Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2014 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Целью дипломной работы является разработка механизмов взаимодействия органов муниципального управления с сетевыми предприятиями торговли по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости.
Цель работы определила ее задачи:
- рассмотреть социальную политику государства и выделить ее основные направления;
- изучить и проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую торговую деятельность в России;
- рассмотреть существующие механизмы взаимодействия органов муниципальной власти г.о. Самара и сетевых предприятий торговли по обеспечению населения товарами первой необходимости, определить проблемы взаимодействия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…….3
Глава 1 Социальная цена в контексте социальной политики государства…………7
1.1 Социальная политика государства и основные ее направления………...7
1.2 Направление и формы реализации государственной политики в сфере социальных цен………………………………………………………………………..11
1.3 Государственное регулирование в сфере торговли и ценообразования: России и Зарубежных стран………………………………………………………….15
Глава 2 Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности (на примере Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара)……………………..29
2.1 Деятельность Департамента по отношению к торговым сетям………..29
2.2 направления деятельности и функции Департамента потребительского рынка и услуг городского округа Самара в отношении сетевых магазинов……...34
2.3 Политика торговых сетей в области социальных цен на примере сети магазинов «Пятерочка»……………………………………………………………….41
Глава 3 Разработка механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с торговой сетью «Пятерочка» по вопросам обеспечения населения товарами первой необходимости по социальным ценам………………48
Заключение…………………………………………………………………………….57
Список источников и литературы……………………………………………………62

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются: Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 Г. № 195, ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178, ФЗ "О социальной защите инвалидов 1995 г. № 181 и др.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

Итак, смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

Одним из элементов социальной политики является социальная защита населения. Здесь рассмотрим вопрос об обеспечении населения продуктами первой необходимости, обеспечение социальными продуктами по социальной цене.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Направление и формы реализации государственной политики

в сфере социальных цен.

Важным направлением государственной политики в сфере социальной защиты населения является обеспечение населения товарами первой необходимости по доступным ценам.

Основной формой реализации государственной политики в сфере социальных цен является формирование перечня социально значимых товаров первой необходимости.

Согласно гл.2. п.6. Федерального Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 18.12.2009 г. устанавливается перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости:

  1. Говядина (кроме бескостного мяса)
  2. Свинина (кроме бескостного мяса)
  3. Баранина (кроме бескостного мяса)
  4. Куры (кроме куриных окорочков)
  5. Рыба мороженая неразделанная
  6. Масло сливочное
  7. Масло подсолнечное
  8. Молоко питьевое
  9. Яйца куриные
  10. Сахар-песок
  11. Соль поваренная пищевая
  12. Чай черный байховый
  13. Мука пшеничная
  14. Хлеб ржаной, ржано-пшеничный
  15. Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки
  16. Рис шлифованный
  17. Пшено
  18. Крупа гречневая - ядрица
  19. Вермишель
  20. Картофель
  21. Капуста белокочанная свежая
  22. Лук репчатый
  23. Морковь
  24. Яблоки

В отношении этих товаров данным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 "Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения" устанавливаются предельно допустимые розничные цены.

Для реализации политики в области социальной защиты населения и обеспечения товарами первой необходимости по доступным ценам государством, совместно с муниципальными органами управления субъектов, создаются и функционируют социальные магазины.

Социальный магазин - магазин, где малообеспеченные категории граждан могут приобрести продукты и промтовары по невысоким ценам. Социальный магазин своим существованием не только облегчает жизнь таким малообеспеченным категориям граждан, как пенсионеры, беженцы, матери-одиночки, инвалиды, многодетные семьи и лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации, но также призван снижать уровень социальной напряженности [4.2]. Действительно, заходя в обычный гипермаркет, человек с ограниченными средствами не может не испытывать негативных эмоций, наблюдая недоступное изобилие различных деликатесов, которые он никогда не сможет себе позволить купить. А социальный магазин, осуществляя продажу товаров по сниженным ценам, позволяет малообеспеченным гражданам не только делать необходимые покупки в рамках своего небольшого бюджета, но и экономить средства, откладывая деньги на более крупные и дорогие приобретения. Социальный магазин – неотъемлемая часть социальной помощи населению, однако если раньше социальный магазин обслуживал исключительно граждан, которые попадали туда по направлению органов соцзащиты, то в настоящее время социальным магазином может являться любой магазин, продающий определенный набор продуктов по «социальным ценам». Это более целесообразно, так как содержание социального магазина, обслуживающего население по направлению органов соцзащиты, целиком ложилось на плечи местных бюджетов, и так не особенно больших, к тому же бюрократические правила, связанные с собиранием разнообразных справок и доказательств, что человек действительно относится к категории малообеспеченных, приводили к тому, что некоторые люди просто махнули рукой на возможность обслуживаться в социальном магазине. Крупные ритейлеры, закупающие товары по низким оптовым ценам, вполне могут позволить себе иметь в своих торговых точках определенный ассортимент товаров, реализуемых по сниженным ценам, при этом получать от местных администраций льготы по арендной плате, однако особо прибыльным занятием социальный магазин никогда не станет. Зато социальный магазин неизменно будет пользоваться большой популярностью у населения и может не беспокоиться о рекламе – благодарные покупатели обеспечат ему отличную бесплатную рекламу сами, рассказывая о социальном магазине с низкими ценами и качественными товарами своим родным и знакомым [4.2].

В социальной защите населения активно участвуют  власти субъектов и территориальные органы управления. В сфере социальной помощи населению действует множество законов, постановлений, нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность рынков товаров и услуг, взаимодействие местных органов власти с торговыми предприятиями. Одним из основных нормативных документом, регулирующих торговую деятельность, является Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в котором закреплены основы государственного регулирования, требования по отношению к торговой деятельности в РФ. Целью данного закона является удовлетворение потребностей отраслей экономики, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Государственное регулирование в сфере торговли и ценообразования: России и Зарубежных стран.

 

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом № 381, законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основным нормативным документом в области регулирования цен и торговли является Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Данный Федеральный закон определяет основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.

 Целями Федерального Закона  является:

1) обеспечение единства экономического  пространства в Российской Федерации  путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности;

2) развитие торговой деятельности  в целях удовлетворения потребностей  отраслей экономики в произведенной  продукции, обеспечения доступности  товаров для населения, формирования  конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров;

3) обеспечение соблюдения прав  и законных интересов юридических  лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие  торговую деятельность), юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи (далее - хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров), баланса экономических интересов указанных хозяйствующих субъектов, а также обеспечение при этом соблюдения прав и законных интересов населения;

4) разграничение полномочий между  федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

 Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. Данный закон не применяется в отношениях, связанных с организацией и осуществлением: внешнеторговой деятельности; торговли на товарных биржах; деятельности по продаже товаров на розничных рынках; купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

В данном законе используется ряд научных терминов, понятий [1.2.1]. Для написания этой дипломной  работы нужны следующие понятия:

1) Торговая деятельность - вид предпринимательской деятельности,

2) Торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;

3) Торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации;

4) Продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания.

 Государственное регулирование  торговой деятельности осуществляется  посредством установления требований к ее организации и осуществлению; антимонопольного регулирования в этой области; информационного обеспечения в этой области; государственного контроля (надзора), муниципального контроля в этой области.

В соответствии с Федеральным Законом Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности:

1) обеспечение проведения государственной  политики в области торговой деятельности;

2) утверждение методики расчета  и порядка установления субъектами  Российской Федерации нормативов  минимальной обеспеченности населения  площадью торговых объектов;

3) иные предусмотренные Федеральным законом, другими федеральными законами полномочия в области государственного регулирования торговой деятельности.

К полномочиям Федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, относятся:

1) утверждение методических рекомендаций  по разработке региональных программ развития торговли;

2) утверждение формы торгового  реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта Российской Федерации, порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре;

3) участие совместно с уполномоченным  федеральным органом исполнительной  власти, осуществляющим функции  по формированию официальной  статистической информации, в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров (за исключением производителей товаров);

4) иные предусмотренные настоящим  Федеральным законом, другими федеральными  законами, указами Президента Российской  Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.

В формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности участвуют некоммерческие организации, объединенных в хозяйствующие субъекты, осуществляющих торговую деятельность, и некоммерческие организации, осуществляющих поставки товаров.

Информация о работе Взаимодействие муниципальных органов городского округа Самара и торговых сетей в отношении торговой деятельности