) Уменьшение расходов за счет  внедрения современных IT-технологий, электронного документооборота;

4) Экономия на персонале, заработной плате, оформлении торгового зала.

В деятельности торговой организации видно, что она действует самостоятельно и все организационные моменты берет на себя, работая без чьей либо помощи и поддержки. Для того чтобы конкурировать на рынке ей приходится максимально снижать издержки и экономить буквально на всем. Эта экономия в первую очередь отражается на интересах населения, которая не может максимально удовлетворить потребности граждан. А за удовлетворение потребностей населения отвечает Администрация города. Поэтому в моем дипломном проекте будут разработаны формы взаимодействия муниципальных органов управления, в лице Администрации города, и торговой сети. Я считаю, что данное взаимодействие будет взаимовыгодно для обеих сторон.

В основном все формы взаимодействия будут иметь возможность повлиять на издержки магазина, будет предложена помощь в снижении издержек.

Одной из форм взаимодействия объектов исследования является финансовая поддержка, которая будет выражаться в виде льготной арендной платы за помещение, помощь в выдачи разрешения на строительство торговых помещений. Таким образом, если магазин будет меньше платить за аренду помещения, то сэкономленные деньги можно направить на дополнительную штатную единицу продавца, тем самым повысить качество обслуживания.

Для того чтобы взаимодействие было выгодно обеим сторонам торговая сеть в свою очередь на сэкономленные деньги сможет проводить различные акции, дегустации на продукты питания.

Давно известно, что к малообеспеченному слою населения относятся пенсионеры и люди, находящиеся на инвалидности. Именно эти люди не имеют возможность зарабатывать и не могут себе позволить покупать необходимый набор товаров первой необходимости, не говоря уже о покупке дорогих товаров.  Поэтому для данной группы людей социальные товары по низким ценам являются необходимостью. Таким образом, следующей формой взаимодействия является разработка муниципальными органами управления, совместно с торговой сетью, программы или проекта по оказанию пенсионерам и инвалидам расширенных услуг. К таким услугам относятся следующие мероприятия:

Информация о работе Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности