Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 10:06, реферат

Описание работы

Актуальность выбранной темы определяется весомой ролью бюджетной системы РФ в социально-экономическом развитии государства и муниципального уровня в частности. При этом реформа местного самоуправления и проблемы ее реализации в России только пробуждают дополнительный интерес к статусу местных бюджетов, их отличительным особенностям и возможностям влияния на экономическую ситуацию.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (7).doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Для формирования потенциала инновационного  развития территории и его реализации принципиальное значение имеет финансовое обеспечение и  организационно-экономический  механизм его функционирования.

Местное самоуправление является организующей основой становления гражданского общества, направленной на обустройство территории проживания и повышение качества жизни сообщества. Отметим, что особое значение для формирования благоприятных факторов  устойчивого развития территории  приобретает внедрение инновационных технологий и процессов в различные отрасли, прежде всего отрасли, относящиеся к  специализации данного региона.  

Остановимся на специфике роли местных бюджетов в современных условиях. Местное  самоуправление призвано заниматься проблемами, выходящими за пределы сферы деятельности и границ обитания отдельной семьи, предприятия, учреждения, вопросами обустройства жизни сообщества в границах конкретного села, поселка, города.

Актуальность  выбранной темы определяется весомой  ролью бюджетной системы РФ в социально-экономическом развитии государства и муниципального уровня в частности. При этом реформа местного самоуправления и проблемы ее реализации в России только пробуждают дополнительный интерес к статусу местных бюджетов, их отличительным  особенностям и возможностям влияния на экономическую ситуацию.

1.Местное самоуправление представляет собой специфическое управляющее воздействие власти граждан, которые на местном уровне, с одной стороны, участвуют в осуществлении воли государства, с другой - наиболее полно выражают собственные интересы.

Сегодня роль органов  местного самоуправления неуклонно  возрастает, как в экономическом, так и социальном плане. Они получили большие права в области руководства  хозяйственным и социально-культурным строительством на подведомственной территории.

Поэтому местный  бюджет призван обеспечить эффективное  финансирование именно тех задач, которые  могут  решаться только на  местном  уровне  и  связаны непосредственно с жизнеобеспечением граждан. К основному перечню задач местного самоуправления можно отнести:

- удовлетворение  потребностей населения в разного  рода услугах, в том числе  социально-культурных;

- комплексное  социально-экономическое развитие  территории на основе рационального  использования ее ресурсного  потенциала;

- распределение  социальных благ гарантированных  государством, обеспечение их доступности,  всеобщности, адресности;

- поддержание  систем, обеспечивающих жизнедеятельность  территориального сообщества.

Реформа местного самоуправления, которая началась с  принятия закона № 131-ФЗ, привела к изменению роли и статуса местных бюджетов как следствие приближения власти к населению и создания муниципальных образований низового уровня – городских и сельских поселений. В итоге изменилась даже структура бюджетной системы России. В Бюджетном кодексе она до сих пор трактуется как трехуровневая, но на практике мы имеем полноценный четвертый уровень в виде указанных поселений. [2, ст.10]

В качестве составной  части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями (рис. 1).

Рис. 1 Система  местных бюджетов в бюджетной системе РФ

Социально-экономическое  развитие муниципальных образований  в первую очередь, зависит от наличия  в местных бюджетах финансовых ресурсов, за счет которых органы местного самоуправления могут эффективно решать вопросы  территориального значения.

Доходы местных бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством и состоят из собственных доходов и субвенций, предоставляемых на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных им органами вышестоящего уровня.

Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде).

В соответствии с законом «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения, которые должны финансироваться за счет местных бюджетов, относятся: [3,ст.14]

- дорожная деятельность  в отношении автомобильных дорог  местного значения в границах  населенных пунктов, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест);

- участие в  предупреждении и ликвидации  последствий чрезвычайных ситуаций  в границах населенного пункта;

- обеспечение  условий для развития на территории  физической культуры и массового  спорта;

- организация  благоустройства и озеленения  территории;

- организация  и осуществление мероприятий  по гражданской обороне, защите  населения и территории от  чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера;

- создание, содержание  и организация деятельности аварийно-спасательных служб;

- создание, развитие  и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных  местностей и курортов местного  значения;

- содействие  в развитии сельскохозяйственного  производства, создание условий  для развития малого и среднего предпринимательства;

- организация  и осуществление мероприятий  по работе с детьми и молодежью;

- и др.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства, непосредственного географического  расположения и подведомственности его территориальным органам различного уровня.

Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов. Дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и  каждый год планового периода) устанавливается решением о бюджете. При этом он не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений. [2, ст. 92.1]

2. В целях оценки изменения роли местных бюджетов в период проводимых реформ был проведен анализ структуры и динамики доходной и расходной частей местных бюджетов, как в целом по РФ, так и на территории г. Шадринска.

Расходы местных бюджетов за последние 5 лет увеличились в объеме, что уже позволяет говорить о повышении роли местных бюджетов в финансировании приоритетных направлений.

По данным Министерства финансов РФ, структура расходов местных  бюджетов в рамках реализации реформы местного самоуправления несколько изменилась. Основное место по-прежнему занимает образование, но доля его еще более увеличилась. На втором месте – ЖКХ, доля которого также выросла, а здравоохранение на третьем месте, но доля его постепенно снижается.  

В этой связи  интересна динамика Шадринского  бюджета, который относится к  городским округам. 

Город Шадринск является вторым по величине промышленным центром Курганской области и имеет статус города областного подчинения.

Основу экономического и социального развития города Шадринска составляют промышленные предприятия. Ведущими промышленными предприятиями города являются ОАО «Шадринский автоагрегатный завод», выпускающий автозапчасти и ОАО «Шадринский молочно-консервный комбинат», занимающийся производством цельномолочной продукции. На этих предприятиях производится до 70% от общего объема промышленной продукции. Они — основные плательщики налогов в городской бюджет. Следовательно, развитие промышленности напрямую влияет на качество жизни горожан, так как обеспечивает занятость и денежные доходы населения.

Роль бюджета г. Шадринска  проявляется в расходной части, которая включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием  экономики и социальной сферы. Анализ динамики расходной части городского бюджета проводился в динамике за шесть лет (рис. 2). Данные получены из таблицы 1.

Рис.2 Динамика расходов бюджета города Шадринска, тыс. руб.

Таблица 1

Динамика расходов бюджета  города Шадринска

Эта информация подтверждает то, что город не имеет  серьезных отличий от общей картины  по стране. Так общий объем расходов бюджета г. Шадринска увеличивался до 2009 года, а далее немного снизился из-за перераспределения бюджетных полномочий. При этом в структуре расходов около половины приходится на образование, а четвертая часть – на ЖКХ. (Рис.3) 5

5

  

 

Рис.3 Структура расходов бюджета в г. Шадринске в 2012 году

По сравнению  с дореформенным периодом доли расходов также изменились. Анализ динамики и структуры доходов проведен за шесть лет (рис. 4).Общий объем  доходов увеличивался до 2009 года, а  с 2010 года наблюдается некоторое снижение объема доходов, что связывается с экономическим кризисом и финансовыми проблемами местных предприятий.   

Рис. 4 Динамика доходов бюджета города Шадринска

По объему и  экономическому значению главную позицию  в доходах бюджета города занимают, налоговые и неналоговые доходы, в частности налог доходы физических лиц, который составляет 233 733 тыс. руб. или 24,2% всех доходов бюджета в 2011 году.

Отмечается, что  НДФЛ занимает центральное место  в системе доходов. В период финансово-экономического кризиса НДФЛ стал основным источником, обеспечивающим достаточно стабильные поступления в доходную часть  местных бюджетов. При этом доля этого налога в доходах растет год от года. Так, в 2005 году НДФЛ занимал в доходах - 19,1%,в 2008 – 20,9%, в 2009 –18,07%, в 2010г – 21,9%, а в 2011 году - уже 24,2%. Данные получены из таблицы 2.  

 Таблица  2

Динамика собственных  доходов бюджета города Шадринска  за 2005-2011 годы, тыс. руб.

 

Эксперты утверждают, что реформа местного самоуправления привела к закреплению за местным  бюджетом значительной доли полномочий, не подкрепленных адекватным количеством бюджетных средств. Сейчас финансовые ресурсы концентрируются на федеральном уровне, а субфедеральные бюджеты – с постоянным дефицитом. И этот процесс усиливается. По мнению российских ученых, это противоречит общемировой практике. в большинстве стран мира федеральные бюджеты формируются с дефицитом, а доходы региональных бюджетов равны или превышают их расходы.

В итоге можно  выделить ряд проблем, которые снижают  роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии страны в целом:

- повсеместный  бюджетный дефицит;

- низкая степень  использования потенциала местных  налогов и другие;

При этом нельзя не отметить, что на муниципальном  уровне проводятся отдельные мероприятия  по решению указанных проблем. Так, на территории г. Шадринска:

·  действует Муниципальная целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в г.Шадринске";

·  "Повышение безопасности дорожного движения и др.

Вообще среди главных направлений решения финансовых проблем  местных бюджетов выделяют следующее:

1. Закрепление  за местным уровнем большего  количества налогов.

2. Повышение  неналоговых доходов местных  бюджетов за счет использования  муниципального имущества (приватизация).

Однако указанные  направления не позволяют в полной мере повысить роль муниципального уровня. Если они будут реализованы, то конечно ничего негативного здесь не будет, но все это снова меры быстрого реагирования.

Реально повышать роль местного бюджета нужно не за счет «подачек» сверху, а только за счет эффективной самостоятельной работы местных властей.

Одним из основных мероприятий может стать выделение  межбюджетных трансфертов только нуждающимся  муниципальным образованиям при  условии достижения ими особых результатов, например положительная динамика неналоговых доходов, рост инвестиционной активности и др.

Особое же внимание следует уделить развитию межмуниципального  сотрудничества – взаимодействия органов  местного самоуправления между собой, а также с привлечением заинтересованных участников, охватывающая два и более муниципальных образования (полностью или частично), направленная на эффективное решение актуальных задач местного социально-экономического развития.

Среди ключевых направлений межмуниципального  сотрудничества на данный момент можно отметить содействие развитию малого бизнеса, решение проблем утилизации бытовых отходов и охраны окружающей среды, решение социальных проблем, разработку и реализацию совместных инфраструктурных проектов. Многие эксперты считают, что межмуниципальное взаимодействие возможно при разработке и реализации совместных программ занятости населения и обмене опытом, повышении квалификации муниципальных служащих. Недооценивается сегодня межмуниципальное взаимодействие в таких сферах, как реализация жилищной политики, программы в области спорта и культуры, решение проблем в области сельского хозяйства. 

Информация о работе Местное самоуправление