Государственная политика в области содействия занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - исследовать политику занятости в РФ. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы государственной политики в области занятости.
Проанализировать ситуацию на рынке труда в РФ.

Файлы: 1 файл

kursovaya_chistovik_1_Avtosokhranenny (1).docx

— 90.10 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   

Курсовая работа

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

 

 

 

 

Выполнила

Студентка 2 курса

Заочной формы обучения                                                          Ершова Ю. А.

 

Научный руководитель

к.ю.н., доцент                                                                            Зайцева Л. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2014

 

 

Регистрационный номер                                                                                                      Дата

________________                                                                                                       _______________201_

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                         ______________201_

 

Работа выполнена на кафедре трудового права и предпринимательства               Института государства и права,  ТюмГУ

      по направлению «Юриспруденция»

по дисциплине «Трудовое право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допущено к защите:

_____________2014

_________________

(подпись)

Защищена

Оценка______________

_____________2014

_________________

(подпись)


 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Политика содействия занятости является одним из самых приоритетных направлений государственной политики России. Обеспечение предприятия рабочей силой - важнейший и один из самых сложных элементов управления организацией.

Конституция РФ в качестве одного из базовых прав человека и гражданина закрепила право на защиту от безработицы, что находит выражение в принимаемых государством нормативных актах. Основные направления государственной политики в сфере занятости закреплены в Законе РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"1 (далее Закон о занятости). Обеспечение более полной и эффективной занятости населения является одной из важнейших задач любого демократического общества.

Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев отметил:

«Безработица в нашей стране своеобразная. С одной стороны мы имеем достаточно неплохую ситуацию с безработицей по стране в целом, она планомерно снижалась и позволяла нам не держаться за сохранение неэффективных рабочих мест, с другой стороны, у нас есть города и даже целые регионы, в которых ситуация с занятостью очень тяжелая.»

Российская Федерация гарантирует гражданам свободу выбора деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приеме на работу, а безработным - обеспечение социальной поддержки, бесплатную подготовку, переподготовку и повышение квалификации и т. д. ст.12 Закона о занятости. 

Конституционные принципы обеспечения свободы труда и занятости, обеспечения права на труд и защиты от безработицы являются юридическими гарантиями права на труд.

Актуальность выбранной темы состоит в необходимости совершенствования процесса государственной политики занятости, постоянном поддержании на определенном уровне занятости населения. Что обусловлено необходимостью разработки действенной государственной политики содействия занятости населения в РФ.

Цель данной  курсовой работы  - исследовать политику занятости в РФ. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы государственной политики в области занятости.
  2. Проанализировать ситуацию на рынке труда в РФ.

Объектом  исследования является социально-трудовые отношения в области обеспечения занятости. Предметом исследования являются  международные конвенции и соглашения в области занятости, национальные нормативно-правовые акты в области занятости, научные публикации по исследованию государственной политики в области занятости. Источниками для написания курсовой работы являются законодательные акты, научные труды.

 

Глава 1 Общая характеристика государственной политики в области содействия занятости населения

1.1.  Понятие и формы  занятости

Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее приоритетных проблем, поскольку она непосредственно связана в первую очередь  с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия, адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения.2

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме  не допускается, если иное не предусмотрено законом.  Признаками  занятости является:

  • наличие трудовой и общественно полезной деятельности;
  • законность деятельности;
  • наличие дохода (за исключением студентов, лиц занимающихся общественной деятельностью и др.)

Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

 К числу занятых  Закон о занятости относит следующих граждан:

  • работающих по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
  • зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • занятых в подсобных промыслах и реализующих продукцию по договорам;
  • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
  • избранных, назначенных или утвержденных на оплачиваемую должность;
  • проходящих военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
  • проходящих очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях;
  • временно отсутствующих на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
  • являющихся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
  • являющихся членами крестьянского (фермерского) хозяйства

Следовательно, существуют следующие виды занятости:

  • занятость как трудовая деятельность
  • занятость как общественно-полезная деятельность.

Формы обеспечения занятости, которыми Государственная служба занятости способствует приобретению статуса занятого: информирование о рынке труда; бесплатный поиск подходящей работы; предоставление возможности повышения квалификации, переобучения или получения новой профессии; занятость в отъезд (предоставление рабочего места в другом населенном пункте с компенсацией расходов по переезду). Данная форма способствует осуществлению территориаль-ного перераспределения рабочей силы; молодежная практика; проведение ярмарок вакансий;  привлечение к общественным работам; квотирование рабочих мест; поддержка предпринимательства и самостоятельной занятости граждан.3

В зависимости от содержания главных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два её вида:

1) активную государственную политику  в сфере занятости;

2) пассивную государственную политику  в сфере занятости.

Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейший поиск работы, также на переобучение и профессиональное обучение безработных, другими словами Правительство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пробует получить работу.

Пассивной политике свойственно наличие завышенных размеров пособий по безработице и других мер оказания материальной помощи безработным, другими словами поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.4

В Российской Федерации, учитывая утвержденный Постановлением Правительством РФ  минимальный и максимальный  размер  пособия по безработице, неизменный с 2009 года, в  2014 году  составляет соответственно 850 рублей и 4900 рублей государственная политика по обеспечению занятости является активной, потому что маленький размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.

Таким образом, можно сделать вывод, что государство  наряду с органами службы занятости населения  и работодателями, играет активную роль,  осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

 

1.2. Права граждан в сфере  содействия занятости и трудоустройства

Право на труд закреплено в международных правовых актах. Всеобщая декларация прав человека провозглашает « Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.» Данное право отражено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. 

В Конституции РФ закреплены основные права граждан в сфере труда и занятости. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы; Конкретизируются иные возможности в сфере занятости - право граждан  трудиться в качестве государственного служащего, право каждого  на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство не вправе указывать человеку в какой сфере деятельности ему развиваться.  Оно обязано лишь создать условия для свободной самореализации личности, устанавливая определенный набор гарантий. На их основе строится система правового регулирования обеспечения равных возможностей в сфере занятости Российской Федерации.

Закон о занятости в пункте 3 статьи 8 декларирует право гражданина на выбор места работы прямым обращением к работодателю, бесплатным посредничеством органа государственной службы занятости, обращением в частные организации по трудоустройству граждан. В обеих формах реализации права граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип правового регулирования рынка труда – принцип свободы трудового договора.

В статье 64 ТК РФ провозглашаются гарантии гражданам, обратившимся к работодателю с предложением о трудоустройстве. Предоставляемые им гарантии основаны на положениях статей 19 и 37 Конституции РФ: все равны перед законом и судом; мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации; каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав; никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника согласно части 1 и 2 статьи 3 трудового кодекса РФ.

Также каждый гражданин имеет право на защиту от безработицы. Статьей 12 пункта 1 Закона о занятости  гражданам Российской Федерации гарантируются защита от  безработицы;  осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан,  испытывающих трудности в поиске работы;  бесплатное содействие в подборе подходящей работы и  трудоустройстве при  посредничестве органов  службы занятости;  информирование о положении на рынке труда. 

Информация о работе Государственная политика в области содействия занятости населения