Государственная политика в области занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:22, реферат

Описание работы

Важнейшими элементами, характеризующими функционирование государства на рынке труда, выступают активная антиинфляционная политика государства и противодействие вынужденной безработице (здесь необходимо достижение баланса, возможно, за счет поддерживающих равновесие иных мероприятий и механизмов, поскольку инфляция и безработица — два разнонаправленных регулятора на рынке труда); устранение диспропорций в распределении трудовых ресурсов, создание условий нормального воспроизводства рабочей силы и ослабление социальной напряженности в обществе.

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ЗНЯТОСТИ.docx

— 30.73 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ

Социальная политика в настоящее  время относится к числу основных направлений деятельности органов  государственной власти и местного самоуправления, причем особенно важна  эта роль на уровне регионов.

Государство должно взять на себя функции установления правовых норм регулирования трудовых отношений, разработки рекомендаций и осуществления  контроля над социальными процессами.

Важнейшими элементами, характеризующими функционирование государства на рынке  труда, выступают активная антиинфляционная политика государства и противодействие  вынужденной безработице (здесь  необходимо достижение баланса, возможно, за счет поддерживающих равновесие иных мероприятий и механизмов, поскольку  инфляция и безработица — два  разнонаправленных регулятора на рынке  труда); устранение диспропорций в распределении  трудовых ресурсов, создание условий  нормального воспроизводства рабочей  силы и ослабление социальной напряженности  в обществе.

Понятие социальная защита рассматривается, как правило, в двух смыслах: в широком — это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, в том числе права на достойный человека уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности.

По отношению к трудоспособному  населению социальная защита предполагает систему соответствующих мер (гарантий), создание равных условий для повышения  своего благосостояния за счет личного  трудового вклада, экономической  самостоятельности и предприимчивости. Социальная защита в узком смысле — это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения, и прежде всего от негативных последствий процессов переходного периода в проведении реформ и движения к рынку.

В рамках данной стратегической линии  основной целью государственной  политики занятости становится формирование благоприятных условий для занятости  населения и обеспечения предприятий  рабочей силой через экономическую  стабилизацию, повышение качества и  конкурентоспособности рабочей  силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов  по вопросам занятости.

Состояние рынка труда является результатом множества экономических  и социальных факторов, равно как  и сам рынок труда становится силой, воздействующей на них. Так, пенсионная, молодежная политика и политика в  области образования должны учитывать  фактор влияния на рынок труда, выполняя при этом свою основную роль. Поэтому решение задач нейтрализации безработицы может быть успешным только при достижении реальной интеграции политики занятости в общую социально-экономическую политику.

По этой причине результативность политики занятости находится в  непосредственной зависимости от эффективности  действий по смежным направлениям:

- преодоление дефицита рабочих  мест посредством повышения инвестиционной  активности за счет всех источников, развития предпринимательства; учета  влияния экономических решений  с точки зрения их воздействия  на рынок труда;

- последовательная стабилизация  уровня жизни, совершенствование  социальной поддержки населения,  направленной в том числе на снижение вынужденной потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

- развитие системы непрерывного  образования как наиболее прогрессивного  средства поддержки качества  рабочей силы;

- улучшение качества рабочей  среды, включая условия труда,  вопросы заработной платы и  использования рабочего времени;  стабилизация кадрового потенциала, эффективное использование имеющихся  рабочих мест;

- проведение взвешенной миграционной  политики, направленной на позитивное  территориальное перемещение населения,  обустройство мигрантов, защиту  внутреннего рынка труда;

- развитие и повышение эффективности  программ и услуг, реализуемых  через государственные органы  по вопросам занятости и направленных  на предотвращение безработицы  и возвращение не имеющих работы  к активному труду.

Можно выделить основные принципы государственного регулирования политики занятости, включая регулирование рынка  труда, а именно:

- защитное регулирование, предназначенное для ограничения действий, которые ведут к незащищенности различных групп трудящихся;

— поощрительное регулирование, помогающее созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности;

— ограничительное регулирование с целью воспрепятствовать отдельным лицам или группам трудящихся действовать таким образом, что они могут получить преимущества по сравнению с другими;

— директивное регулирование, предполагающее руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или согласно заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам;

— финансовые меры (налоги и субсидии), позволяющие увеличивать предложение на рынке труда или содействовать занятости.

Активная политика занятости — совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства.

Активная политика занятости включает прежде всего меры:

по обеспечению повышения конкурентоспособности  работников, социально-профессиональной мобильности — гибкости и динамизма  рабочей силы, адекватной по своей  профессионально-квалификационной структуре  технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда;

инициирующие спрос на рабочую  силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов экономики;

поощряющие развитие малого предпринимательства  и самозанятости. Основным инструментом активной политики занятости во всех экономически развитых странах признаются профессиональная подготовка и переподготовка кадров.

Пассивная политика занятости — меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей — бесплатно или по сниженным ценам и др.)

К пассивным мерам также  относятся так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах. Однако и здесь существуют риски — риск принятия государством обязательств работодателя по выплате заработной платы.

К средствам активной политики занятости относятся:

Информация о рынке труда  — сведения о возможностях трудоустройства, информация о занятиях и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в  спросе и предложениях рабочей силы. Информация распространяется в центрах  занятости, через средства массовой информации, общественные организации, предприятия. Но при этом следует  учитывать ее ограничители — недостаточная  развитость статистической базы, мониторинговой и социологической информации (требует  серьезных финансовых затрат), слабая доступность к качественной информации.

Содействие в трудоустройстве  преследует цель минимизации времени  поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода  заполнения вакансий на предприятиях. Необходимые для этого мероприятия:

 а) поддержание банка вакансий  для информирования граждан о  возможностях трудоустройства;  
б) подбор подходящего места работы и работников по запросу работодателя;  
в) проведение «ярмарок вакансий» и «ярмарок специалистов» и др.

Субъекты регулирования занятости. Традиционным субъектом социального партнерства является трудовой коллектив.

В качестве субъектов социальных партнерских  отношений выступают общественные движения, политические партии, профсоюзные, женские, молодежные и иные общественные организации. Ключевую роль в системе  социального партнерства играют профсоюзы.

Роль традиционно важного субъекта социальных партнерских отношений  в обществе выполняет государство и его структуры.

На правах субъекта партнерских  отношений возвращается владелец частной  собственности— предприниматель. Это партнер с особыми интересами, с ориентацией на максимальную прибыль как основную цель производства и с еще неразвитым взглядом на развитие человеческих ресурсов вне парадигмы «затраты (человек и его труд) — выгоды (конкретная продукция материального производства)». Субъектами могут быть формальные и неформальные объединения предпринимателей, а также крупные отраслевые производственные комплексы, определяющие «лицо» отрасли вне зависимости от формы собственности.

Инновационным социальным институтом в современной России является некоммерческий сектор (законодательный запрет распределять полученную прибыль, но не в качестве основной цели, между участниками юридического лица является самым действенным отсечением некоммерческих организаций от профессионального бизнеса), находящийся вне государственного и коммерческого секторов, тесно связанный с населением, способный организовать частную инициативу. Целью некоммерческого, неправительственного сектора является не политический капитал и прибыль, а общественная польза, и ориентируется некоммерческий сектор, прежде всего, на социально-незащищенные группы населения. Социальные неправительственные организации заполняют возникающие социальные ниши, обеспечивают адресность и конкретиость социальной помощи, удовлетворение дифференцированного спроса на социальные услуги, социальное обслуживание. Гражданские инициативы третьего, некоммерческого сектора — это, в основном, человеческие ресурсы, основанные на внутренней мотивации граждан. Эти ресурсы, в свою очередь, обеспечивают привлечение дополнительных негосударственных источников финансирования, а также резервов общества (интеллект, свобода творчества). Государственные органы и органы местного самоуправления могут привлекать к решению задач менеджмента в социальной сфере неправительственные организации, используя нормативные документы и технологию государственного заказа как экономико-правовой формы реализации приоритетных целевых социальных программ, направленных на решение социально значимых проблем, обеспеченных в основном за счет средств бюджета, путем заключения контрактов (договоров) на конкурсной основе. Однако это предполагает некоторую финансовую самостоятельность неправительственной организации или способность привлечь средства коммерческого сектора. Имеется опыт взаимодействия центров занятости и женских неправительственных организаций по развитию программ эффективной занятости женщин, повышения их конкурентоспособности на рынке труда, развитию женского предпринимательства, в том числе социального.

Рассмотрим основные понятия системы социального партнерства.

Основным объектом партнерских отношений становятся собственность, товар, ресурс, человеческий потенциал, технология, информация, власть.

В экономической сфере предметом  социального партнерства выступают  феномены владения, пользования, распоряжения собственностью, проблемы прибыли, цены, кредитной, налоговой политики, инвестиционной деятельности, организации, безопасности труда.

В социальной сфере предметом партнерских  отношений выступают прежде всего проблемы оплаты труда, занятости, социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения, поддержка семей, материнства, детства, демографические, миграционные процессы.

Предметом партнерских отношений в социально-трудовой сфере также выступают прежде всего проблемы уровня, качества жизни и доходов населения, а также проблемы мотивации, оплаты, условий и охраны труда; занятости населения и развития персонала; пенсионного обслуживания; семейная, молодежная, демографическая политика; миграционные процессы; реализация образовательных услуг, мероприятии в сфере отдыха, досуга, туризма.

Основные задачи (и предмет для  конфликта) здесь: сохранение кадрового  потенциала; создание и сохранение рабочих мест; внутрипроизводственное обучение (опережающее развитие персонала); защита работников от безработицы; социальные гарантии высвобождаемым работникам; социальное развитие территориальных  и производственных комплексов; доплаты  и льготы в сфере заработной платы, социального страхования и пенсионного  обеспечения; коллективные трудовые споры  как механизм управления «снизу».

Генеральное соглашение, заключаемое на федеральном уровне — правовой акт, устанавливающий общие принципы согласованного действия субъектов социального партнерства (то же — соглашение региональное, только на уровне субъекта Российской Федерации).

Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации с работодателем. Принципы заключения коллективных договоров, особенно отражающие реальность обеспечения принимаемых обязательств, — систематичность контроля; неотвратимость ответственности.

Коллективный трудовой спор — разногласия по поводу условий труда (их изменения), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Минимальная заработная плата — нижний предельный уровень оплаты труда, денежное выражение объема жизненных средств, необходимых работнику, выполняющему наименее сложные (простые) виды работы, для обеспечения жизнедеятельности, восстановления сил и способностей к труду.

Информация о работе Государственная политика в области занятости