Государственная политика в области содействия занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - исследовать политику занятости в РФ. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы государственной политики в области занятости.
Проанализировать ситуацию на рынке труда в РФ.

Файлы: 1 файл

kursovaya_chistovik_1_Avtosokhranenny (1).docx

— 90.10 Кб (Скачать файл)

Гражданин имеет право  на консультацию, профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения на основании статьи 9 Закона о занятости.

 Несовершеннолетние в возрасте  от 14 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения.

В рамках государственной политики в области содействия занятости профес-сиональная ориентация осуществляется в следующих формах: профессиональная информация; профессиональная консультация, профессиональный подбор; профес-сиональный отбор и профессиональная производственная и социальная адаптация.

Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации, что в Законе о занятости сформулировано как право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации (ст.10). Это право базируется на положениях п.2 статьи 27 Конституции РФ, согласно которому каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации, а гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Граждане имеют право на поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации, что в статье 10 Закона о занятости сформулировано как право граждан на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации

Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации не содержится положений относительно механизма осуществления социальных гарантий, не установлены правовые нормы и способы защиты социальных гарантий от злоупотреблений и нарушений со стороны должностных лиц, не определены меры и формы ответст-венности государственных чиновников за нарушение социальных прав граждан, зафиксированных в Конституции РФ социальных гарантий.5

 Право на участие в общественных  работах имеют граждане, зарегистрирован-ные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безра-ботные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Участие граждан в общественных работах допускается только с их согла-сия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор.

1.3. Система правового   регулирования занятости и  трудоустройства

Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами и иными нормативными актами, нормативными актами субъектов РФ, актами местного самоуправления, локальными нормативными актами.  Особую роль играют международные акты — «Всеобщая Декларация прав человека», Международный пакт «О экономических, социальных, и культурных правах», «Декларация прав и свобод человека и гражданина», предусматривающие полную, продуктивную и свободно избранную занятость. А также  проблемам занятости и трудоустройства посвящен ряд Конвенций МОТ.   Целью правового регулирования занятости является сведение до минимума негативных последствий безработицы.

Конвенция МОТ № 44 и Рекомендация № 44, принятые в 1934 году, освещают вопрос о страховании на случай безработицы, а также  Конвенцию МОТ «О пособиях лицам являющимся безработными по не зависящим от них обстоятельствам».  В 1935 году МОТ принимает Рекомендацию № 45 «О безработице среди молодежи». В 1948 году принято два нормативных акта, которые с Конвенцией № 168 от 1988 года непосредственно касаются деятельности служб занятости. Это Конвенция № 88 и Рекомендация № 83 «Об организации служб занятости». В них сформулированы новые концепции, новое видение проблемы безработицы. Теперь безработица рассматривается не только как бич для отдельного человека, но и как результат плохого функционирования экономической системы. В обязанность службы занятости входит не только оказание помощи отдельным безработным, но и контроль за занятостью. Основной обязанностью службы занятости является обеспечение наилучшей возможной организации рынка занятости в качестве неотъемлемой части национальной программы достижения и поддержания полной занятости и развития и использования производительных сил часть 2 статья 1.

В 1958 году выходит в свет Конвенция № 111 «О занятости женщин, имеющих семью». В 1964  Конвенция МОТ № 122 «О политике в области занятости» провозглашает и осуществляет в качестве главной цели активную политику, направленную на содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости.   В 1975 году МОТ принимает Конвенцию № 142 и Рекомендацию № 159 «О роли профессиональной подготовки и профессиональной ориентации при освоении человеческих ресурсов».

Конституция РФ закрепляет право на свободу труда и право на защиту от безработицы. Трудовой кодекс РФ регулирует отношения в сфере занятости и трудоустройства. Важнейшим источником правового регулирования отношений в сфере занятости и трудоустройства является Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 14 апреля 1991 № 1032-1.

Отношения  в сфере занятости и трудоустройства регулируют  Федеральные законы: «О трудовых пенсиях» (устанавливает основания выбытия из среды занятых граждан в связи с уходом на пенсию); «О беженцах»; «О вынужденных переселенцах»; Гражданский кодекс РФ (граждане, работающие по гражданско-правовому договору, занимающиеся предпринимательской деятельностью, считаются занятыми и не могут быть признаны безработными).

 Источниками, регулирующими  отношения в сфере занятости, являются Указы Президента РФ, Постановления Правительства, например Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. «О порядке регистрации безработных граждан», Положение «Об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. Закон Тюменской области «О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области»  регулирует трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения между работником и работодателем.6

  В настоящее время действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы. Рассмотрены вопросы создания условий для профессиональной подготовки, переобучения работающих, оказания помощи в трудоустройстве и предоставления дополнительной материальной помощи  высвобождаемым работникам за счет средств организации.

ГЛАВА 2  Основные направления государственной политики в области обеспечения занятости населения в Российской Федерации 

2.1. Общие направления (меры) государственной политики в области  обеспечения занятости населения, реализуемые на рынке труда.  
Активная роль государства в распределении и воспроизводстве рабочей силы выражается  в проведении целой системы экономических, организационных и правовых мероприятий. Поэтому проводя политику, направленную на обеспечение реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, государство должно таким образом  воздействовать на рынок труда, чтобы в максимальной степени обеспечить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы и создать надежный механизм противодействия негативным факторам, способным возникнуть на рынке труда.

 Государственная  политика  в области занятости населения,  направлена на развитие трудовых  ресурсов,  повышение их мобильности, защиту национального   рынка  труда.

Разработана и  реализуется  государственная программа «Содействие занятости населения», направленная на эффективное развитие рынка труда. Целью программы  является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.  Главные задачи программы - предотвращение роста напряженности на рынке труда, поддержание высокой квалификации и сохранение здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан. Государство проводит активную политику в сфере занятости населения, стимулирует миграцию трудовых ресурсов из перенаселенных регионов страны в районы с дефицитом рабочей силы.

Необходимо разработать механизм экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, чтобы сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры.

В сфере внешней трудовой миграции упор сделан на привлечение высококвалифицированных иностранных специалистов, организованный набор иностранной рабочей силы из стран СНГ, борьбу с незаконной трудовой миграцией, адаптацию иностранных граждан в российское общество. 

Развитие трудовой мобильности населения предусматривает:

- разработку механизмов, стимулирующих миграцию трудовых ресурсов из трудоизбыточных регионов страны в регионы с дефицитом рабочей силы;

- разработку и внедрение механизма организованного набора российских работников для реализации крупных инвестиционных проектов, совершенствование региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства (включая взаимодействие органов службы занятости с частными агентствами занятости по организации трудоустройства российских граждан за пределами места постоянного проживания).

При наличии подходящих вакансий в другом регионе нетрудоустроенный гражданин может по своей инициативе, или согласившись с предложением службы занятости, получить поддержку в переезде, в том числе и при переезде с семьей.7

Внешнюю трудовую миграцию необходимо использовать только для трудоустройства иностранных граждан на вакантные места, которые невозможно заместить российскими работниками.

Цель направления защиты национального   рынка труда - содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан, создание условий для повышения качества рабочей силы и развития ее профессиональной мобильности, улучшение условий труда, обеспечение соблюдения трудовых прав граждан. Несмотря на то, что основной упор должен быть сделан на создание миллионов новых рабочих мест, необходимо также подумать о качестве создаваемых рабочих мест. Недопустимо в политике занятости  создавать дешевые рабочие места и жалкие пособия по безработице - это подрывает способность нации к социальному воспроизводству.

Главным направлением государственной политики занятости населения, является обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости. Проблеме обеспечения всем лицам равных возможностей значительное место уделено в международно-правовых актах. Так в ст. 2 Всеобщей деклараций прав  1948 года указанно, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Это положение находит свое развитие в международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах». Государства обязуются гарантировать, что провозглашенные права, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Согласно Конституции РФ Россия является многонациональным государством. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Трудовой кодекс РФ также запрещает дискриминацию в сфере труда.

14 июля 2013 года вступил в действие Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который устанавливает запрет на распространение работодателями информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера). Лица, распространяю-щие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности, установленной законодательством  Российской Федерации об административных правонарушениях.

Законодательство устанавливает  гарантии обеспечения  равных возможностей в реализации права на добровольный труд, и свободный выбор  занятости, все же проблема соблюдения прав граждан в сфере занятости  остается нерешенной.

Следующим направлением является поддержка трудовой и предпринима-тельской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду. Субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП) – один из ключевых элементов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики государства, создающих новые рабочие места, способствующих развитию инноваций и росту налоговых поступлений в бюджет. Одновременно в силу небольших финансовых и кадровых ресурсов малый и средний бизнес является наиболее уязвимым. Именно поэтому данная категория граждан и организаций нуждается в особой и многогранной поддержке со стороны государственных и муниципальных органов – имуществен-ной, финансовой, информационной, консультационной и др. Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлен ряд льгот для лиц, желающих заниматься предпринима-тельской деятельностью.8 Согласно данным Росстата и ФНС России в стране заре-гистрировано более 6 млн СМСП, в которых занято около 18 млн человек, что составляет четверть всех занятых – почти 20% ВВП. Тем не менее, Минэконом-развития России отмечает, что данные показатели существенно ниже, чем в других странах с сопоставимым уровнем развития и более того – они ухудшаются.

Информация о работе Государственная политика в области содействия занятости населения