Государственная политика РФ в области образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в рассмотрении государственной политики РФ в области образования.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотреть общую характеристику системы образования и ее социальное значение;
раскрыть понятие государственной политики в области образования;
выделить принципы государственной политики в области образования;
проанализировать организацию финансирования расходов бюджета РФ на образование;
изучить государственную политику СССР и Российской Федерации в области образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Содержание государственной политики в области
образования……………………………………………………………………....6
1.1. Общая характеристика системы образования и ее социальное значение…………………………………………………………………………..6
1.2. Понятие государственной политики в области образования……..10
1.3. Принципы государственной политики в области образования…..13
1.4. Организация финансирования расходов бюджета РФ на образование……………………………………………………………………...18
Глава 2. Сравнение Государственной политики СССР и Российской Федерации в области образования…………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы……………………………………………………….34
Приложение 1……………………………………………………………..37
Приложение 2……………………………………………………………..38
Приложение 3……………………………………………………………..39
Приложение 4……………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

значение РФ в области образования ТОНКОНОГОВА С.А.doc

— 445.00 Кб (Скачать файл)


Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3

Глава 1. Содержание государственной  политики в области  
образования……………………………………………………………………....6

1.1. Общая характеристика системы  образования и ее социальное  значение…………………………………………………………………………..6

1.2. Понятие государственной политики в области образования……..10

1.3. Принципы государственной политики в области образования…..13

1.4. Организация финансирования расходов  бюджета РФ на образование……………………………………………………………………...18

Глава 2. Сравнение Государственной политики СССР и Российской Федерации в области образования…………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………..32

Список литературы……………………………………………………….34

Приложение 1……………………………………………………………..37

Приложение 2……………………………………………………………..38

Приложение 3……………………………………………………………..39

Приложение 4……………………………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Образование служит плацдармом, на котором  разворачивается битва за души и  сердца людей. Именно оно выполняет  самую важную общественную функцию  – формирует самосознание человека. Сейчас для того, чтобы усовершенствовать наше образование, жизненно важно определить вектор этого совершенствования, то есть определить образовательную стратегию.

Человек как субъект  образовательного процесса, выступая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

От уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым оказывает воздействие на политическую сферу общественной жизни. Через культурно-воспитательную функцию образование оказывает влияние на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает условия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение. В этом смысле основным принципом образования должен быть принцип толерантности. Вместе с этим одновременно требуется высокое знание своей собственной культуры и истории, духовных и нравственных основ жизни собственного народа.

Проблема взаимопонимания  культур сегодня актуальна как  никогда (процессы интеграции и дезинтеграции). Никто уже не оспаривает тот факт, что диалог культур в современной  жизни человечества играет чрезвычайную роль. Это зависит, прежде всего, от образования.

У политики в области образования в Российской Федерации должна быть своя стратегия.

Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает  в качестве приоритетных направлений  государственные  инвестиции на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, поскольку развитие всех отраслей экономики напрямую зависит от уровня образованности общества.

В школах бюджетное финансирование должно обеспечить возможность получения учащимися знаний, навыков и умений, соответствующих требованиям федеральных и региональных стандартов по различным предметам.

Более жесткие требования современная экономическая ситуация предъявляет к качеству профессионального образования, предоставляемого средне-специальными и высшими образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования профессионального образования, без его перехода на новый уровень. Профессиональные учебные заведения становятся основным каналом подготовки молодого пополнения квалифицированной рабочей силы, воспроизводства дипломированных работников, выступая, как составная часть общей системы образования и как звено народнохозяйственного комплекса страны. Поэтому государство Российская Федерация заинтересована в участии и финансировании образовательной системы страны.

Этими причинами подтверждается актуальность выбранной темы.

Объектом курсовой работы является нормативно-правовая база политики в области образования, её эволюция и реализация, а также мероприятия программы реформирования системы образования, вопросы финансирования, а предметом - современное участие государства РФ в области образования.

Цель данной работы заключается  в рассмотрении государственной политики РФ в области образования.

Поставленная цель предполагает решение  следующих задач:

  1. рассмотреть общую характеристику системы образования и ее социальное значение;
  2. раскрыть понятие государственной политики в области образования;
  3. выделить принципы государственной политики в области образования;
  4. проанализировать организацию финансирования расходов бюджета РФ на образование;
  5. изучить государственную политику СССР и Российской Федерации в области образования.

Замысел и задачи исследования конкретизированы в следующей гипотезе. Возрастание роли образования как важнейшего фактора формирования человеческого потенциала в условиях постиндустриального этапа развития общества и процессов глобализации в мире возможно, если:

- осуществляется всестороннее реформирование национальных систем образования, направленное на обеспечение освоения людьми новых социальных и профессиональных навыков, профессиональной мобильности, развития культуры социального поведения в условиях открытости общества, его быстрой информатизации;

- устанавливаются правовые средства, обеспечивающие превращение образования в движущую силу и ресурс социально-экономического развития, повышение конкурентоспособности, при одновременном сохранении юридических гарантий свободы и равного доступа к образованию.

Данная курсовая работа состоит  из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы: теоретический  анализ научной, учебно-методической литературы, нормативно-правовой документации; логический, формально-юридический, методы анализа и синтеза, исторический метод.

Глава 1. Содержание государственной политики в области образования

1.1. Общая характеристика системы образования и ее социальное значение

Первостепенная роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования. Основы регулирования принципов государственной политики в области образования сформулированы в федеральных законах № 12-Ф3 «Об образовании» от 1 января 1996г.,  № 125-Ф3 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г., а также в Национальной доктрине развития образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751.

Гражданам РФ гарантируется  возможность получения образования без каких-либо условий и ограничений независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, состояния здоровья и т.п.1 Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государственные образовательные стандарты позволяют сохранить единое образовательное пространство России. Они представляют собой систему норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

В настоящее время  понятие «система образования» трактуется как совокупность факторов, обеспечивающих реализацию его социальных функций: сеть образовательных учреждений; образовательные стандарты; образовательные программы; ресурсное обеспечение (кадровое, научное, методическое, материальное, финансовое); сотрудничество с другими социальными отраслями; управление.2 В последнее время особое внимание уделяется принципу регионализации образования. Основными признаками региональной системы образования с точки зрения его организации являются: совокупность учебно-воспитательных учреждений в регионе, обеспечивающих возможность дифференциации образования и обучения в соответствии с интересами граждан и уровнем их подготовленности; программы обучения, отражающие научно-культурные, демографические и экономические особенности региона. Муниципальная система включает в себя характеристики региональной, но при этом особо подчеркивается роль местных органов самоуправления, которые могут создавать дополнительные условия для функционирования и развития системы образования за счет средств и местных бюджетов. С позиций ресурсного обеспечения региональной считается система, которая финансируется из регионального бюджета, а муниципальной - система, финансируемая из бюджета местного органа самоуправления.3

Одним из условий обоснованности расходов и эффективного использования средств является научно обоснованная типологизация образовательных программ и учреждений. Содержание образования определенного уровня и направленности определяют образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

Они направлены на решение  задачи формирования общей культуры личности, ее адаптации к жизни в обществе, создание основы выбора и освоения профессиональных образовательных программ. С помощью профессиональных образовательных программ осуществляется подготовка специалистов соответствующей квалификации, и решаются задачи последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровня специалистов. К профессиональным относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными. Гражданский кодекс РФ относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

-  дошкольные;

- образовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- начального, среднего, высшего  и послевузовского профессионального  образования;

- дополнительного образования  взрослых;

- дополнительного образования  детей;

- специальные (коррекционные)  для обучающихся воспитанников  с отклонениями в развитии;

- для детей-сирот, оставшихся  без попечения родителей (законных  представителей) и другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. (Приложение 1).4

Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности.

К учреждениям общего образования  относятся: общеобразовательные  школы, школы-интернаты, специальные  и вечерние школы. В системе непрерывного образования они являются вторым звеном после дошкольного уровня. Их деятельность связана с предоставлением всем гражданам РФ возможности реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования.

В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования могут создаваться следующие виды учреждений: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя общеобразовательная школа; средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет или профиль: химия, математика, физико-математический профиль, гуманитарный профиль и др.) лицей; гимназия; вечерняя (смена) общеобразовательная школа; центр образования: открытая (смена) образовательная школа; кадетская школа; школа-интернат.             

Общеобразовательные школы-интернаты  создаются в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной  жизни, социальной защиты и всестороннего  развития их творческих способностей. В эти учреждения принимаются преимущественно дети, нуждающиеся в государственной поддержке, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, одиноких матерей; дети, находящиеся под опекой. Аналогично школам к этому типу учреждении относятся: школа-интернат начального общего образования; школа-интернат основного общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования; школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучение отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; санаторно-лесная школа; санаторная школа-интернат.

Информация о работе Государственная политика РФ в области образования