Лекции по "Местному самоуправлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:42, курс лекций

Описание работы

МСУ – один из важнейших институтов современного общественно-государственного устройства.
В теории и практике существуют различные оценки в определении природы (сути) МСУ.
С одной точки зрения МСУ представляется как нижний уровень государственной власти, с другой стороны – как отдельный самостоятельный уровень публичной власти.
В природе МСУ присутствует два названных начала.
В настоящее время наличие и состояние МСУ является признаком и оценкой демократичности государства.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций.docx

— 84.38 Кб (Скачать файл)

Специальные гарантии – возможность юридической  защиты общих гарантий, то есть конкретные механизмы судебной и иной защиты тех прав и полномочий МСУ, которые  охвачены общими гарантиями.

Ст.11 ЕХ МСУ предусматривает право ОМСУ на судебную защиту для обеспечения  свободного осуществления ими своих  полномочий и принципов МСУ.

Граждане, ОМСУ, ДЛ вправе предъявлять в суд, арбитражный суд иски о признании  недействительными актов органов  государственной власти, ДЛ ОГВ, ДЛ МСУ, предприятий, организаций и  учреждений, если эти акты нарушают права граждан на осуществление  МСУ.

Однако  потенциально существуют проблемы судебной защиты, связанные с огромной загруженностью судов делами, волокитой судебных процессов, низкой квалификацией судей  по вопросам МСУ. В связи с данным обстоятельством в субъектах  федерации  могут специально создаваться  уставные (конституционные) суды, а  в судах общей юрисдикции коллегии по государственно-правовым вопросам.

 

2. Ответственность органов  и ДЛ МСУ

Наряду  с гарантией прав Закон устанавливает  и ответственность, то есть наступление  неблагоприятных последствий для  органов и ДЛ за противоправные действия (бездействия), ненадлежащее исполнение своих функций.

Существуют 3 вида ответственности:

1) перед  населением МО- за ненадлежащее исполнение своих обязанностей – досрочное прекращение полномочий, перевыборы;

2) перед  государством – за нарушение  законодательства – в той мере  насколько обеспечены финансовыми  ресурсами. Ответственность для  представительного органа МСУ  наступает в случае неустранения  противоречий законодательству  в принятых решениях – законом  субъекта принимается решение  о роспуске представительного  органа. Главу МО к ответственности  привлекает (освобождает) глава субъекта, если главой МО не устраняются  судом установленные противоречия принятых им актов.

3) перед  физическим и юридическими лицами  – в соответствии с гражданским  законодательством за неисполнение  договорных обязательств.

 

3. Государственный контроль  над МСУ

Ст. 8 ЕХ МСУ установлено, что административный контроль должен :

-осуществляться  только в формах и случаях,  предусмотренных Конституцией или  Законом;

-предназначаться  только для обеспечения законности  и конституционных принципов;

-осуществляться  так, чтобы степень вмешательства  контролирующего органа была  соразмерна значимости защищаемых  интересов.

Общий надзор за соблюдением законодательства осуществляет Прокуратура РФ. В случае выявления  противоречий закону в МПА прокурор обязан принести протест на эти акты, принявшему ОМСУ или ДЛ. Протест  прокурора рассматривается в  течение 10 дней или на ближайшей  сессии представительного органа МСУ. В случае отклонения протеста (что  бывает редко) прокурор вправе обратиться в суд (такое право он имеет  изначально).

Соответствие  законодательству Устава МО контролирует орган юстиции, на который возложена  регистрация Устава.

Уполномоченные  органы государственной власти осуществляют контроль за переданными ОМСУ государственными полномочиями.

Контроль  над деятельностью ОМСУ и ДЛ в  отдельных сферах муниципальной  деятельности осуществляют специальные  органы государственного контроля: финансового, санитарного, земельного, экологического, водного, рыбного, лесного и др.

В рамках своей компетенции надзорные  органы:

- направляют  ОМСУ и ДЛ рекомендации и  методические указания;

- предписания  при выявлении нарушений;

- издают  и направляют возражения по  фактам решений и действий  ОМСУ и ДЛ с рекомендациями  в силу соображений целесообразности  и эффективности в течение  определенного срока отменить  или изменить указанные решения;

- вносят  представления в органы прокуратуры  в случае невыполнения ДЛ и  ОМСУ полученных рекомендаций.

Органы  финансового контроля имеются в  системе Министерства Финансов  РФ, они осуществляют контроль за целевым расходованием бюджетных средств. Кроме того, имеются контрольные органы в законодательных органах субъектов РФ, которые осуществляют контроль за целевым использованием переданных бюджетных средств.

Судебный  контроль призван обеспечить законность и непредвзятость, справедливость. Наиболее формализованный. Строится исключительно  на правовой регламентации. Решения  ОМСУ, ДЛ могут быть обжалованы гражданами в суде, арбитражном суде. Наиболее распространенными случаями судебного  оспаривания  являются решения ОМСУ по выделению земельных участков, приватизации объектов муниципальной  собственности, установления правил, ограничивающих права граждан и их законные интересы.

 

Лекция 12. Межмуниципальное сотрудничество

 

         1. Зарубежный  опыт организации союзов и  ассоциаций МО

Сотрудничество  МО может осуществляться в разных формах: союзы, ассоциации, хозяйственные  общества и др.

Наибольшее  распространение получили союзы  и ассоциации. Цель их организации  – обеспечение взаимодействия ОМСУ в представлении и защите общих  интересов перед органами государственной власти, сотрудничества с международными и зарубежными организациями, методического и организационного обмена опытом.

ЕХ МСУ (ст.10) предусматривает, что право  ОМСУ вступать в ассоциации для защиты и достижения общих интересов  должно быть признано в каждом государстве.

Такие положения  в большинстве стран имеются. Накоплен большой опыт.

В США  создана Национальная Лига городов, главная задача которой – лоббирование интересов городов в конгрессе  и федеральном правительстве. Лига объединяет столицы штатов, наиболее крупные города и городские агломерации. В каждом штате есть своя лига городов. Для организации межмуниципального  хозяйственного сотрудничества и решения  задач, затрагивающих интересы нескольких соседних муниципалитетов создаются специальные округа (школьные, водохозяйственные и др.).

В Германии в состав Немецкого Союза городов  входят 745 членов, в т.ч. 144 города являются непосредственными членами, а 601 –  косвенными членами, входящими в  состав союза через 11 земельных союзов. В союз входят также 8 региональных и специальных союзов в качестве чрезвычайных членов.

В Испании  существуют такие ассоциации, как  синдикаты коммун, созданные для  совместного проведения определенных работ, относящихся к компетенции  заинтересованных коммун.

Авторитетными неправительственными международными форумами местных властей являются:

-Международный  союз местных властей, основная  задача которого создание благоприятных  условий межмуниципального сотрудничества, защита интересов МСУ в собственных  государствах и на международном  уровне;

-Конгресс  местных и региональных властей  Европы, в составе которого имеется палата местных властей.

2. Союзы и ассоциации  в РФ

Одним из первых межмуниципальных объединений  в РФ являлась созданная в 1986г. ассоциация сибирских городов, преобразованная  затем в АСДГ (ассоциацию сибирских  и дальневосточных городов). В 1991 году создан Союз российских городов, объединивший крупные города. В настоящее  время существуют десятки союзов и ассоциаций МО.

Союзы (ассоциации) ОМСУ являются юридическими лицами и  подлежат государственной регистрации  в порядке, установленном для  некоммерческих организаций. Учредителями являются ОМСУ. Учредительный договор  устанавливает вид деятельности, право на долевое участие, организационные  формы управления, порядок принятия решений. Создаются без ограничения  срока, если иное не предусмотрено договором.

 Союзы  и ассоциации МО можно классифицировать:

-по представительству  на:

1) объединяющие  МО в целом;

2) объединяющие  представительные или иные органы  МСУ.

-по профилю  деятельности:

1) широкого  профиля;

2) специализированные (союз шахтерских городов, наукоградов, союз ЗАТО).

-по территории  действия:

1) региональные (в НСО – совет муниципальных образований),

2) межрегиональные  ( АСДГ, союз городов Центра и Северо-Запада, ассоциация городов Поволжья, Юга России, Крайнего Севера),

3) общероссийские (союз российских городов, союз малых и средних городов России).

Союзы принимают  участие в разработке и обсуждении проектов законов, которые затрагивают  интересы МСУ, реализации государственных  программ, в парламентских слушаниях, международных форумах по проблемам  МСУ, осуществляют взаимодействие с  зарубежными союзами и ассоциациями.

В 1998 году учрежден Конгресс МО РФ – единая общенациональная организация, союз союзов, поддержанный указом Президента. Конгресс тесно  сотрудничает с органами государственной власти, отстаивает и защищает интересы МСУ при проведении государственной политики.

 

3. Совершенствование системы  межмуниципального сотрудничества

ФЗ-2003г  вносит существенные изменения в  деятельность союзов и ассоциаций. Устанавливается, что в каждом субъекте РФ должен быть создан единый Совет  муниципальных образований, в котором  Устав Совета, органы управления, определен  порядок внесения и размер членских взносов. Органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность союзов или ограничивать ее.

Региональные  советы МО могут образовывать единое общероссийское объединение МО. Новая  система может быть образована в  будущем при полном вступлении в  силу ФЗ-2003г.

ФЗ-2003г  впервые установил возможность  создания межмуниципальных хозяйственных  обществ для совместного решения вопросов местного значения в форме ЗАО, ООО, АНКО и фондов. Это открывает новые возможности для межмуниципального хозяйственного сотрудничества в интересах МО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Лекции по "Местному самоуправлению"