Местное самоуправление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 10:35, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление – это реальный механизм реализации широкого круга наиболее близких населению проблем и удовлетворения наиболее важных потребностей, а так же решения государственных задач силами местных органов власти путем передачи им отдельных государственных полномочий.
Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности.

Содержание работы

Введение.
1. Правовая основа местного самоуправления.
1.1. Международное законодательство.
1.2.Конституция Российской Федерации.
1.3. Федеральное законодательство.
1.4.Законодательство субъектов Российской Федерации.
1.5. Муниципальные нормативные правовые акты.
2. Финансовые основы местного самоуправления.
2.1. Местные финансы.
2.2.Доходная часть местных бюджетов.
2.3.Расходная часть местных бюджетов.
2.4. Местная (муниципальная) собственность.
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 156.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

Введение.

1. Правовая основа местного самоуправления.

    1.1. Международное законодательство.

    1.2.Конституция Российской Федерации.

    1.3. Федеральное законодательство.

    1.4.Законодательство субъектов Российской Федерации.

    1.5. Муниципальные нормативные правовые акты.

2. Финансовые основы местного самоуправления.

   2.1. Местные финансы.

   2.2.Доходная часть местных бюджетов.

   2.3.Расходная часть местных бюджетов.

   2.4. Местная (муниципальная) собственность.

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы страны и отражает всю противоречивость и неопределенность многих процессов  и решений.

Российское государство объективно заинтересовано в развитии института местного самоуправления. Оно в силу своей природы выступает связующим звеном между населением и государственными структурами. Развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности; снижению вероятности возникновения социальных и национальных напряжений; формированию адаптированной к местным особенностям экономики.

Местное самоуправление – это реальный механизм реализации широкого круга наиболее близких населению проблем и удовлетворения наиболее важных потребностей, а так же решения государственных задач силами местных органов власти путем передачи им отдельных государственных полномочий.

 Эффективное  функционирование системы местного  самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой основы. Совершенствование местного самоуправления на этапе реального реформирования невозможно без детальной разработки законодательного регулирования всех аспектов общественных отношений его деятельности. Для решения вопросов местного значения необходима детальная правовая регламентация общественных отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления.

Эта регламентация  осуществляется с помощью муниципальных  норм. В российском законодательстве существует отдельная отрасль права - Муниципальное право Российской Федерации, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления. Посредством норм муниципального права и на основе Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актов реализуются важнейшие вопросы местного самоуправления: решение населением муниципальных образований непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления, вопросов местного значения, а также  вопросы реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления[1].

Все отношения, возникающие в процессе организации  и действие местных органов управления, и призвано регулировать муниципальное право.  В частности оно  регулирует:

-     выбор населением организационных  форм самоуправления, его структуры,  формирования соответствующих органов;

-     управление муниципальной собственностью, хозяйством, формированием и исполнением местного бюджета;

-     осуществление органами местного  самоуправления отдельных государственных  полномочий, переданных им в соответствие  с законодательными и правовыми  актами федеральных органов власти  и органов власти субъектов  федерации;

-     реализацию органами местного  самоуправления конституционного  права на судебную защиту, на  компенсацию расходов, возникающих  в связи с возложением на  них дополнительных расходов, а  также в связи с неправомерными  действиями органов государственной власти.

В России правовую основу местного самоуправления составляют нормативно-правовые акты, которые  с учетом различных уровней правового  регулирования можно разделить  на четыре основные группы:

·     Международные;

·     Федеральные;

·     Региональные;

·     Местные.

В данной работе детально  рассмотрены каждый из этих уровней и представлены основные нормативно-правовые акты каждого из них.

 

Местное самоуправление. Его основы

 

Местное самоуправление - это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Реальное и эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных предпосылок и условий, которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления.

 

Местное самоуправление является фундаментом народовластия в стране. Хотя в современных условиях, особенно с учетом Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", написанного для местных органов власти, местное самоуправление может рассматриваться как основа вертикали власти в стране.

 

Важнейшими  основами местного самоуправления считаются  правовая и финансовая основы местного самоуправления. В данном реферате сделана попытка рассмотреть  каждый из указанных элементов в  отдельности.

 

 

Правовая основа местного самоуправления

 

Правовая основа местного самоуправления представляет собой систему нормативных правовых актов обеспечивающих эффективное  регулирование вопросов организации  и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Правовую основу местного самоуправления в Российской Федерации составляют:

 

 

Ø   Европейская  хартия местного самоуправления;

 

Ø   Конституция  Российской Федерации;

 

Ø   федеральные  законы,

 

Ø   акты Президента и Правительства Российской Федерации;

 

Ø   конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации;

 

Ø   уставы и другие нормативные правовые акты муниципальных образований, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления.

 

Международное законодательство

 

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора»[1].

 

Одним из таким  актов международного права, важнейшим  элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации  является подписанная от имени Российской Федерации 28 февраля 1996 года, ратифицированная Федеральным собранием Российской Федерации (Федеральный закон от 11.04.98 № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления») и вступившая в силу для Российской Федерации с 01 сентября 1998 года Европейская хартия местного самоуправления, разработанная и принятая Советом Европы 15 октября 1985 года.

 

Европейская хартия местного самоуправления дает понятие  местного самоуправления (ст. 3), устанавливает  общие принципы закрепления компетенции  самоуправления  (ст. 4),  закрепляет  гарантии  защиты  территории  местным самоуправлением (ст. 5), право местного самоуправления определять свои внутренние административные структуры (ст. 6). Кроме того, она включает положения об условиях осуществления полномочий на местном уровне (ст. 7), об источниках финансирования органов местного самоуправления (ст.9), об административном контроле за деятельностью органов местного самоуправления (ст.8), а также закрепляет право органов местного самоуправления на объединение (ст. 10) и право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий (ст.11).

 

При этом Европейская  хартия местного самоуправления устанавливает  обязательства государств, подписавших  ее, в том числе Российской Федерации. Так, согласно ст. 2 «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства»[2]. Российская Федерация как участник этого договора обязуется соблюдать установленный ст. 12 минимальный уровень гарантий организации и деятельности местного самоуправления на своей территории. Европейская хартия местного самоуправления устанавливает обязанность государств - членов Совета Европы, в том числе Российской Федерации, направлять Генеральному секретарю Совета Европы всю необходимую информацию о законодательных положениях и иных мерах, предпринятых для того, чтобы соответствовать Европейской хартии местного самоуправления.

 

Таким образом, Европейская хартия местного самоуправления, являясь базовым элементом правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации, устанавливает не только основные принципы и положения правового регулирования местного самоуправления, но и минимально необходимые рамки по составу и содержанию остальных элементов правовой основы: Конституции Российской Федерации, федеральных законов по вопросам местного самоуправления и др.

 

Конституция Российской Федерации

 

Конституция Российской Федерации как основной закон  государства занимает особое место  в правовой основе местного самоуправления. В ней устанавливаются основные принципы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации, «намечаются основные контуры устройства самой близкой к населению власти - органов местного самоуправления»[3], закрепляются общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для всей системы местного самоуправления в Российской Федерации.

 

Прежде всего, согласно ст. 12 «в Российской Федерации  признается и гарантируется местное  самоуправление»[4]. Конституция Российской Федерации содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст. 130-133), а, кроме того, ряд положений содержится в ст. 8, 9, 15, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46. 68 Конституции Российской Федерации. С точки зрения организации и принципов местного самоуправления наибольшее значение имеют следующие конституционные положения:

 

• местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно;

 

• органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти;

 

• местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью

 

• местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;

 

• структура  органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;

 

• изменение  границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается  с учетом мнения населения соответствующих территории.

 

В Конституции  Российской Федерации содержатся и  другие важные положения, раскрывающие сущность, формы и гарантии местного самоуправления. Так, устанавливается, что оно осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Раскрывая содержание самостоятельности. Конституция указывает на основные предметы ведения органов местного самоуправления:

 

• управление муниципальной  собственностью; формирование, утверждение  н исполнение местного бюджета;

 

• установление местных налогов и сборов;

 

• осуществление  охраны общественного порядка;

 

• иные вопросы  местного значения.

 

Конституцией  Российской Федерации закреплены следующие  гарантии местного самоуправления:

 

• право на судебную защиту;

 

         • право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решении, принятых органами государственной власти;

 

         • запрет на ограничение прав  местного самоуправления.

 

Ставя органы местного самоуправления вне системы органов  государственной власти, Конституция Российской Федерации в то же время допускает возможность наделения этих органов отдельными государственными полномочиями.[5] В таких случаях им должны быть переданы необходимые материальные и финансовые средства, а реализация полномочий - контролироваться государством.

 

Федеральное законодательство

 

Ст. 72 Конституции  Российской Федерации относит установление общих принципов организации  местного самоуправления к совместному  ведению Российской Федерации и  ее субъектов. По предметам совместного  ведения согласно ст. 76 Конституции Российской Федерации «издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации».[6] Иначе говоря, федеральное законодательство о местном самоуправлении составляет «юридическую базу для правового регулирования местного самоуправления субъектами Российской Федерации» . Оно обеспечивает общие для всех субъектов Российской Федерации подходы к вопросам формирования и развития правовой основы местного самоуправления, дает определения основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений.

 

Основополагающие  начала организации и деятельности  местного самоуправления, закрепляемые Конституцией Российской Федерации, получили развитие в Федеральном законе от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данный закон «в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации»[7]. Согласно ст. 7 Федерального закона от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ему не могут противоречить другие федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права. В случае же противоречия норм муниципального права, содержащихся в этих законах, положениям Конституции Российской Федерации, Федеральному закону от 28.08.95 №154-ФЗ (ред. от 17.03.97) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» должны применяться положения Конституции Российской Федерации и названного закона. Это в равной мере распространяется на республики, края, области, города федерального значения, автономную   область,   автономные   округа.   Данный   закон   устанавливает территориальные, финансово-экономические основы местного самоуправления, гарантии местного самоуправления, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль за их деятельностью, определяет органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, формы прямого волеизъявления граждан и другие формы осуществления местного самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправление