Сравнительный анализ государственного устройства двух королевств Норвегии и Дании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

В своей работе я решил рассмотреть страны с конституционной монархией, которые, на мой взгляд, являются развитыми в экономическом, политическом и социальном развитии.
Дания и Норвегия - это наследственные конституционные монархии. Их государственное устройство отличается тем, что статус монарха ограничен не только формально - юридически, но и фактически.
Оценивая уровень жизни населения этих стран, их положение в европейском сообществе, экономическое и социальное развитие, можно сделать вывод, что данное государственное устройство эффективно отражается на уровне развития государства.

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ Норвегии и Дании.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

 

В Дании действует очень большое число политических партий. Но если говорить о  самых важных из них, то их численность определяется в размере 10. Партии имеют тенденцию группироваться в социалистический и несоциалистический блоки. Поэтому правительство часто формируется на коалиционной основе. Дания оказала сильную поддержку ООН и была одной из стран-организаторов НАТО. Противоречивое отношение к НАТО с 1990 года сменилось более активной позицией  и продолжается  и по  сей день.

 

 

Таблица 2 Политические партии Дании

Социалистические партии

Несоциалистические партии

Социал-демократическая партия

Сочетает в себе промышленных рабочих и служащих, отстаивает улучшение уровня жизни путем общественных реформ, включая перераспределение доходов посредством дифференцированного налогообложения, раздела крупных землевладений и расширения системы социального обеспечения, а также реализации программ создания рабочих мест, поддерживает участие Дании в НАТО и ЕЭС.

Консервативная народная

представляет интересы преимущественно крупных землевладельцев, промышленников и предпринимателей, деловых и финансовых кругов.

Социалистическая народная партия

выступает в поддержку плановой экономики и призывает к созданию демократического социалистического государства

Партия прогресса

выступает с обличением чиновников, против курса на создание "государства всеобщего благоденствия", против иммиграции рабочих из стран третьего мира

Левая либеральная партия Венстре

защищает интересы предпринимателей и признает необходимость проведения сильной социальной политики. Первоначально имела опору в основном в сельской местности, затем получила поддержку во всех слоях общества

 

Радикальная левая партия

поддерживает ЕЭС и ООН и получает большую поддержку со стороны квалифицированных специалистов, интеллигенции, мелких предпринимателей и мелких фермеров.

 

Христианская народная партия

противостоять либерализации законов, допускающих аборты и порнографию

 

3.2.Избирательная характеристика королевств

 

Избирательным правом в Норвегии наделены все граждане, достигшие 18 лет и проживающие в стране не меньше пяти лет. Для выдвижения своей кандидатуры в Стортинг граждане должны проживать в Норвегии не менее 10 лет и к моменту выборов иметь место жительства в данном избирательном округе. Формальные законопроекты в Норвегии должны обсуждаться и выноситься на голосование обеими палатами порознь, но в случае расхождения во мнениях для принятия законопроекта необходимо собрать большинство в 2/3 голосов на совместном заседании палат. Однако на практике  большинство дел решаются на заседаниях комиссий, состав которых назначается в зависимости от представительства партий. Проводятся также заседания Лагтинга совместно с Верховным судом для обсуждения процедур импичмента в отношении любого правительственного чиновника на Одельстинге. Мелкие жалобы в адрес правительства рассматриваются особым уполномоченным Стортинга - омбудсманом. Для принятия поправок к конституции требуется одобрение большинством в 2/3 голосов на двух последовательных заседаниях Стортинга.

В Дании очень похожая ситуация, но есть некое различие. Активное избирательное право имеет лицо, которое соответствует следующим требованиям:

                  является гражданином Дании;

                  постоянно проживает в Королевстве;

                  достигло 18 лет;

                  наделено избирательной дееспособностью.

Любое лицо, имеющее право участвовать в выборах Фолькетинга, может быть избрано в Фолькетинг, если только оно не осуждено за деяние, которое общественность считает несовместимым с избранием в состав Фолькетинга. В парламентских выборах участвуют политические партии, прошедшие в Фолькетинг на предыдущих выборах. Другие партии допускаются к выборам, если соберут подписи 1/175 от общего числа избирателей, принявших участие в предыдущих выборах. Для избрания в парламент партия должна получить не менее 2 % голосов в масштабе страны.

А вот и отличие Датского Королевства от Норвежского. Существует Правило «свободных списков» в Дании.  При пропорциональной избирательной системе на данный момент времени является одним из наиболее демократичных электоральных подходов, ибо при его применении избирателю предоставляется возможность более свободно выразить свою волю. При данной системе избиратель может проголосовать за весь список партий или отдать свой голос одному из кандидатов списка. Поскольку указание своей личной преференции в конкретном списке для Дании не является обязательным, мандаты среди депутатов распределяются таким образом: все голоса, которые отданы за партию без указания конкретного кандидата, засчитываются лицу, которое идет первым в списке. Ему также засчитываются все отданные ему лично преференции. «Остаток» голосов передается следующему кандидату в списке и к ним добавляются набранные им преференции.

 

Глава 4. Вооруженные силы

 

Вооружённые силы Норвегии — совокупность войск Королевства Норвегии предназначенная для защиты свободы, независимости и территориальной целостности государства. Состоят из сухопутных войск, военно-морских сил. В сухопутных — тринадцать бригад, насчитывающих 12 900 солдат и офицеров. Они оснащены современным вооружением: 261 танк, 424 орудия и около 80 реактивных установок залпового огня. В военно-воздушных силах — около 8200 человек, оснащенных 86 боевыми самолетами, в основном, истребителями-бомбардировщиками. Военно-морской флот состоит из малых противолодочных кораблей и ракетных катеров, его численность — 8300 матросов и офицеров. В норвежских вооруженных силах служат по контракту, но комплектуются они на основе всеобщей воинской обязанности. Предусмотрена также и альтернативная служба, но характерно, что лишь четыре процента призывников выбирают ее. В Норвегии принято считать, что каждый мужчина должен хотя бы одну зиму провести на военной службе. И главной мотивацией является любовь к родине, уважение к званию солдата. К тому же, тем, кто исполняет свой воинский долг, созданы превосходные условия и платят от 15 долларов в день.

Вооружённые силы  в Дании абсолютно идентичны предыдущему государству. Войска королевства предназначены для защиты свободы, независимости и территориальной целостности государства. Состоят из сухопутных войск, военно-морских и военно-воздушных сил.

Глава 5. Местное самоуправление

 

Норвегия разделена на 19 округов (фюльке) и 430 муниципалитетов (коммун). Нынешняя муниципальная система была установлена Актом о местном управлении от 1847 года, который был основательно пересмотрен в 1992 году. Местное управление и самоуправление рассматриваются современным законодательством Норвегии как одно целое в отношении коммун и фюльке. Округа представляют собой традиционное административное деление. Округа и муниципалитеты управляются выборными советами. Центральное правительство в фюльке представлено губернатором, который назначается королем. Выборы проходят раз в четыре года одновременно с общенациональными выборами в Стортинг. Муниципальный совет является высшим органом муниципалитета. Совещания в выборных органах должны быть открытыми для общественности. Местное самоуправление не прописано в конституции Норвегии, и таким образом не имеет конституционной защиты. Большое значение приобретает контроль деятельности муниципалитетов. В рамках самоконтроля муниципальный совет осуществляет надзор за деятельностью муниципалитета. Муниципальный совет имеет право запрашивать отчеты и имеет решающее слово во всех вопросах. Он также избирает специальный наблюдательный комитет для наблюдения за деятельностью муниципалитетов и осуществления строгий контроль бухгалтерских систем. Государство сохраняет за собой прерогативу по контролю за органами местного самоуправления в лице коммунального департамента, который может отменять решения этих органов на основании допущенной ошибки при принятии решения.

В административно территориальном отношении Дания поделена на 273 коммуны и 5 крупных административных областей. В части VIII п. 82 Конституции Дании закреплено право муниципалитетов самостоятельно осуществлять под контролем государства ведение местных дел. В Дании отсутствует практика принятия специальных законов, регулирующих отдельные аспекты деятельности местной власти. Структурой местного управления низшим уровнем территориальной организации является коммуна. Вопросы местного значения решаются муниципальными советами, численный состав которого должен быть нечетным от 5 до 31 члена. Члены коммунального управления избираются сроком на 4 года. Выборы в совет проводятся одновременно по всей стране раз в четыре года, - в тот же день, что и выборы в парламент, действует система пропорционального представительства. Совет самостоятельно определяет число своих членов. Деятельность совета осуществляется, прежде всего, через комиссии, которым он предоставляет большую часть своих полномочий, и которые принимают решения от его имени. Заседания местного совета являются открытыми и общедоступными, но только сам местный совет может опубликовать протоколы своих заседаний. Бургомистр избирается советом из своего состава сроком на четыре года. Следующим уровнем территориальной организации является округ. Самоуправление на этом уровне осуществляется советом округа и председателем, избираемым советом из своего состава. Органы управления округом формируются на тех же основаниях, что и органы коммуны, повторяя все их характеристики. Дания является одной из стран, где децентрализация управления осуществлена в наибольшей степени. Большинство задач и полномочий передано на местный и региональный уровень, хотя и сохранено регулирование центральными органами власти значительной доли муниципальной политики. Но, несмотря на то, что большая часть служб децентрализована, в Дании действует законодательно установленный принцип, согласно которому уровень услуг (будь то здравоохранение, образование или газо- и водоснабжение) должен быть одинаковым для всех граждан на всей территории королевства. Таким образом, органы самоуправления свободны в том, что касается организации, но не могут влиять на уровень предоставляемых услуг. В состав Дании входят и две самоуправляющиеся территории - Фарерские острова и Гренландия. Фарерские острова обладают правом создания собственной администрации - народного собрания (Лагтинга), состоящего из 25-32 депутатов, который избирается сроком на 4 года на пропорциональной основе. Государственный контроль определяется Законом о местном самоуправлении. Контроль над деятельностью органов самоуправления осуществляется в основном тремя инстанциями. Во-первых, министерства и ведомства в рамках своих сфер деятельности могут осуществлять оперативный контроль. На уровне округов существует специальный коллегиальный орган, контрольный комитет. Граждане или организации, чьи интересы были ущемлены решением местных властей могут обратиться к омбудсману, который выполняет в данном случае функцию административного суда.

 

Заключение

 

Государственное устройство скандинавских стран строится на конституционной монархии. Данное управление странами заслуживает особого внимания как система, доказавшая сою жизнеспособность и эффективность.

Можно выделить следующие черты государственного устройства скандинавских стран.

В Дании и Норвегии господствует парламентская монархия. Монарх здесь не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При такой монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

Что касается Парламента, и в Норвегии и в Дании законодательный орган власти теоретически состоит из двух палат, а практически, правит лишь одна. В Норвегии стортинг состоит из одельстинга и лагтинга, хотя практически все депутаты избираются одновременно, в Дании почти идентичная ситуация. Высший орган законодательной власти здесь тоже однопалатный парламент, называется он фолькетинг. Решения парламента являются окончательными, он не подотчётен никому.

Задачи Стортинга и Фолькетинга очень похожи. Это издание законов, принятие бюджета и   контроль над работой правительства.

В обоих королевствах действует очень большое количество политических партий. Партии имеют тенденцию группироваться в социалистический и несоциалистический блоки. Поэтому правительство часто формируется на коалиционной основе. Несмотря на это, число партий, с социалистическими взглядами в несколько раз превышает несоциалистические. 

Что касается внешней политики — главные политические партии  и Норвегии и Дании поддерживают их участие в НАТО. Дания даже выступила одной из стран – организаторов блока.

Избирательное право и в Дании и в Норвегии идентично. Избирательным правом наделены все граждане, достигшие 18 лет и проживающие в стране не меньше пяти лет. Для выдвижения своей кандидатуры граждане должны к моменту выборов иметь место жительства в данном избирательном округе.

Вооружённые силы королевств абсолютно идентичны. Войска королевств предназначены для защиты свободы, независимости и территориальной целостности государств. Состоят из сухопутных войск, военно-морских и военно-воздушных сил.

Есть похожие черты и в организации местного самоуправления. Во-первых, это двухуровневая система организации власти на местах: она включает региональный и муниципальный (коммунальный) уровни. Самоуправление на этих уровнях различается по своим функциям. Основными функциями региональной власти являются среднее образование, региональное планирование, региональный транспорт, региональная культура и спорт. Муниципалитеты отвечают за начальное образование, здравоохранение, социальные услуги, жилищное строительство. Руководство округами и муниципалитетами осуществляется окружными и муниципальными советами. Деятельность местных органов власти организуется через систему комитетов, которым советы предоставляют часть своих полномочий. Также в королевствах отличается значительная децентрализация власти и делегирование полномочий на местный уровень. Местные органы власти обладают широкими полномочиями, для них создан режим «наибольшего благоприятствования», однако при условии, что их деятельность напрямую касается общественных интересов. Здесь развитая система контроля местных органов власти, в которую, помимо соответствующих министерств и ведомств, включен особо значимый для скандинавских стран институт омбудсманов.

Информация о работе Сравнительный анализ государственного устройства двух королевств Норвегии и Дании