Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:54, лекция

Описание работы

В любом современном государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра всей правовой системы. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, оптимально фиксирующий существующие отношения и одновременно определяющий вектор дальнейшего развития общества и государства, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Еще более ответственная задача – реализовать закрепленные в нем принципы и нормы.

Содержание работы

Введение 4
Глава I. Национальная правовая система. Общая характеристика 5-30
Глава II. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь 30-75
§1. Понятие и сущность Конституции 30-36
§2. Конституция Республики Беларусь как системообразующий акт 36-49

§3. Юридические, политические и идеологические свойства Конституции 49-55
§4. Структура Конституции Республики Беларусь 55-68
§5. Действие Конституции, порядок ее изменения и дополнения. Толкование Конституции 69-75
Глава III. Конституционная классификация источников права 75-112
§1. Конституционные аспекты субординации источников права 75-84
§2. Правовые акты особой формы: их место и роль в развитии национальной правовой системы 84-89
§3. Законы, принятые народом и парламентом, и их соотношение 89-92
§4. Отмена правовых актов и утрата их юридической силы 92-100
§5. Иерархия нормативных правовых актов, принятых органами одного уровня
101-107

§6. К вопросу об опубликовании технических актов 107-112
Глава IV. Международные договоры в системе национального права
§1. Значение Конституции и международных договоров для правотворческой и правоприменительной деятельности 112-129
§2. Возможности реализации ЕКПЧ в судебной практике Конституционного Суда Республики и других национальных судов 129-141
§3. Учредительные договоры и национальные конституции: опыт Европы и СНГ 141-144
§4. Основные принципы функционирования Евразийского экономического сообщества и возможные механизмы выполнения его решений государствами-участниками 144-148

Глава V. Правообразующая роль Конституции 148-244
§1. Конституция как акт прямого действия и проблемы совершенствования законодательства 148-158
§2. Конституционализация текущего законодательства и практики его применения – важнейший юридический императив 159-164
§3. Конституционализация уголовно-правовых отношений в Республике Беларусь: успехи, проблемы, перспективы 164-193

§4. Конституционализация трудового законодательства и практика его применения 193-203
§5. Конституция и экономическое равноправие 203-218
§6. Конституционные аспекты обеспечения стабильности прав в социальном государстве 219-244
Глава VI. Решения местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов: принятие, опубликование и вступление в силу
244-252
Глава VII. Конституционно-правовая ответственность как средство обеспечения конституционной законности 252-266
Глава VIII. Устранение и преодоление пробелов и дефектов в законодательстве и практике его применения 266-279
Глава IX. Конституционный Суд на страже верховенства Конституции
279-320
§1. Конституционный Суд Республики Беларусь - важнейший элемент национальной правовой системы 279-288
§2. Исполнение решений Конституционного Суда как барометр правового государства 288-293

§3. Неконституционность судебной практики как фактор, влияющий на срок исковой давности 293-298
§4. Формирование правового и социального государства – важнейшая цель деятельности Конституционного Суда 298-304
Глава X. Правовое регулирование сроков в конституционном законодательстве 304-320

Файлы: 1 файл

Ii. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Белару.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Полагаем, что суды, включая Верховный и  Высший Хозяйственный, в порядке  статьи 112 Конституции вправе обращаться в Конституционный Суд лишь по тем вопросам и в той мере, в  какой это вытекает  из круга  вопросов, являвшихся  предметом их изучения. (Здесь не затрагивается право судов на обращение в Конституционный Суд в порядке части четвертой ст. 116 Конституции.)

В настоящее время ведется активная работа по выработке идеологии белорусского государства: идет дискуссия об определениях (идеология белорусского государства или государственная идеология), готовятся учебные программы, учебники, учебные пособия, проводятся на эту тему конференции и семинары.

Безусловно, очень важно, чтобы у народа была собственная национальная идея, которая могла бы сплачивать его (без посягательства на свободу мнений, взглядов, политических «пристрастий» и т.п.), мобилизовывать для решения задач во имя общего блага. В основе государственной идеологии должны находиться понятные и привлекательные не только для всего государства и общества, но и отдельного человека ценности.

Формированию  чувства уважения и гордости за свою страну способствуют ее успехи в самых  различных областях: экономике, на международной  арене, спорте, искусстве, здравоохранении, образовании и т.п. Например, успехи наших студентов, учащихся, музыкантов, участников других конкурсов способствуют самоутверждению не только тех, кто добился личного успеха, но и всего белорусского народа, который уже второе десятилетие строит независимое белорусское государство.

Следует помнить, что важнейшей составляющей государственной идеологии является правовая идеология. Разработчиками концепции  государственной идеологии это  часто упускается из виду.

Государство и право неотделимы друг от друга, они существуют вместе. Разумное правовое регулирование в итоге повышает эффективность деятельности государства. Право является важнейшим социальным регулятором общественных отношений.

В Республике Беларусь продолжается формирование правовой идеологии как систематизированного выражения правовых взглядов и идей. Участвуют в этом процессе ученые и преподаватели академических и учебных учреждений.

С учетом зарубежного опыта у нас  формируется представление о  роли национального и международного права, конституционности в становлении правового демократического социального государства.

При этом белорусские ученые и специалисты, используя опыт других стран, содействуют  созданию достаточно эффективного государственного механизма. Сейчас очень важно найти  и установить оптимальный уровень взаимоотношений между государством и отдельным человеком, свести к минимуму «вторжение» государства в автономную сферу индивидуума, исключить «избыточность» правового регулирования, внедрить в законотворческую и правоприменительную практику в качестве императива действие принципов, стандартов правового демократического государства.

В статье 1 Конституции Республики Беларусь дано определение нашего государства  как демократического социального  правового, что налагает соответствующие  обязанности не только на правотворческие органы и тех, кто непосредственно исполняет нормы актов законодательства (государственные органы, должностных лиц, граждан), но и на Конституционный Суд.

Основой для такого поступательного развития правового демократического государства являются принципы, сформулированные либо «выводимые» из текста Конституции Республики Беларусь, международных документов, прежде всего посвященных статусу человека и гражданина. На их реализацию и направлена деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь.

Обращение к принципам демократического правового  государства обусловлено и тем, что мы уже прошли ту первоначальную стадию становления, когда в основе действий органов государственной  власти, в том числе и Конституционного Суда, преобладало простое сопоставление норм Конституции и актов текущего законодательства. Развитие правовой культуры, интенсификация нормотворческого процесса, динамизм общественной жизни обусловливают необходимость проникновения в глубинную суть правовых норм.

Необходимо  формировать уважение к собственной  Конституции. Этого можно добиться, если на практике утвердится взгляд о  непосредственном, прямом действии ее норм, ведь конституционные нормы  являются важнейшим рычагом для  решения правовых конфликтов. В данном отношении потенциал Конституции неисчерпаем.

Важнейшим ресурсом, способным усилить динамику процессов взаимодействия между  человеком и государством, вывести  их на новый уровень, являются информационные технологии. Конечно, здесь есть и  опасность снижения гарантий прав и свобод.

В настоящее время в республике реализуется достаточно широкий комплекс работ, направленных на развитие и широкое применение информационных технологий в различных сферах деятельности и отраслях (государственном и местном управлении, материальном производстве, здравоохранении, культуре, науке, социальной сфере и т.д.). Начата реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выхода в глобальные международные информационные сети. Определен перечень информационных ресурсов, имеющих государственное значение, осуществляется их государственная регистрация. Выполняются научно-исследовательские работы и разработки по созданию передовых информационных технологий и программного обеспечения, защиты информации в рамках соответствующих государственных научно-технических программ.

В настоящее время в стране действует  ряд нормативных правовых актов, нацеленных на эффективное использование информационных технологий. Среди них Закон Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 1997 г. № 338 «О создании Национального центра правовой информации Республики Беларусь» (в ред. от 20 июля 1998 г.), Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. № 609 «О национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и о внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524» (в ред. от 08.01.2009), Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 1998 г. № 565 «О порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь» (в ред. от 26 августа 2008 г.), Указ Президента Республики Беларусь от 30 октября 1998 г. № 524 «О мерах по совершенствованию государственной системы правовой информации» (в ред. от 8 января 2009 г.). При этом обратим внимание, что работа по совершенствованию правовой базы и информационных технологий проводится постоянно. Так, в середине 2005 г. создан специализированный банк данных правовой информации, содержащий нормативные правовые акты нашей страны в сфере бизнеса, внешнеэкономической деятельности и инвестиционной политики (БД БИЗНЕС).

Однако основным комплексным документом в указанной области знаний является Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 годы и  на перспективу до 2010 года («Электронная Беларусь»), утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819 (в ред. от 4 августа 2008 г.). Необходимость ее принятия обусловлена тем, что указанные работы до настоящего времени практически не имели общего целенаправленного характера и осуществлялись разрозненно, без надлежащего взаимодействия и координации на государственном уровне, что, безусловно, отражалось на эффективности выполняемых работ. Ее принятие – свидетельство осознания того, что достижения информатизации будут значительно выше, если создать интегральную программу развития информатизации в Беларуси, объединяющую усилия министерств и других республиканских органов государственного управления, негосударственного сектора экономики, научных и образовательных организаций. В 2000 году сделана попытка разработки такой программы. Проект программы был рассмотрен на заседании Межведомственной комиссии по вопросам информатизации в Республике Беларусь, доработан с учетом ее замечаний, однако Советом Министров Республики Беларусь не утвержден в силу его недостаточной целенаправленности и комплексности.

Использование информационных технологий способно коренным образом повлиять на отношения государства и человека, содействовать расширению прав и  свобод. В политической сфере возможно использование ИКТ для голосования, обсуждения проектов нормативных актов, рассмотрения обращений граждан, их консультирования. Полагаем, что акты должны публиковаться не только в тех газетах, которые определены в качестве официальных изданий, но и в электронном банке данных правовых актов либо на веб-сайте. Своевременным является решение о том, что законодательные акты вступают в силу при условии их опубликования в электронном виде.

Использование информационных технологий позволит дебюрократизировать многие отношения. Например, в свое время  в Конституционный Суд обратились граждане, имеющие право на льготы, которые вынуждены это право подтверждать, получая соответствующие справки в различных организациях. Конституционный Суд отметил необходимость решения данного вопроса наиболее экономным по времени для людей способом.

Потенциал информационных технологий велик. Уже сейчас с учетом опыта  других стран можно было бы внедрять их для предупреждения правонарушений. Конечно, еще трудно представить, что  для обеспечения контроля за местонахождением детей могут использоваться соответствующие чипы, но их применение вполне реально для нахождения угнанных автомобилей.

В перспективе, возможно, и отдельные  административные дела, например в  области нарушения правил дорожного  движения, будут рассматриваться  на основе разработанной компьютерной программы. В этом случае было бы меньше злоупотреблений. Конечно, у гражданина, не согласного с «холодным» расчетом машины, должно быть право на обращение с жалобой к судье.

Безусловно, человек не должен стать  рабом технологий. Ведь ИКТ могут «выхолостить» все живое, превратив процесс человеческого общения, столкновения человеческого разума и эмоций в простой акт нажатия на кнопку компьютера.

Защита базы данных приобретает  первостепенное значение. Должна быть ответственность хранителя за несанкционированное вторжение посторонних лиц к закрытой информации. Умение же хакеров «взламывать» базу данных мы видим на примере последнего скандала, разразившегося в США, когда посторонние лица получили доступ к электронным счетам сотен тысяч людей.

Право должно содействовать экономической, социальной, духовной, демографической  безопасности государства и общества, формированию политической системы, в  основе которой находятся конституционные  принципы и нормы.

В силу того что право используется как средство реализации экономических и иных концепций развития, оно должно содействовать прогрессивному развитию общества. Примером уважительного отношения к правовым предписаниям обязаны быть должностные лица, органы государственной власти. Это будет подчеркивать роль и значение права в нашем обществе как важнейшего фактора развития государства по цивилизованному пути.

 

Глава II. Понятие, назначение и функции Конституции Республики Беларусь

§ 1. Понятие и сущность Конституции

Слово “конституция”  происходит от латинского constitutio – установление, строение.

В настоящее время  в юридической литературе приводится много определений конституции, в основе их берется регулируемый конституцией предмет, а также ее место в системе правовых актов.

Наиболее общим определением конституции будет следующее. Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами)1.

В чисто формальном значении конституцию можно определить, как акт (совокупность актов) обладающий высшей юридической силой. По этой причине ее нередко сопутствует другое название – Основной Закон. Ранее предыдущие Конституции нашей республики имели это второе (сопутствующее название). Сейчас определение Конституции Республики Беларусь как Основного Закона содержится лишь в ее преамбуле.

Однако для определения  Конституции чисто формальной констатации  ее основополагающего значение, как акта высшей юридической силы, недостаточно. Ведь само по себе придание ей такого (формального значение) должно быть предопределено ее материальным содержанием, т.е. значимостью тех общественных отношений, которые попадают в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции по меньшей мере закрепляют два важных аспекта, которые составляют предмет конституционного регулирования, – 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина; 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).

Сущность, как философская  категория, это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений1. Познавая содержание Конституции или иного юридического закона, мы познаем их сущность.

В сознании современного человека, как нам представляется, сформировано убеждение, что государство и Конституция – явления одномоментно существующие, что они присущи друг другу. Однако государства возникли значительно раньше, чем тексты конституций. В историческом плане конституция явление более молодое, чем государство. Общепризнанным является факт появления первых, как считают исследователи, конституций – в США в 1787 г., а затем в Европе в мае 1789 г. в Польше, а через несколько месяцев и во Франции. После этого конституции, как акты близкие по форме и содержанию к современному их пониманию, стали появляться и в других государствах.

Термин "конституция" использовался и в древности, в период рабовладельческого строя, однако это не были документы, хотя бы отдаленно напоминающие современные конституции, которые отличаются от иных юридических актов по форме, содержанию, обладают определенными юридическими свойствами.

Для конституции, как  акта, обладающего наибольшей юридической  силой, характерно решение, по меньшей мере, трех задач: 1) учреждение или закрепление системы общегосударственных органов, определение их компетенции; 2) определение основ правового статуса граждан данного государства; 3) определение взаимоотношений между государством и гражданами, что позволяет характеризовать политический режим. Оценивая эти составляющие конституционного текста, мы можем понять сущность конституции, формируемый его механизм власти, статус человека и гражданина в национальном праве.

Информация о работе Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь