Лекции по "Местному самоуправлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:42, курс лекций

Описание работы

МСУ – один из важнейших институтов современного общественно-государственного устройства.
В теории и практике существуют различные оценки в определении природы (сути) МСУ.
С одной точки зрения МСУ представляется как нижний уровень государственной власти, с другой стороны – как отдельный самостоятельный уровень публичной власти.
В природе МСУ присутствует два названных начала.
В настоящее время наличие и состояние МСУ является признаком и оценкой демократичности государства.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций.docx

— 84.38 Кб (Скачать файл)

6. Особенности возникновения, осуществления  и прекращения права муниципальной  собственности, а также порядок  учета муниципального имущества  устанавливаются федеральным законом.»

 

В муниципальной  собственности может находиться только имущество, необходимое для  выполнения полномочий органов МСУ, как публичной власти. Имущество, предназначенное для коммерческого  использования (извлечения прибыли) и  не предусмотренное полномочиями ОМСУ, в муниципальной собственности  находиться не может. ФЗ-2003г. установил  конкретный состав имущества по типам  муниципальных образований. В зависимости  от назначения муниципальное имущество  можно разделить на 2 группы:

1)позволяющее вести хозяйственную деятельность, закрепляемое за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения или за муниципальными учреждениями на праве оперативного управления;

2)имущество  для выполнения управляющих и  иных нехозяйственных функций.

Имущество незакрепленное за МУП и МУ входят в состав муниципальной казны.

Способы использования имущества:

-непосредственно  ОМСУ,

-передача  в аренду,

-передача  в хозяйственное ведение или  оперативное управление МУП и  МУ,

-передача  в уставный капитал,

-отчуждение: приватизация, мена, дарение.

Приватизация  проводится в порядке, установленном  представительным ОМСУ. (По программе  приватизации либо в индивидуальном порядке).

 

3.Местные бюджеты

Наличие местного бюджета является необходимым условием реализации местного самоуправления. Каждое МО имеет собственный  бюджет. Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.

 

Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления. В настоящее  время бюджетная система РФ включает в себя 4 уровня, два из которых  относятся к местным бюджетам. В ЕХМСУ установлены следующие  требования к финансовым ресурсам МСУ:

-достаточность  собственных финансовых средств  и их соразмерность предметам  ведения и полномочиям,

-свободное  распоряжение этими средствами  при осуществлении своих функций,

-поступление  хотя бы части финансовых средств  за счет местных налогов и  сборов,

-защита  финансово слабых ОМСУ за счет  процедур финансового выравнивания,

-предоставление  субсидий не в ущерб выбора  политики ОМСУ.

В соответствии с требованиями федерального законодательства (БК, ФЗ-2003г.) Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов (не более 10%), уровню и составу муниципального долга (не более собственных доходов), исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных законодательством.

Полномочия  местной администрации поселения  по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.

Органы местного самоуправления в  порядке, установленном законодательством, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов  Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.

В местных  бюджетах раздельно предусматриваются  доходы, направляемые на осуществление  полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для  обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных  государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а  также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

Проект местного бюджета, решение  об утверждении местного бюджета, годовой  отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных  служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.

Органы  местного самоуправления поселения  обеспечивают жителям поселения  возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

 

 

4.Доходы и расходы  местных бюджетов

 

В соответствии со ст.55 ФЗ-2003г.

 

  К доходам местных бюджетов  относятся:

1) средства  самообложения граждан 

(разовые  платежи граждан, осуществляемые  для решения конкретных вопросов  местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Вопросы введения и использования разовых  платежей граждан решаются на местном  референдуме (сходе граждан).

2) доходы  от местных налогов и сборов (земельный налог и налог на имущество физических лиц);

3) доходы  от региональных налогов и  сборов (по налоговым ставкам,  установленным законами субъектов  Российской Федерации в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах, на один год – не допускается);

4) доходы  от федеральных налогов и сборов (в соответствии с федеральным законодательством);

5) безвозмездные  перечисления из бюджетов других  уровней (в первую очередь,  регионального), включая дотации  на выравнивание бюджетной обеспеченности  из фонда финансовой поддержки  (поселений или муниципальных  районов по соответствующей методике), субвенции из фонда компенсаций  на осуществление переданных  государственных полномочий (по  методике, утверждаемой законом), субсидии  из фонда муниципального развития  на реализацию инвестиционных  программ и проектов развития  МО (утверждаемых законом о бюджете), субсидии из фонда софинансирования расходов МО, иные безвозмездные перечисления;

6) доходы  от имущества, находящегося в  муниципальной собственности;

7) часть  прибыли муниципальных предприятий,  в размерах, устанавливаемых нормативными  правовыми актами представительных  органов муниципального образования,  и доходы от оказания органами  местного самоуправления и муниципальными  учреждениями платных услуг;

8) штрафы, установление которых в соответствии  с федеральным законом отнесено  к компетенции органов местного  самоуправления;

9) добровольные  пожертвования;

10) иные  поступления в соответствии с  федеральными законами, законами  субъектов Российской Федерации  и решениями органов местного  самоуправления.

К собственным  доходам местных бюджетов относятся  все вышеуказанные доходы за исключением  безвозмездных перечислений из бюджетов других уровней.

Уровень собственных доходов, несмотря на их большой перечень, чрезвычайно низкий. В настоящее время он составляет 5-10%- для абсолютного большинства  МО.

  В соответствии со ст. 53 ФЗ-2003г.

Органы  местного самоуправления должны вести  реестры расходных обязательств муниципального образования.

Органы  местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия  оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и  учреждений, устанавливают муниципальные  минимальные социальные стандарты  и другие нормативы расходов местных  бюджетов на решение вопросов местного значения.

Порядок осуществления расходов местных  бюджетов на осуществление отдельных  государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, устанавливается  соответствующими законами (федеральными либо субъектов Российской Федерации).

Осуществление расходов местных бюджетов на финансирование полномочий федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации не допускается, за исключением случаев, установленных  федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации.

Муниципальные образования вправе привлекать заемные  средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в  соответствии с требованиями федеральных  законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной  власти.

 

5.Выравнивание бюджетной  обеспеченности МО

Муниципальные образования можно разделить  по признаку финансовой обеспеченности на доноров и реципиентов. Территории МО-Доноров (крупных городов, территории с производственной специализацией) имеют источники доходов, полностью  обеспечивающие не только МО собственными доходами, но и перечисляющие доходы в вышестоящие уровни бюджетной  системы. МО-реципиенты не могут обеспечить свои потребности за счет своих территории и нуждаются в финансовой поддержке  для исполнения функций, установленных  законом. Подавляющее большинство  МО  (районы и поселения) являются в настоящее время реципиентами.

В связи  с такими обстоятельствами существует проблема с одной стороны финансовой поддержки экономически слабых МО, с другой стороны изъятия избытков средств у доноров.

Налоговое регулирование в части установления ставок по регулирующим налогам не решает данной проблемы, в том числе  и по причине нестабильности этих ставок, отсутствия налогооблагаемой базы на территориях МО. Такое положение  не стимулирует ОМСУ к увеличению доходной базы, порождает иждивенческие  настроения.

Федеральное законодательство в настоящее время  установило единые нормативы отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов, долгосрочный характер их действия. Введены специальные процедуры  выравнивания бюджетной обеспеченности. Основой является показатель минимальной  бюджетной обеспеченности в расчете  на одного жителя МО.

Уровень минимальной бюджетной обеспеченности может ежегодно устанавливаться  законом субъекта РФ с учетом реальных возможностей его финансового обеспечения  и может быть различным для  разных типов МО  с учетом объема выполняемых ими функций. Если уровень бюджетной обеспеченности меньше минимального, то   предусматриваются дотации, если он больше минимального, но не более чем в 2 раза, то дополнительные доходы используются МО на собственные нужды. Если уровень бюджетной обеспеченности больше минимального более чем в 2 раза, то такое МО должно передавать 50% доходов, превышающих 2-кратный уровень, в вышестоящий уровень бюджетной системы. Для выплаты дотаций в региональном бюджете образуется фонд финансовой поддержки поселений и фонд финансовой поддержки муниципальных районов. Согласно федеральному законодательству фонд финансовой поддержки поселений может создаваться в составе бюджетов муниципальных районов.

 

Лекция 11. Государственные гарантии прав МСУ, ответственность органов  и ДЛ МСУ, контроль их деятельности

 

  1. Гарантии прав МСУ

ФЗ-2003г. (ст.3) установил, что федеральные  органы государственной власти,  органы государственной власти субъектов  РФ обязаны обеспечивать государственные  гарантии прав населения на осуществление  МСУ. Эти права могут быть ограничены ФЗ в той мере, в какой это  необходимо для защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения  обороноспособности страны и безопасности государства.

Система государственных гарантий МСУ включает общие гарантии и специальные. Общие  гарантии – законодательные нормы , гарантирующие соблюдение тех или иных прав (н-р, недопустимость осуществления МСУ органами государственной власти, недопустимость решения вопроса о реорганизации МО и его территории без учета мнения населения, социальные гарантии для муниципальных служащих, право МО на собственную символику и др.)

Информация о работе Лекции по "Местному самоуправлению"