Сравнительный анализ государственного устройства двух королевств Норвегии и Дании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

В своей работе я решил рассмотреть страны с конституционной монархией, которые, на мой взгляд, являются развитыми в экономическом, политическом и социальном развитии.
Дания и Норвегия - это наследственные конституционные монархии. Их государственное устройство отличается тем, что статус монарха ограничен не только формально - юридически, но и фактически.
Оценивая уровень жизни населения этих стран, их положение в европейском сообществе, экономическое и социальное развитие, можно сделать вывод, что данное государственное устройство эффективно отражается на уровне развития государства.

Файлы: 1 файл

Сравнительный анализ Норвегии и Дании.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Негосударственная автономная некоммерческая образовательная организация высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

(СПбИГО)

 

Факультет экономики и управления

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

                                       РЕФЕРАТ

по специальности 080504.65 Государственное и муниципальное управление

по дисциплине «Опыт зарубежного государственного и муниципального управления»

 

На тему: «Сравнительный анализ государственного устройства двух королевств Норвегии и Дании»

 

Выполнила: студент 5 курса

очной

формы обучения

группы Г71Д

Собакарев Виталий Игоревич

 

Научный руководитель –

Балажи Ольга Павловна

                         

 

Санкт-Петербург
2011

Введение

 

Изучая государственный строй некоторых стран можно увидеть как схожие черты, так и большие различия.

Например, США, Аргентина и Египет являются президентской республикой, но обладают  совершенно разными экономическими,  территориальными и геополитическими интересами и уровнем жизни населения. Во многом это зависит от государственного устройства, от территориального деления, местного управления и других показательных характеристик.

В своей работе я решил рассмотреть страны с конституционной монархией, которые, на мой взгляд, являются развитыми в экономическом, политическом и социальном развитии.

Дания и Норвегия - это наследственные конституционные монархии. Их государственное устройство отличается тем, что статус монарха ограничен не только формально - юридически, но и фактически.

Оценивая уровень  жизни населения этих стран, их положение в европейском сообществе, экономическое и социальное развитие, можно сделать вывод, что данное государственное устройство эффективно отражается на уровне развития государства.

 

Глава 1.  Государственное  Устройство

1.1.     Парламентская монархия

 

       Конституционная монархия – это  монархия, при которой власть монарха ограничена, так что в некоторых, либо во всех сферах государственной власти, он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как конституция или статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями.

Название Норвегия впервые встречается в английских и французских письменных источниках 9-го века. Как единое государство эта страна сформировалась в конце IX века нашей эры. Именно тогда она провозгласила независимость и приняла самую демократичную на тот момент в Европе Конституцию, которая действует и по сей день, хотя и со значительными поправками. Именно тогда и произошло зарождение конституционной монархии.

Если сразу же обратиться к сравнению её с датским королевством, можно обратить внимание на то, что в Дании Система представительного правления пришла на смену абсолютной монархии, которая достаточно стабильно функционировала еще с 17 века. Однако,  король Фредерик VII  подписал в июне 1849 года первую датскую конституцию, которая в последствии утвердилась и использовалась до середины 20 века.

Вот и первое различие – конституция в этих странах появилась в разное время. Их разделяют 10 веков. (Различие)

В Норвегии  исполнительная власть принадлежит королю, который формально наделен значительными полномочиями: назначает правительство, возглавляет вооруженные силы, объявляет войну, заключает мир, пользуется правом отлагательного вето и др.  Однако развитие буржуазной демократии и государственного права в Норвегии привело к тому, что фактически исполнительную власть в стране осуществляет государственный совет (правительство), а король лишь скрепляет своей подписью его решения.

Согласно Конституции и конституционным законам в Дании глава государства — король. Формально главе государства принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. Но практически с введением независимости парламента ветви власти разделены. Король осуществляет верховную власть через назначаемое правительство, он лишь имеет право роспуска однопалатного  парламента  (Фолькетинга).

Это говорит о том, что и в той, и в другой стране парламентская монархия. Монарх здесь не обладает значительными властными полномочиями по сравнению с правительством и играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства.

 

 

1.2.     Парламент

 

Парламент Норвегии называется Стортинг. По сути это высший орган законодательной власти страны. Количество депутатов, избираемых в норвежский парламент, сроком на 4 года на основе пропорциональной системы,  составляет 169 человек, 150 из которых избираются по партийным спискам от провинций (фюльке), а оставшиеся 19 получают так называемые «уравнительные» мандаты. Формально стортинг состоит из 2 палат — одельстинг и лагтинг. Но практически, все депутаты избираются одновременно, следовательно, Стортинг – однопалатный.

В Дании ситуация почти идентичная. Высший орган законодательной власти здесь тоже однопалатный парламент, называется он фолькетинг.  Избирается  тоже на 4 года. Решения парламента являются окончательными, он не подотчётен никому.  Парламент однопалатный, состоит из 179 членов, из которых: 135 избираются по пропорциональной системе на основе всеобщего избирательного права, а 23  в избирательных округах.

Задачами стортинга  в Норвегии являются:

 издание законов;

 принятие бюджета;

 контроль над работой правительства.

Задачи Фолькетинга в Дании:

 утверждения государственного бюджета;

 контроль выполнения законов.

 

 

1.3.Исполнительная власть

 

В Норвегии исполнительная власть принадлежит премьер-министру, действующему от имени короля. Кабинет министров – это правительство. Оно несет коллективную ответственность за проводимую политику, хотя каждый министр имеет право публично выражать несогласие по тому или иному вопросу. Члены кабинета министров утверждаются Стортингом. Они могут участвовать в парламентских прениях, но не имеют права голоса. Посты государственных служащих предоставляются после прохождения конкурсных экзаменов. Вся полнота исполнительной власти на практике принадлежит правительству, возглавляемому премьер-министром.

В Дании же премьер-министром Король назначает лидера партии парламентского большинства в Фолькетинге, причем коалиционные правительства из 2 и более партий в Дании довольно частое явление. Такой состав позволяет правительству опираться на поддержку большинства в парламенте. Министры  образуют Государственный совет, в состав которого входит также престолонаследник. Ведет заседание сам король, либо Совет Министров, возглавляемый премьер – министром. Когда принимается то, или иное решение Король просто подписывает его. Управлять  Правительством может только Фолькетинг. Например, Министр уходит в отставку, если Фолькетинг выносит ему вотум недоверия. Государственные служащие  назначаются  Королем. Одна из характерных особенностей этой страны− активная и масштабная роль женщин. Каждая партия теперь по закону должна иметь в своем составе как минимум 40% женщин.

 

 

1.4. Судебная власть

 

Как правило, судебную систему называют третьей государственной властью. Система судов в Норвегии состоит из Верховного суда, Специального проверочного апелляционного комитета Верховного суда, окружных судов или судов второй инстанции, судов первой инстанции и примирительных комиссий, а также судов по особым делам. Норвегия разделена на шесть судебных территорий и на 15 судебных округов.

Судебная система является относительно независимой государственной властью. С политической точки зрения, суды играют двоякую роль. Во-первых, суды через свою судебную практику содействуют осуществлению законов, принимаемых Стортингом, а во-вторых, они осуществляют контроль за соблюдением законодательными и исполнительными органами власти принятых законов.

Судебная система может пересматривать законы, принятые Стортингом, а может отклонить их, если они противоречат Конституции.  Право «цензуры» в отношении Стортинга не закреплено за судебной системой в Конституции и является спорным. Это право было использовано в нескольких случаях в период с 1884 по 1918 год, когда несколько радикальных реформ законодательства были отклонены Верховным судом. С тех пор суды редко пользовались этим правом. Судам любого уровня дано право оценки правомерности принятия того или иного закона, но эти законы должны, однако, в любом случае быть представлены на рассмотрение в Верховный суд.

В Дании Система судопроизводства состоит из 82 судов низшей инстанции, двух апелляционных судов (восточных земель – в Копенгагене и западных – в Виборге) и Верховного суда. Высокий суд Дании, который рассматривает дела против министров по инициативе короля или Фолькетинга, состоит из 15 старейших по должности судей Верховного суда и 15 судей, избираемых Фолькетингом на шестилетний срок. Специальные суды занимаются исками по торговым сделкам и разрешением трудовых споров. Действуют также суды для рассмотрения преступлений несовершеннолетних и лиц с психическими отклонениями. Гражданские иски, связанные с особо оговариваемыми крупными суммами, непосредственно разбираются судами высшей инстанции. Однако большинство гражданских исков передается в суды низшей инстанции с гарантией права апелляции в судах более высокой инстанции. Все уголовные дела разбирает суд присяжных. Судье помогают два судебных заседателя, которые контролируют соблюдение норм правосудия. Кроме того, в разбирательстве каждого уголовного дела участвует прокурор (в судах низшей инстанции – начальник полиции или констебль), который несёт ответственность перед министерством юстиции. Смертная казнь была отменена в 1933 году.

 

Глава 2. Административно-территориальное деление

 

В Норвегии две системы территориального деления страны:

▪ административная система деления (официальная) ─ подразделяет на 19 округов (фюльке), управляемых губернаторами;

▪ традиционная система деления (неофициальная), которая объединяет 19 округов в 5 основных регионов:  Северная Норвегия, Центральная Норвегия, Западная Норвегия, Восточная Норвегия (фюльке Осло — административный центр: Осло) и Южная Норвегия. Эти области подразделяются на городские и сельские округа (коммуны). Общее число коммун Норвегии ─ 432. Каждый из них имеет совет, члены которого избираются сроком на четыре года. Над окружными советами стоит областной совет, который избирается прямым голосованием.

А в Дании Создано 5 районов (административных областей), которые, в свою очередь, делятся на 98 муниципалитетов. Главные функции и полномочия властей районов — распределение внутри своих районов ассигнований на здравоохранение. Во главе администраций районов стоят директора (вместо прежних амтманов). Также некоторые острова  (Фарерские острова и Гренландия)  пользуются автономией и имеют собственные законодательные органы. (различие)

 

Глава 3. Партии королевств

3.1. Главенствующие партии

 

Политические партии играют важную роль во внутренних делах и внешней политике Норвегии. Правительство формируют четыре центристские и правые партии. Если говорить об их точной численности, то их 41.  Общественность предпочитает всерьез обсуждать политические проблемы, а не выяснять позиции разных деятелей. Средства массовой информации уделяют большое внимание партийным платформам, часто разгораются продолжительные дискуссии, хотя они редко доходят до столкновений и эмоционально окрашенных конфликтов. Что касается внешней политики - главные политические партии Норвегии поддерживают её участие в НАТО.

Таблица 1 Политические партии Норвегии

Социалистические партии

Несоциалистические партии

Партия Красных

трудится во имя «общественной свободы, экономической справедливости, международной солидарности и заботы об окружающей среде»

Отсутствуют

Норвежская рабочая партия

организация профсоюзов для борьбы за более справедливые условия труда и построение социалистического общества

 

Норвежская рабочая партия

организация профсоюзов для борьбы за более справедливые условия труда и построение социалистического общества

 

Норвежская рабочая партия

организация профсоюзов для борьбы за более справедливые условия труда и построение социалистического общества

 

Норвежская рабочая партия

организация профсоюзов для борьбы за более справедливые условия труда и построение социалистического общества

 

Христианская народная партия

Христианско-демократическая партия

 

Консервативная партия

Политика: свобода, ответственность, разнообразие.

 

«молодые правые»

основывается на убежденности в  принципе свободы личности и собственной ответственности каждого за свою жизнь, а также в позиции в том, что ограниченное участие государства в таких вопросах как использование национальных ресурсов  возможно только для решения больших общественно значимых вопросов.

 

Информация о работе Сравнительный анализ государственного устройства двух королевств Норвегии и Дании