Государственная политика в области содействия занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - исследовать политику занятости в РФ. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы государственной политики в области занятости.
Проанализировать ситуацию на рынке труда в РФ.

Файлы: 1 файл

kursovaya_chistovik_1_Avtosokhranenny (1).docx

— 90.10 Кб (Скачать файл)

Конституционные принципы обеспечения свободы труда и занятости, обеспечения права на труд и защиты от безработицы являются юридическими гарантиями права на труд. Обеспечение занятости является одновременно и обеспечением реализации права граждан на труд. Содействие этому является обязанностью государства и его исполнительных органов власти, государственной службы занятости. С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности.

Статья 12 пункт 2  Закона о  занятости населения в РФ закрепляет гарантии безработным гражданам государства в реализации права граждан на труд:

а) социальная поддержка; 

б) осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; 

в) бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; 

г) компенсация в порядке, определяемом Правительством РФ, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости.

В качестве социальной поддержки государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, участие в общественных работах, оказание материальной помощи. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, стипендия начисляется с первого дня их обучения. Органы службы занятости при необходимости могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных органами службы занятости на профессиональную подготовку и повышение квалификации в другую местность.

Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При направлении на общественные работы учитываются состояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие индивидуальные особенности граждан. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, который может быть расторгнут досрочно при их устройстве на постоянную или временную работу.

Материальная помощь может оказываться органами службы занятости только безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости. Материальная помощь может быть в виде периодических (ежемесячных) либо единовременных (разовых) денежных выплат.

Гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг включает в себя предоставление профессиональной информации всем обратившимся за таковой независимо от места проживания, работы или учебы. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных  граждан осуществляются в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами.

В рамках представления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан,  указанным гражданам предоставляются рекомендации по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния.

Таковы основные гарантии социальной поддержки безработных, обеспечи-ваемые государством в нашей стране. Важно отметить, что это отражает в первую очередь правовое положение (статус) безработного, наличие у него не только основных, неотъемлемых прав, но и предусмотренных законом материальных и социальных гарантий. Что особо необходимо гражданам, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы.

 

Заключение

В данной работе были рассмотрена государственная политика в области занятости в РФ.

 Рассмотрев основные правовые  аспекты, законодательство РФ, и  международные нормы труда, целесообразно  обозначить проблемы, сложившиеся  в политике занятости. К таковым  относятся: существующие разногласия  и несоответствия  Закона о Занятости и  Трудового Кодекса, и само неисполнение, несоблюдение норм закона при его реализации. К тому же низкие пособия по безработице даже не обеспечивают прожиточный минимум граждан, что приводит их в группу риска, вызывая потребность в социальной защите. 

Стоит также отметить, что многие положения о политике занятости, развернутые и конкретизированные в актах МОТ, Российская Федерация не приняла и не ратифицировала из-за низкого уровня законодательного регулирования и отсутствия надёжных экономических гарантий в сфере обеспечения занятости.

Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения, когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению. Одним их открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость.

Политика занятости, как важнейшая составляющая социальной политики, должна быть сфокусирована на следующих приоритетных направлениях: совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения, совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда, обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу, развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы, развитие кадрового потенциала, оптимизация привлечения иностранной рабочей силы, стимулирование экономической активности населения, повышение качества рабочих мест.

В государственной политике занятости необходимо создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций в негосударственный сектор. Государство должно создать максимально благоприятные условия для тех, кто может и хочет эффективно работать, и поддерживать тех, кто в силу объективных обстоятельств работать не может.

Государственная политика занятости в стране направлена не только на регулирование общих процессов в сфере труда, но и на осуществление их в рамках мер, разработанных для регулирования локальных (региональных) рынков труда с учетом особенностей региона.

Проблемы занятости должны стоять в центре экономической политики любого демократического государства. Способствовать скорейшему формированию оптимального механизма регулирования занятости населения Российской Федерации может всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей во многих странах мира. На сегодняшний день, уже наблюдается тенденция по активизации мер по обеспечению занятости населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Нормативно правовые акты
  2. Всеобщая декларация прав человека: принят Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.// Библиотечка Российской газеты. 1999 . Выпуск N 22-23.
  3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят  Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года/ Действующее международное право. Москва. Международные отношения: Т. 2.2007-517.
  4. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 26.12.1991. N 52. Ст. 1865
  5. Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993 г.:  по сост. на 21 марта 2014 г. // Собрании законодательства Российской Федерации 2014 - N 15 - Ст. 1691.
  6. Об организации службы занятости: Конвенция МОТ № 88 от 9 июля 1948 г // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда. 1991.С.2239
  7. О политике в области занятости: Конвенция МОТ №122 г. Женеве 09 июля 1964 года // Ведомости Верховного Совета СССР. 1967 . N 45. Ст. 608.
  8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
  9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ: по сост. на 4 июня 2014 г. // Российская газета. 31 декабря 2001.
  10. О занятости населения в Российской Федерации:  Закон: от 19 апреля 1991 г. N  1032-1: по состоянию на 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ// Российская газета, N 84, 06.05.1996.
  11. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ:  по состоянию на 1 января 2014 г //Российская газета от 31 июля 2007 г. N 164.
  12. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52

(1 ч.), ст. 4920.

  1. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ:  по состоянию на 23 июня 2014 г.// Российская газета от 2 декабря 1995 г. N 234. 
  2. Вопросы Федеральной службы по труду и занятости: Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 // Собрание законодательства Российской Федерации от 12 апреля 2004 г. N 15. Ст. 1448.
  3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения: Постановление Правительства РФ: от 15 апреля 2014 г. N 298 // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, N 18 (часть I), ст. 2147.
  4. План мероприятии по повышению мобильности граждан Российской Федерации на 2014-2016 года: Распоряжение Правительства РФ:  от 24 апреля 2014 года  № 663-р //Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, N 18 (часть IV), ст. 2262
  5. О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (вместе с "Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы", "Правилами регистрации безработных граждан"): Постановление Правительства от 7 июля 2012 № 891 // Собрание законодательства РФ, 17.09.2012, N 38, ст. 5103.
  6. Положение об организации общественных работ: Постановление Правительства РФ: от 14 июля 1997 года  №875 //Собрание законодательства РФ . 1997. №29. ст. 3533.
  7. Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610.: по сост. на 17.05.2014 // Собрания законодательства РФ, 22012, N 26, ст. 3528.
  8. Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости: приказ Минтруда России от 7 марта 2013 г. № 92 н //Российская газета 2013 г.   № 6088 
  9. О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области: Закон Тюменской области: от 8 июля 2003 года N 155: по состоянию на 23 июня 2014 // Тюменская область сегодня, N 129, 22.07.2003.
  10. Об установлении на 2014 год квот для трудоустройства: Постановление Администрации Тюменского муниципального района от 28.11.2013 № 3275

 

  1. Научная литература
  2. Власов В.И. Крапивин О.М. Постатейный комментарий к Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» - Система Гарант. 2012. 368 с.
  3. Маргарита Горовцова «Мы работы не боимся: о тенденциях государственной политики в сфере занятости»//СПС Гарант
  4. Дудников С. В. Политика занятости, обеспечение социальных гарантий и компенсаций при безработице:   Бухгалтерский учет в бюджетный и некоммерческих организациях.
  5. Ибрагимов А.М.  Понятие "гарантии" в праве: общее и особенное в научной трактовке // Вестник Пермского университета.- 2012.- N 2. - 21 с.
  6. Колесникова О.О совершенствовании правовой базы обеспечения занятости населения // Человек и труд. 2009. № 2. С. 44—47.
  7. Корнийчук Г.А. Практический комментарий к изменениям в трудовом законодательстве Российской Федерации / Г. А. Корнийчук. - М.: Альфа-Пресс, 2012. - 128 с.
  8. Антон Филимонов «Дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса»// СПС Гарант
  9. Чепик А.С. Новое в трудовом законодательстве / А.С. Чепик. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. - 133 с.
  10. Чикирева И.П., Хильчук Е.Л. Трудовое право Российской Федерации: учебное пособие.- Москва: Проспект, 2010.  137с.
  11. Мертешев М. Рабочие места для инвалидов по-новому: ЭЖ-Юрист, Москва: Издательский дом 2013, N 42. 70 с.

 

  1. Диссертации
  2. Никонова О.В. Социальные гарантии в Российской Федерации: проблемы реализации: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2003. С. 32.
  3. Пузыревский С.А. Правовое регулирования государственной политики в области занятости: дисс. …канд.юрид.наук: 12.00.05 / С.А. Пузыревский.-Москва,-2001.-264 с.

 

1 Российская газета, N 84, 06.05.1996.

 

2 Дудников С. В. Политика занятости, обеспечение социальных гарантий и компенсаций при безработице:   Бухгалтерский учет в бюджетный и некоммерческих организациях: 2012 № 15. С 28.

3 Чикирева И.П., Хильчук Е.Л. Трудовое право Российской Федерации: учебное пособие.- Москва: Проспект, 2010. С 137.

4 Власов, В.И. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения : В. И. Власов, О. М. Крапивин. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2012. С. 45

5 Никонова О.В. Социальные гарантии в Российской Федерации: проблемы реализации: Дис. ... канд. экон. наук. М., 2003. С. 32.

Информация о работе Государственная политика в области содействия занятости населения