Государственная политика в области содействия занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2015 в 09:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - исследовать политику занятости в РФ. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы государственной политики в области занятости.
Проанализировать ситуацию на рынке труда в РФ.

Файлы: 1 файл

kursovaya_chistovik_1_Avtosokhranenny (1).docx

— 90.10 Кб (Скачать файл)

Международное сотрудничество охватывает широкий спектр вопросов социально-трудовой сферы.  Оно занимает важное место в общей системе между-народных отношений Российской Федерации. Принята программа сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2013-2016 годы. Программа направлена на содействие дальнейшему развитию социально-трудовых отношений в Российской Федерации в целях достижения достойного труда путем концентрации усилий в таких областях, как расширение занятости, социальная защита, оплата и охрана труда, международные трудовые нормы и основополагающие принципы права в сфере труда.

Подписано соглашение между Минфином России и МОТ по реализации программы «Осуществление стратегии «Группы 20» в области профессиональной подготовки кадров». С рядом стран обсуждаются и решаются актуальные вопросы создания качественных рабочих мест посредством социального диалога, преодоления кризиса занятости молодежи и проблемы старения общества, содействия международным трудовым нормам и политики согласованности.

В рамках этого направления государственной политики подписан договор о Евразийском экономическом союзе. "Преимущества евразийской интеграции должны в полной мере оценить и граждане наших стран. Они получат право свободно работать в государствах "тройки". При этом оформление каких-либо разрешений не требуется", - сообщил Президент РФ В.В. Путин.

Российская Федерация реализует мероприятия по защите интересов соотечест-венников за рубежом (гарантии в области социального обеспечения и обязательного социального страхования по предоставлению  пенсий и пособий).

2.2. Специальные направления (меры) в рамках государственной  политики в области обеспечения  занятости населения в Российской  Федерации

Помимо мероприятий общего характера, государство вырабатывает и реализу-ет специальные меры в рамках государственной политики занятости населения, которые характеризуются направленностью на предотвращение или предупрежде-ние негативных последствий безработицы, социальную поддержку безработных граждан и содействие в обеспечении занятости той или иной группе населения.

Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека - направление государственной политики, которое не является проблемой самого человека в современном демократическом обществе, а возводиться в ранг общегосударственной политики. Государство обязано  создать условия для свободной самореализации личности. Политика Российской  Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 

Согласно пункту 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Государство гарантирует гражданам, признанным в установленном порядке безработными, выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; статья 28 пункт 1 Закона о занятости.

Принимая во внимание, что целевое назначение пособия по безработице состоит в предоставлении безработным гражданам временного источника средств к существованию на разумный период,  необходимый для поиска подходящей работы, а также в стимулировании безработных граждан к активному поиску работы,  одной из первоочередных задач совершенствования государственной политики в области защиты от безработицы является оптимизация критериев назначения пособия по безработице с одновременным повышением его размера. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в качестве критерия для обоснования и установления разме-ра пособия по безработице необходимо использовать величину прожиточного мини-мума трудоспособного населения. Согласно постановления Правительства Тюменс-кой области № 121-п «Об установлении величины прожиточного минимума на вто-рой квартал 2014 года» для трудоспособного населения   - 8305 рублей.                 

Существует определенная группа лиц, которая в связи с физическими недостатками или в виду своего социального положения не в состоянии конкурировать на рынке труда, они больше других подвергнуты риску остаться безработными. Государство осуществляет мероприятия, способствующие занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Квотирование рабочих мест является наиболее эффективной мерой  обеспече-ния занятости лицам, особо нуждающимся в социальной защите. Вопросы квотиро-вания рабочих мест закреплены в законодательных актах Субъектов Российской Федерации. Трудоустройство граждан в счет установленных квот производится работодателями самостоятельно либо по направлениям Центра занятости населения.12                                                                                                                       

  Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти путем проведения ряда специальных мероприя-тий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Для обеспечения занятости государство устанавливает  в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Резервирует рабочие места по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; стимулирует создание предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных). Создает инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальными программами   реабилитации инвалидов; создает условия для предпринимательской деятельности инвалидов;  организует обучения инвалидов новым профессиям.

Субъекты федерации обязаны устанавливать квоты при приеме на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников для тех организаций, в которых трудятся свыше 100 человек (в Тюменской  области  квота составляет 3%). 

С 1 января 2012 года регионы получили право разрабатывать условия и программы профессионального обучения, переобучения и повышения квалифика-ции для женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет согласно Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».13 Эта услуга предоставляется бесплатно, и кроме того, нередко компенсируются расходы на проезд к месту обучения и найм жилья, а также предоставляется возможность пройти бесплатное медицинское освидетельствование.

Незанятые граждане, получающие пенсию по старости, могут быть зарегистрированы в качестве ищущих работу, но не в качестве безработных (ч. 3 ст. 3 Закона о занятости). Регионы получили право организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации лиц, которым была назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить свою трудовую деятельность на основании  Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Отдельные гарантии установлены для граждан предпенсионного возраста при отсутствии возможности их трудоустройства.14 В соответствии с ч. 2 ст. 32 Закона о занятости, им может быть назначена пенсия на период до достижения возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе досрочная трудовая пенсия (не ранее, чем за два года до наступления соответствующего возраста).

 Закон о занятости предусматривает организацию регионами временного трудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время и выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет.

Закон о занятости  ст. 13, ч. 3 ст. 23 содержит правило о преимущественном праве прохождения подготовки, повышения квалификации и поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия для военно-служащих, уволенных с военной службы, а также их супругов.  С июля 2013 года право на прохождение профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в приоритетном порядке получили и граждане, прошедшие военную службу по призыву (в течение трех лет после увольнения с военной службы).

  Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльс-кой и других радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными стипендия в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов  службы занятости выплачивается в повышенном размере согласно статье 29 пункту 4 Закона о занятости.

Одно из направлений государственной политики - предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы.

По данным официальной статистики, показатели обеспеченности граждан рабочими местами улучшаются с каждым годом. Средний показатель уровня безработицы за первое полугодие текущего года составил, по сведениям Роструда, приблизительно 1,3-1,4% от численности экономически активного населения страны (около 1 млн чел.). Следует учитывать, что речь идет о так называемой зарегистрированной безработице. Конституция РФ в качестве одного из базовых прав человека и гражданина закрепила право на защиту от безработицы, что находит выражение в принимаемых государством нормативных актах. Так, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий работодатели в полном объеме представляют органам службы занятости и профсоюзному органу или иному представительному органу работников информацию о возможных массовых увольнениях трудящихся, числе и категориях работников, которых они могут коснуться, и сроке, в течение которого их намечено осуществить, и несут ответственность в установленном порядке, часть 2 статьи 25 Закона о занятости.

Согласно статье 73 Трудового кодекса в целях предотвращения массовых увольнений работодатель может установить режим неполного рабочего времени.

Вместе с тем, в последние годы государство с целью борьбы с безработицей довольно интенсивно изменяет и дополняет законодательство о труде в целом. К таким поправкам можно отнести, в частности, следующие: определение стратеги-ческих направлений государственной политики в сфере занятости; детальная регламентация деятельности Роструда; введение в трудовое законодательство института дистанционной занятости Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрет на использование в объявлениях о вакансиях дискримина-ционных критериев отбора; поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Государство стимулирует создание работодателями дополнительных рабочих  мест для граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, путем оказания финансовой поддержки и снижения налоговых ставок стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов15;

В некоторых субъектах предусмотрены также субсидии работодателям при приеме на работу инвалидов, связанные с оплатой труда инвалидов, оснащением дополнительного рабочего места (в среднем размер компенсации за обустройство одного рабочего места составляет около 50-66 тыс. руб., а иногда (Краснодарский край, Самарская область, Иркутская область) — до 100 тыс. руб.), в том числе с приобретением специального оборудования и т. д. (Приморский край,  Ярославская область, Новосибирская область, Курская область и т. д.).

В рамках государственной программы Тюменской области «Основные направ-ления развития в области содействия занятости населения, трудовых и иных непос-редственно связанных с ними отношений на 2014 - 2016 годы» возмещаются норма-тивные затраты организациям на оплату труда граждан, трудоустроенных на создан-ные юридическими лицами,  индивидуальными предпринимателями,  фермерами из числа бывших безработных граждан, получивших государственную услугу по содействию самозанятости безработных граждан, дополнительные рабочие места для трудоустройства безработных граждан.

Мероприятия, предусмотренные для поощрения работодателей не способст-вуют созданию новых рабочих мест, но способствуют привлечению к труду граждан, испытывающих трудности в поиске работы т.к. предприятиям это экономически выгодно.

 

2.3. Понятие и система  правовых гарантий безработных  граждан в области занятости  в Российской Федерации 

Информация о работе Государственная политика в области содействия занятости населения