Лекции по "Местному самоуправлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:42, курс лекций

Описание работы

МСУ – один из важнейших институтов современного общественно-государственного устройства.
В теории и практике существуют различные оценки в определении природы (сути) МСУ.
С одной точки зрения МСУ представляется как нижний уровень государственной власти, с другой стороны – как отдельный самостоятельный уровень публичной власти.
В природе МСУ присутствует два названных начала.
В настоящее время наличие и состояние МСУ является признаком и оценкой демократичности государства.

Файлы: 1 файл

Краткий курс лекций.docx

— 84.38 Кб (Скачать файл)

В случае, если решения референдума противоречат законодательству, они могут быть опротестованы прокуратурой или оспорены в судебном порядке.

Решение о проведении референдума могут  принять:

- представительный ОМСУ по собственной инициативе, по инициативе граждан, избирательных объединений;

- глава  МО.

Проведение  референдума регламентируется федеральным  законом "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации", а  также принимаемыми в соответствии с указанным законом законами субъектов РФ.

Право на участие в местном референдуме  имеют жители МО, обладающие избирательным  правом.

МР проводится на основе всеобщего, равного, прямого  избирательного права при тайном голосовании.

Итоги МР подлежат опубликованию (обнародованию). Органы МСУ обеспечивают исполнение решений МР

в соответствии с их полномочиями.

Практика  показывает, что МР не проводятся. Причиной этого являются затратность проведения референдумов при отсутствии бюджетных  средств в МО.

 

3. Муниципальные выборы

На муниципальных  выборах осуществляется избрание депутатов  и выборных должностных лиц МСУ  на основе

всеобщего, равного, прямого избирательного права  при тайном голосовании.

Выборы  назначаются представительным ОМСУ в сроки, предусмотренные Уставом  МО. При отсутствии решения в установленные  сроки выборы могут быть назначены  избирательной комиссией или  судом.

В соответствии с ФЗ субъекты РФ устанавливают порядок  назначения и объявления даты выборов, составления списков избирателей, регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, правил голосования, подсчета голосов и установления результатов выборов.

          Существуют различные избирательные  системы:

-мажоритарная (по избирательным округам). При этом могут быть одномандатные или многомандатные округа.

-пропорциональная (по партийным спискам);

-смешанная.

Выбор избирательной  системы устанавливается Уставом  МО.

Указанные избирательные системы имеют  достоинства и недостатки.

Так к  достоинствам мажоритарной системы  можно отнести:

-непосредственное  знакомство депутата со своими  избирательными округами и интересами  их жителей,

-информирование  избирателей о личности депутата  и его профессиональных и политических качествах.

К недостаткам  этой системы относятся:

- орган  МСУ может отличаться крайним  разнообразием позиций и мнений,

- приоритетом  для каждого депутата является  решение проблем своего округа.

Пропорциональная  система характеризуется следующими достоинствами и недостатками:

Плюсы:

-партийные  фракции выражают интересы больших  групп населения и депутаты выступают от их интересов с единым мнением,

-партийные  списки способствуют представлению  в ОМСУ разных слоев населения.

Минусы:

-ослаблены  личные связи избирателей и  депутатов, а также снижена  персональная ответственность,

-при  отсутствии явно выраженного  большинства ОМСУ трудно принимать  решения. В большинстве уставов  МО для победы в муниципальных  выборах достаточно простого  большинства голосов.

При выборе глав МО в некоторых случаях устанавливается  абсолютное большинство: 50% плюс один голос, что может привести ко 2 туру выборов.

 

4. Голосование населения

ФЗ-2003г. предусматривает следующие случаи голосования населения:

-отзыв  депутата или выборного ДЛ  МСУ,

-изменения  границ МО,

-преобразования  МО.

Порядок голосования аналогичен выборам  и референдуму.

Основаниями для отзыва являются противоправные решения и действия (бездействия), установленные Уставом МО и подтвержденные в судебном порядке. Процедура отзыва должна давать возможность обвиняемому  дать объяснения.

Голосование считается правомочным, если проголосовало  не менее 50% зарегистрированных избирателей, а ДЛ отозванным, если за отзыв проголосовало  не менее 50%.

В голосовании  по вопросам изменения границ МО должно принять  участие более 50% зарегистрированных избирателей.

Решение считается принятым, если за него проголосовало  более 50%.

Итоги подлежат опубликованию.

 

5.Сходы граждан

В МО (с  числом жителей, как правило, менее 100 человек) может не создаваться  представительный орган МСУ, а его  функции выполняет сход граждан.

Сход  созывается главой МО или по инициативе 10 жителей. Сход правомочен при участии  более 50 % жителей поселения, обладающих избирательным правом. Решение считается  принятым, если за него проголосовало  более 50%. Решение подлежит обнародованию.

 

6.Опросы населения

Опрос проводится на всей территории или на части территории МО.

Цель  опроса - выявление мнения населения  и его учета при принятии решении  органами МСУ или должностными лицами.

Обычно  используется не сплошной метод опроса, а репрезентативная выборка, дающая достаточную точность при опросе представителей групп населения.

Существуют  определенные технологии опроса в виде письменного опроса, анкетирования  и др.

В опросе участвуют граждане, обладающие избирательным  правом.

Опрос назначается  представительным ОМСУ. Порядок назначения и проведения опроса устанавливается Уставом МО или НПА представительного ОМСУ.

Проведение  опроса финансируется за счет средств  МБ или бюджета субъекта РФ, если проводится по его инициативе.

Результаты  опроса носят рекомендательный характер.

 

7.Собрания (конференции)  граждан

Цель - для  обсуждения ВМЗ, информирования населения  о деятельности ОМСУ и ДЛ. Проводится по инициативе граждан или ОМСУ или  ДЛ.

Назначает представительный ОМСУ тили глава МО.

На собрании принимается обращение к органам  МСУ, избираются лица, уполномоченные представлять собрание граждан.

Обращение подлежит обязательному рассмотрению ОМСУ или ДЛ, в компетенцию которых  входит решение поставленных вопросов.

Собрание  может проводиться в форме  конференции - собрании делегатов, избранных  жителями для участия в конференции.

Порядок назначения и проведения собраний (конференций) определяется Уставом МО, другими  НПА, Уставом ТОС.

8.Публичные слушания. Нормотворческая  инициатива граждан.

Публичные слушания и нормотворческая инициатива граждан являются формами участия  граждан в нормотворческом процессе и формировании муниципальной нормативной  базы.

Публичные слушания проводится представительным ОМСУ или главой МО по их собственной  инициативе или инициативе граждан  для обсуждения проектов муниципальных  правовых актов, затрагивающих интересы населения.

Проведению  публичных слушаний должно предшествовать опубликование проектов МПА и  их обсуждение через СМИ и собрания (конференции).

ФЗ-2003г. предусматривает обязательное проведение публичных слушаний по ряду вопросов, а именно:

1)Проект  устава МО, а также правового  акта о внесении изменений  в Устав,

2)Проект  местного бюджета и отчета  о его исполнении,

3)Проекты  планов и программ развития  МО,

4)Вопросы  о преобразовании МО.

Для обеспечения  участия жителей в ПС заблаговременно  сообщается о времени и месте  ПС. Результаты подлежат опубликованию (обнародованию).

Порядок организации и проведения определяется Уставом и НПА представительного  ОМСУ.

Правотворческая (нормотворческая) инициатива граждан  заключается во внесении в ОМСУ проекта  МПА или изменения в действующий НПА.

Нормотворческая инициатива вносится группой граждан, численность которой устанавливается  НПА ОМСУ в размере до 3% от общего числа избирателей МО. Как правило, обращения граждан по вопросам принятия МПА оформляется в виде письменного  коллективного обращения в представительный ОМСУ. Так называемая Петиция, в которой обосновывается необходимость принятия МПА, предлагается его проект. В МО может устанавливаться порядок сбора подписей под петицией.

Проект  МПА подлежит обязательному рассмотрению ОМСУ или ДЛ. При этом представителю  правотворческой группы обеспечивается возможность участия и изложения  своей позиции при рассмотрении.

Представительный ОМСУ рассматривает обращение на открытом заседании.

Мотивированное  решение официально в письменном виде доводится до инициативной группы.

 

9.Обращения граждан

Конституция РФ (ст.33) и ФЗ устанавливает право  граждан на индивидуальные и коллективные обращения в ОМСУ, депутатам и  ДЛ МСУ.

Различают следующие формы обращений граждан:

а) по способу  обращения:

-письменные,

-на приемах  населения,

-на встречах,

-по электронной  почте,

-по интернет,

-по телефону, факсу и др.

б) по количеству граждан:

-индивидуальные,

-коллективные;

в) по существу:

-предложение,

-заявление,

-жалоба.

Предложение - обращение, направленное на улучшение  порядка организации и деятельности МО и организаций, совершенствования  правовой основы местной жизни, решения  вопросов экономической, социальной, политической, культурной и других сфер деятельности местного сообщества.

Жалоба - обращение по поводу нарушения  прав и охраняемых законом интересов.

Заявление - обращение по поводу реализации принадлежащих  прав, свобод и законных интересов. ОМСУ обязаны в течение месяца рассмотреть обращение и дать письменный ответ.

Порядок рассмотрения обращений граждан  установлен федеральным законом  от 02 мая 2005 года  №59-ФЗ "О порядке  рассмотрения обращений граждан  Российской Федерации". За нарушение  порядка и сроков ответа установлена  административная ответственность.

Обращения граждан - форма участия граждан  в осуществлении МСУ, являющаяся гарантией защиты их прав и законных интересов.

Умение  местной власти работать с обращениями  граждан, своевременно реагировать  на них является важным критерием  ее деятельности.

 

10.Мирные массовые акции  населения

К ММА  относятся митинги, уличные шествия, демонстрации, пикеты. Цель - привлечение  внимания к проблеме, оказания влияния  на ОМСУ, в большинстве случаев - это символ неблагополучия. Конституция  и ФЗ предусматривают гарантии прав граждан на проведение ММА. Местные  особенности регулируются уставами МО.

Проведение  ММА требует предварительного уведомления  местной администрации. Требования к уведомлению устанавливаются  законами и уставами МО, МПА. В уведомлении  указываются место, время, продолжительность, цель, количество участников, ответственные  лица.

Администрация должна обеспечить порядок при ее проведении, вправе изменить место  проведения. Организаторы ММА также  несут ответственность.

 

 

           Лекция 7. Территориальное общественное самоуправление

 

1.Основы ТОС

ТОС –  самоорганизация граждан по месту  их проживания на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

ТОС –  наиболее приближенная к населению  и исключительно гибкая и эффективная  форма участия граждан в МСУ. Сочетает и прямое волеизъявление граждан и деятельность органов ТОС, избранных ими.

Порядок организации и деятельности ТОС  устанавливается Уставом и НПА  МО. ТОС считается учрежденным  с момента регистрации Устава ТОС органами МСУ МО, в котором  отражаются следующие вопросы:

-территория  деятельности (сельский населенный  пункт, городской микрорайон, квартал,  несколько домов, улиц, часть поселения);

-цели  и задачи, формы и основные  и направления деятельности;

-порядок  формирования и сроки действия  органов ТОС, их права и обязанности,  прекращения их полномочий;

-порядок  принятия решений;

-порядок  приобретения имущества, а также  пользования и распоряжения имуществом  и финансовыми средствами;

Информация о работе Лекции по "Местному самоуправлению"