Лекции по "Местному самоуправлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:42, курс лекций

Описание работы

МСУ – один из важнейших институтов современного общественно-государственного устройства.
В теории и практике существуют различные оценки в определении природы (сути) МСУ.
С одной точки зрения МСУ представляется как нижний уровень государственной власти, с другой стороны – как отдельный самостоятельный уровень публичной власти.
В природе МСУ присутствует два названных начала.
В настоящее время наличие и состояние МСУ является признаком и оценкой демократичности государства.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций.docx

— 84.38 Кб (Скачать файл)

-порядок  прекращения деятельности.

ТОС может  быть юридическим лицом. В таком  случае он подлежит государственной  регистрации в форме некоммерческой организации.

Органы  ТОС в отличие от органов МСУ:

- не имеют  властных полномочий (но могут  наделяться полномочиями органами  МСУ);

- не носят  обязательного характера;

- не имеют  законодательно установленного  перечня решаемых вопросов;

- могут  заниматься или не заниматься  хозяйственной деятельностью, иметь  или не иметь статус юридического  лица.

В то же время ТОС отличается от органов  общественной самодеятельности граждан (ООС) по правовой основе, по территории деятельности, по количеству инициаторов  создания, по обладанию правом нормотворческой  инициативы и др.

Система организации ТОС представляет собой  совокупность организационных форм:

1) формы  непосредственного участия населения:

-собрания (конференции),

-выборы  органов ТОС,

-референдумы,  опросы,

-правотворческая  инициатива,

-обращения,  обсуждения, различные общественные  инициативы;

2) органы  и должностные лица ТОС:

-председатель  ТОС (староста),

-исполнительно-распорядительные  органы (исполнительный директор),

-общественные  комиссии по отдельным вопросам,

-контрольно-ревизионные;

3) ассоциации  органов ТОС в пределах МО, межмуниципальные, региональные, межрегиональные,  общероссийские, создаваемые для  содействия эффективному осуществлению  ТОС, их координации, оказания  организационной и методической  помощи. 

Высшим  органом ТОС является собрание (конференция) граждан. К исключительным полномочиям  собраний относятся:

-установление  структуры органов ТОС,

-принятие  Устава, внесение в него изменений,

-избрание  органов и должностных лиц  ТОС,

-определение  основных направлений деятельности,

-утверждение  сметы доходов и расходов и  отчета о ее исполнении,

-рассмотрение  и утверждение отчетов о деятельности  органов ТОС.

В качестве органов ТОС могут быть: совет  или комитет, исполнительные органы, ревизионная комиссия (ревизор). ТОС  возглавляет председатель, в сельских населенных пунктах – староста. Исполнительный орган может возглавлять  директор, в небольших ТОС функции председателя и исполнительного органа совмещаются. По отдельным вопросам могут формироваться комиссии. Председатель и исполнительные органы ТОС подотчетны собранию, ведут соответствующую бухгалтерскую отчетность.

Органы  ТОС представляют интересы граждан, проживающих на соответствующей  территории, обеспечивают исполнение решений собраний и конференций 

 

2. Роли и функции ТОС

ТОС могут  играть различные роли и выполнять  при этом соответствующие функции:

- как  хозяйствующий субъект – распорядительные  и исполнительные функции,

- как  общественная организация – исполнительные  функции, 

- как  посредник между жителями и  властью – информационные, представительные  и контрольные функции.

Разнообразная деятельность ТОС подпадает под  сферу разных федеральных законов, в связи с чем были предложения по разработке и принятию специального федерального закона, но с принятием закона 2003 года были упразднены даже региональные.

 

 

 

3. Финансовые ресурсы  и проблемы развития ТОС

ТОС может  иметь имущество, передаваемое ему  в управление МО, его финансовыми  ресурсами могут быть пожертвования  юридических и физических лиц, средства местного бюджета, переданные для осуществления отдельных муниципальных полномочий, доходы от собственной хозяйственной деятельности.

К собственной  хозяйственной деятельности могут  относиться торговая и строительная деятельность, участие в коммерческих организациях, сдача в аренду земельных  участков, нежилых помещений, рекламных  площадей, принадлежащих ТОС и  т.п.

В собственности  ТОС могут находиться:

- построенные  на финансовые средства ТОС  сооружения: детские дворовые, спортивные  площадки, жилые, нежилые и производственные  помещения,

- приобретенные транспорт, оборудование, инвентарь и др.

Массовому развитию ТОС мешают следующие проблемы:

-низкий  уровень сознания граждан, психологически  не готовых к осуществлению  самоуправления в виду отсутствия  желания, знаний и опыта,

-неоднозначность  позиций органов МСУ, не желающих  передавать свои полномочия из-за  недоверия к самоорганизации  граждан, отсутствия необходимых  средств.

Важность  развития ТОС невозможно переоценить. Именно благодаря ТОС развиваются  и укрепляются элементы гражданского общества, повышается активность населения, выявляются и используются внутренние резервы территории, упрощаются избирательные  и другие процессы. Развитие ТОС  отвечает принципу субсидиарности, соответствует  концепции местного самоуправления как власти, вырастающей снизу  вверх.

Однако, территориальное общественное самоуправление должно создаваться самими гражданами, их компетенция определяется самими гражданами и администрирование их деятельности сверху органами власти, как это имеет место на практике, также нельзя считать соответствующим принципам самоорганизации граждан и способствующим ее развитию.

 

Лекция 8. Организационные основы МСУ

 

Организационные основы МСУ включают комплекс вопросов, связанных с определением структуры  и наименованием органов и  должностных лиц МСУ, их статуса, компетенции, разграничения полномочий между ними, системы взаимоотношений, порядка принятия решений, методов  разрешения противоречий, порядка прекращения  полномочий.

  1. Органы и должностные лица МСУ

Органы  МСУ – избранные населением непосредственно  и (или) образованные представительным органом МСУ.

Каждый  орган имеет собственные полномочия по ВМЗ.  ДЛ МСУ – может быть выборным либо нанятым по контракту (трудовому договору). Наделяется исполнительно-распорядительными  полномочиями по решению ВМЗ и  по организации деятельности ОМСУ.

Структура ОМСУ:

-Представительный  орган, 

-глава  МО,

-местная  администрация, 

-контрольный  орган, 

-иные  органы, предусмотренные Уставом  МО (муниципальная избирательная  комиссия, руководитель милиции  общественной безопасности и  др.).

Согласно  ФЗ-2003 г. наличие представительного органа, главы МО, администрации МО является обязательным. Их наименования устанавливаются законом субъекта РФ с учетом местных традиций.

Порядок формирования, полномочия, срок, подотчетность, подконтрольность и иные вопросы  деятельности органов и ДЛ определяются Уставом.

Участие органов государственной власти и их ДЛ в формировании ОМСУ не допускается, за исключением случаев участия  в конкурсной комиссии по замещению  главы местной администрации  муниципального района или городского округа (1/3 от состава).

Органы  МСУ являются юридическими лицами.

 

 2.Классификация ОМСУ

ОМСУ  подразделяются:

а) по способу  образования:

1)выборные

2)другие, а именно:

-формируемые на добровольной основе с последующим утверждением,

-формируемые  на основе назначения,

-на основе  кооптации по установленным нормам.

б) по назначению (специализации):

1) общего

2) специального  назначения;

в) по исполнению полномочий:

1)собственных,

2)отдельных  государственных,

3)добровольных;

г) по способу  принятия решений:

1)коллегиальные,

2) единоличные;

д) по типу функций:

1)представительные (проектная функция);

2) исполнительные (программная функция).

3. Зарубежный опыт организации  муниципальной власти

В мире сложились  различные модели организации местной  власти, которые сводятся к сочетанию 3-х основных органов МСУ: представительного  органа, местной администрации и  высшего ДЛ МСУ.

Различия  между моделями обусловлены различным  распределением полномочий между ОМСУ, численностью населения МО, размером территории МО, объемом и сложностью задач, социально-политической ситуацией  и др.

Например, в США применялись следующие  организационные формы:

1) Совет  – слабый мэр (население избирает  совет, совет избирает мэра  и назначает (согласовывает) чиновников)

2) Сильный  мэр – Совет (мэр и совет  избираются населением отдельно, мэр назначает ДЛ (некоторые могут  согласовываться с Советом), обладает  правом отлагательного вето, совет  может отстранить мэра  только  по определенной процедуре (импичмента)

3) Совет  – Управляющий (население избирает  совет, который по контракту  нанимает профессионального менеджера,  подотчетного и подконтрольного  совету

4) Комиссия (население избирает комиссию, осуществляющую  представительные и исполнительные  функции (форма типична для  американских графств (округов)

5) комбинированная  (есть и мэр, и управляющий,  соотношение полномочий между которыми может быть различным.

В Германии сложились 4 основные организационные  формы.

1. Южногерманская. Население избирает общинный  совет (представительный орган)  и бургомистра (главу исполнительной  власти), который по должности  является и председателем Совета.

2. Магистратная. Население избирает представительный  орган и отдельно правление  общины – магистрат (коллегиальный  исполнительный орган), возглавляемый  бургомистром.

3. Бургомистерская.  Бургомистр избирается советом  общины из своего состава, руководит  и советом, и администрацией.

4. Северогерманская. Бургомистром является председатель  совета общины, отдельно избирается  глава администрации общины (директор  или городской голова).

Как видно, все сводится к сочетанию трех основных органов.

 

4. Модели организации  местной власти в России до 2003г.

В России до 2003г. сложились следующие характерные  модели.

1.Модель с сильным мэром, вариантами  которой были модели, когда 1)мэр  возглавлял и совет, и администрацию; 

2)мэр  возглавлял администрацию, не  входил в состав совета, но  председательствовал на его заседаниях;

3)мэр  возглавлял администрацию, а совет  из своего состава избирал  председателя, который вел заседания  совета и организовывал его  работу.

Положительные черты – сильное политическое и административное руководство, легко  управляемое МО.

Отрицательные – зависимость от качеств одного лица, доминирование исполнительной власти, сокращение численности и  падение престижности представительного ОМСУ, снижение эффективности контроля.

2. Модель  со слабым мэром, избираемым  советом из своего состава.  Мэр возглавлял и совет, и  администрацию. Мэр подконтролен  и подотчетен совету, ограничен  решениями совета.

Недостатки  данной модели –

-может  не быть среди депутатов руководителя, отвечающего требованиям,

-распыляется  ответственность и полномочия,

-слабость  руководства администрацией.

3. Модель  «староста – сход жителей». В  малых сельских населенных пунктах,  где функции представительного  органа выполняет население. Староста  исполняет все основные функции,  при необходимости с согласия  схода формируется небольшой  аппарат.

4. Модель  с наемным главой администрации практически не получила распространения (применялась в 10 городах), комиссионная модель не используется вообще.

 

5. Организационные структуры  МСУ по закону 2003г.

В отличие  от закона 1995 г. законом 2003г. предусмотрено в обязательном порядке наличие не только представительного органа, но и главы МО и местной администрации. Это вызвано необходимостью реализации принципа разделения власти на местном уровне, урегулирования правового статуса администрации и взаимоотношений ОМСУ при реализации бюджетного процесса. 

Статус  главы МО по закону 2003 г. определен существенными отличиями.

Информация о работе Лекции по "Местному самоуправлению"