Государственная политика в области содействия занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - исследовать политику занятости в РФ. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы государственной политики в области занятости.
Проанализировать ситуацию на рынке труда в РФ.

Файлы: 1 файл

kursovaya_chistovik_1_Avtosokhranenny (1).docx

— 90.10 Кб (Скачать файл)

Правительство РФ рассматривает ряд возможных мер дополнительной поддержки СМСП (преимущественно финансовой), которые могут быть реализованы в 2014-2018 годах.

1. Пониженный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды на уровне 20% (20% – ПФР, 0% – ФСС, 0% – ФФОМС) может быть сохранен до 2018 года.

2. Для впервые зарегистрированных малых предприятий могут быть введены налоговые каникулы.  Эта льгота со стороны государства должна создать новые рабочие места, стимулировать людей обеспечивать самозанятость.

3. Планируется создание федерального гарантийного фонда поддержки субъектов малого  и среднего предпринимательства.

4. Рассматривается вопрос о введении специального налогового режима для самозанятых граждан. По замыслу Минэкономразвития России граждане, которые не готовы регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, смогут приобрести специальный патент для самозанятых граждан и работать на его основе.

5. Планируется расширить участие СМСП в закупках для государственных и муниципальных нужд, а также нужд государственных компаний. 

6. 100% доходов от УСН могут быть переданы местным бюджетам с 2015 года.  Это позволит наладить более тесный контакт местных и обеспечит большую самостоятельность муниципальных властей в вопросах поддержки и развития предпринимательства.

7. Обсуждается ряд мер по развитию фондирования кредитных организаций и секьюритизация кредитов, предоставленных СМСП.  Это будет способствовать, в частности,  увеличению примерно на 50% объема инвестиционных проектов среднего бизнеса. При этом планируется, что такие кредиты будут предоставляться только СМСП,  работающим в производственной сфере.9

Однако, только введением патентов проблему не решить, нужно создавать благоприятный инвестклимат, инфраструктуру, развивать кредитование и ограждать малый бизнес от необоснованных проверок, сокращать бюрократические процедуры

Одним из общих направлений (мер) государственной политики в области занятости населения является объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения. Эффективная государственная  политики в области занятости населения невозможна без взаимодействия всех участников рынка труда. Для  этого необходимо объединить усилия органов государственной власти, органов службы занятости, профсоюзов, работодателей и граждан. Согласованность действий пере-численных субъектов по решению задач в сфере занятости представляется макси-мально эффективным способом противодействия негативным факторам, возникаю-щим на рынке труда. Так, например, одной из основных задач государства в области занятости населения является решение вопроса по приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. В этой связи необходимо создание эффективно функционирующей системы прогнозирования потребности региональной экономики в кадрах в территориальном и квалификационном разрезах, а также системы учета рабочих мест в организациях, функционирующих на территории РФ.  Все эти  мероприятия невозможны без согласованных действий всех участников рынка труда.

Служба занятости помогает сотрудничеству и объединению усилий всех участников рынка труда, прежде всего работодателей, согласованности их действий при реализации активных мероприятий содействия занятости населения.

Основными задачами государственной службы занятости являются: реализа-ция государственной политики занятости в целях предоставления безработным гражданам мер социальной защиты, осуществление анализа рынка труда, разработка и реализация федеральных территориальных и иных целевых программ занятости населения.

Субъектом правоотношений в сфере занятости являются профсоюзы. Права профсоюзов в сфере занятости определены в Трудовом кодексе РФ, Законе РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Законе РФ «О занятости населения в РФ», согласно которым профсоюзы имеют право: принимать участие в разработке государственной политики в сфере занятости; требовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер по обеспечению занятости;  выступать с инициативой о принятии органами государственного управления и местного самоуправления решения о поэтапном проведении или приостановлении массовых увольнений.

Соблюдение работодателем своих прав и обязанностей, предусмотренные законодательством РФ, способствует проведению государственной политики, направленной на объединение усилий участников рынка труда и согласованности их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения.

Работодатели, имеют право получать бесплатную информацию о состоянии рынка труда, по договоренности со службой занятости на частичное возмещение затрат на опережающее обучение граждан, высвобождаемых из организации. Работодатель обязан осуществлять учет мнения профсоюзной организации при увольнении работников, являющихся членами профсоюза по п. 2, 3, 5 ст. 81 Трудового кодекса; предупреждать выборный профсоюзный орган в письменной форме о массовом увольнении не менее чем за 3 месяца, а о проведении увольнения в связи с сокращением численности и штата работников — за 1 месяц. Своевременно не менее, чем за 3 месяца представлять профсоюзу и органам службы занятости информацию о возможных массовых увольнениях с указанием численности и категорий увольняемых с работы. Предоставлять в службу занятости информацию по поводу каждого работника, уволенного в связи с ликвидацией организации, сокращением им численности штата, в которой указывается специальность, квалификация, должность и размеры его средней заработной платы. Ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве), информацию о наличии вакантных мест, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан согласно части 2 статьи 7 Закона о занятости.

 Выполнение всего вышеперечисленного  способствует эффективному взаимодействию  всех участников рынка труда.

Примером объединения усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения является социальное партнерство. В целях выработки согласованных решений по опреде-лению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, террито-риальных уровнях в рамках социального партнерства создаются координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профес-сиональных союзов, иных представительных органов работников, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, согласно статье 20 Закона о занятости. 

Основные цели социального партнерства на рынке труда -  работа по согласованию спроса и предложения на локальном рынке труда; создание эффективного механизма улучшения обеспеченности предприятий квалифици-рованной рабочей силой путем опережающего обучения рабочих, высвобождаемых с неэффективных рабочих мест; обеспечение сбалансированности спроса и предложения на рынке труда через объединение ресурсов социальных партнеров.

Еще одно направление - координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции. Это  комплекс целенаправ- ленных мероприятий, проводимых государством, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью повышения инвестиционной активности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

   В сфере  регионального развития предполагается  содействовать обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, провести анализ и содействовать реализации переданных субъектам Российской Федерации федеральных полномочий в социальной сфере, содействовать развитию  социальной сферы регионов, повышению качества базовых социальных услуг, реализации социальных гарантий, обеспечению стабильного развития моногородов и многопрофильных населенных пунктов путем разработки и реализации комплексных инвестиционных планов, обеспечивающих диверсификацию экономики. 
        Задачи инвестиционной политики государства определяются ее целью и экономической ситуацией в стране. К ним можно отнести:  выбор и поддержку развития отдельных регионов и отраслей экономики;  поддержку развития малого и среднего бизнеса;  стимулирование развития экспортных производств; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции и др.

Механизм реализации инвестиционной политики государства включает выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;  создание нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;  создание условий для привлечения инвестиций.

Ещё одним направлением государственной политики в области занятости населения является координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения.

Министерство труда и социальной защиты осуществляет координацию и контроль деятельности, находящейся в ведении Федеральной службы по труду и занятости,   руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятии, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования. Координирующая функция государства состоит в том, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложения трудоспособного населения.10 Причем сближение и сбалансированность необходимо обеспечить не только по количеству и качественной структуре, но и во времени и пространстве.

На основании Конвенция МОТ № 122 «О политике в области занятости»  представители кругов, заинтересованных в предполагаемых мерах, в частности представители работодателей и работников, привлекаются к консультациям в отношении политики в области занятости, для того чтобы полностью учесть их опыт и мнение и заручиться их полным сотрудничеством в формулировании и поддержке такой политики. При реализации законодательства об обеспечении занятости населения и государственных программ занятости органы государственной власти привлекают к участию в этом процессе  профессиональные союзы и работодателей. Реализацию государственных программ выполняют государственные органы, так как государство обязано обеспечить право граждан на свободно избранную занятость. В тоже время работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации; реализации мер, предусмотренных трудовым законода-тельством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников; оказания помощи в трудоустройстве, прохождении профессионального обучения, получении дополни-тельного профессионального образования и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной  помощи  увольняемым работникам за счет средств работодателей; создания условий для профессиональ-ного образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации заключено Генеральное соглашение на 2014-2016 годы. Оно устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых  и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне, а также совместные действия сторон по их реализации. 

В целях реализации государственной политики занятости населения Стороны будут содействовать осуществлению проведения мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации в целом, субъектов Российской Федерации и моного-родов; повышения информированности населения о возможностях трудоустройства в различных регионах Российской Федерации; проведения мониторинга высвобож-дения работников организаций в связи с ликвидацией организаций, либо сокраще-нием численности в разрезе субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Являясь членом МОТ, Российская Федерация ратифицировала ряд Конвенций Международной Организации Труда. Важнейшие задачи МОТ - обеспечение полной занятости, предупреждение и сокращение безработицы, помощь безработным Международной организации труда. Способствовать снижению безработицы должна не только внутренняя социальная и экономическая политика, но и активная внешняя политика страны в т. ч. политика в области международной торговли.  Всемирная программа занятости предусматривает рост знаний о взаимосвязи между политикой в области труда, занятости людских ресурсов, с одной стороны, и демографическими факторами – смертностью и миграцией с другой.

Руководствуясь международными трудовыми нормами и помощью Международной организации труда, РФ существенно улучшила ситуацию на рынке труда путем создания системы органов по трудоустройству, развития системы подготовки и переподготовки трудящихся, а также разработки программ материальной помощи безработным. Генеральной Конференцией МОТ разработано более 300 актов. Однако, в ряде случаев низкий уровень законодательного регулирования и отсутствие надежных экономических гарантии в сфере обеспечения занятости не позволяет России ратифицировать некоторые акты МОТ. Российской Федерацией не ратифицирована Конвенция  № 44 «О пособиях лицам являющимся безработными по независящим от них причинам», Конвенция МОТ    № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г.11

Информация о работе Государственная политика в области содействия занятости населения