Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:54, лекция

Описание работы

В любом современном государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра всей правовой системы. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, оптимально фиксирующий существующие отношения и одновременно определяющий вектор дальнейшего развития общества и государства, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Еще более ответственная задача – реализовать закрепленные в нем принципы и нормы.

Содержание работы

Введение 4
Глава I. Национальная правовая система. Общая характеристика 5-30
Глава II. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь 30-75
§1. Понятие и сущность Конституции 30-36
§2. Конституция Республики Беларусь как системообразующий акт 36-49

§3. Юридические, политические и идеологические свойства Конституции 49-55
§4. Структура Конституции Республики Беларусь 55-68
§5. Действие Конституции, порядок ее изменения и дополнения. Толкование Конституции 69-75
Глава III. Конституционная классификация источников права 75-112
§1. Конституционные аспекты субординации источников права 75-84
§2. Правовые акты особой формы: их место и роль в развитии национальной правовой системы 84-89
§3. Законы, принятые народом и парламентом, и их соотношение 89-92
§4. Отмена правовых актов и утрата их юридической силы 92-100
§5. Иерархия нормативных правовых актов, принятых органами одного уровня
101-107

§6. К вопросу об опубликовании технических актов 107-112
Глава IV. Международные договоры в системе национального права
§1. Значение Конституции и международных договоров для правотворческой и правоприменительной деятельности 112-129
§2. Возможности реализации ЕКПЧ в судебной практике Конституционного Суда Республики и других национальных судов 129-141
§3. Учредительные договоры и национальные конституции: опыт Европы и СНГ 141-144
§4. Основные принципы функционирования Евразийского экономического сообщества и возможные механизмы выполнения его решений государствами-участниками 144-148

Глава V. Правообразующая роль Конституции 148-244
§1. Конституция как акт прямого действия и проблемы совершенствования законодательства 148-158
§2. Конституционализация текущего законодательства и практики его применения – важнейший юридический императив 159-164
§3. Конституционализация уголовно-правовых отношений в Республике Беларусь: успехи, проблемы, перспективы 164-193

§4. Конституционализация трудового законодательства и практика его применения 193-203
§5. Конституция и экономическое равноправие 203-218
§6. Конституционные аспекты обеспечения стабильности прав в социальном государстве 219-244
Глава VI. Решения местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов: принятие, опубликование и вступление в силу
244-252
Глава VII. Конституционно-правовая ответственность как средство обеспечения конституционной законности 252-266
Глава VIII. Устранение и преодоление пробелов и дефектов в законодательстве и практике его применения 266-279
Глава IX. Конституционный Суд на страже верховенства Конституции
279-320
§1. Конституционный Суд Республики Беларусь - важнейший элемент национальной правовой системы 279-288
§2. Исполнение решений Конституционного Суда как барометр правового государства 288-293

§3. Неконституционность судебной практики как фактор, влияющий на срок исковой давности 293-298
§4. Формирование правового и социального государства – важнейшая цель деятельности Конституционного Суда 298-304
Глава X. Правовое регулирование сроков в конституционном законодательстве 304-320

Файлы: 1 файл

Ii. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Белару.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)


Конституция  -   основа национальной  правовой системы

 

Минск . Право и экономика. 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                               4

 

Глава I. Национальная правовая система. Общая характеристика        5-30

Глава II. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь                                                                                                               30-75

§1. Понятие и сущность Конституции                                                           30-36

 

§2. Конституция Республики Беларусь как системообразующий акт            36-49

 

§3. Юридические, политические и идеологические свойства Конституции 49-55

 

§4. Структура Конституции Республики Беларусь          55-68

 

§5. Действие Конституции, порядок ее изменения и дополнения. Толкование Конституции                                                                                                        69-75

 

Глава III. Конституционная классификация источников права           75-112

§1. Конституционные аспекты субординации источников права                 75-84

§2. Правовые акты особой формы: их место и роль в развитии национальной правовой системы                                                                                              84-89

§3. Законы, принятые народом и парламентом, и их соотношение             89-92

§4. Отмена правовых актов и утрата их юридической силы                         92-100

§5. Иерархия нормативных правовых актов, принятых органами одного уровня                                                                                               

  101-107

 

§6. К вопросу об опубликовании технических актов                                   107-112

 

 

 

Глава IV. Международные договоры в системе национального права

                                                                                                                            112-161

§1. Значение Конституции и международных договоров для правотворческой и правоприменительной деятельности                                                              112-129

 

§2. Возможности реализации ЕКПЧ в судебной практике Конституционного Суда Республики и других национальных судов                                                         129-141

§3. Учредительные договоры и национальные конституции: опыт Европы и СНГ                                                                                                                   141-144

§4. Основные принципы функционирования Евразийского экономического сообщества и возможные механизмы выполнения его решений государствами-участниками                                                                                                             144-148

 

Глава V. Правообразующая роль Конституции                                      148-244

 

§1. Конституция как акт прямого действия и проблемы совершенствования законодательства                                                                                            148-158

 

§2. Конституционализация текущего законодательства и практики его применения – важнейший юридический императив                                   159-164

 

§3. Конституционализация уголовно-правовых отношений в Республике Беларусь: успехи, проблемы, перспективы                                                  164-193

 

§4. Конституционализация трудового законодательства и практика его применения                                                                                                      193-203

 

§5. Конституция и экономическое равноправие                                          203-218

 

§6. Конституционные аспекты обеспечения стабильности прав в социальном государстве                                                                                                      219-244

 

Глава VI. Решения местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов: принятие, опубликование и вступление в силу                                                                                                                       

244-252

Глава VII. Конституционно-правовая ответственность как средство обеспечения конституционной законности                                               252-266

 

Глава VIII. Устранение и преодоление пробелов и дефектов в законодательстве и практике его применения                                         266-279

 

Глава IX. Конституционный Суд на страже верховенства Конституции

                                                                                                                                        279-320

 

§1. Конституционный Суд Республики Беларусь - важнейший элемент национальной правовой системы                                                                      279-288

 

§2. Исполнение решений Конституционного Суда как барометр правового государства                                                                                                       288-293

 

§3. Неконституционность  судебной практики как фактор, влияющий на срок исковой давности                                                                                             293-298

 

§4. Формирование правового и социального государства – важнейшая цель деятельности Конституционного Суда                                                          298-304

 

Глава X. Правовое регулирование сроков в конституционном законодательстве                                                                                          304-320

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В любом современном  государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра всей правовой системы. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, оптимально фиксирующий существующие отношения и одновременно определяющий вектор дальнейшего развития общества и государства, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Еще более ответственная задача – реализовать закрепленные в нем принципы и нормы.

Конституция, как документ, интегрирующий всю национальную правовую систему, является "живым" актом: практика, развитие человеческой цивилизации, обогащение международным опытом позволяют "открывать" в тексте Конституции новые идеи и ценности, которые следует воплощать в реальной действительности во имя торжества прогресса и справедливости.

Актуальной особенностью современного развития конституционного права является динамизм, широкое обновление и развитие составляющих его правовых норм.

Отраслевое законодательство должно развиваться на основе принципов  и норм, закрепленных в Конституции. Очень важно, чтобы было взаимодействие ученых-юристов в области конституционного права и "отраслевиков", более широкий взгляд конституционалистов при подготовке отраслевого законодательства, актов, которые решают, казалось бы, частные проблемы.

Без этого отраслевой акт становится актом – "однодневкой": по прошествии малого времени выясняется, что он не работает, не эффективен и вообще ошибочен, чему свидетельством является его отмена, корректировка, либо принятие совершенно противоположного решения.

Пятнадцатилетний опыт применения Конституции Республики Беларусь свидетельствует о ее огромном потенциале, базовом характере закрепленных в ней правовых идей (принципов) и норм.

 

 

Глава I. Национальная правовая система. Общая характеристика

 

В юридической науке даются различные  определения национальной правовой системы1, причем общим для этого является ряд составляющих компонентов (в большей или меньшей степени). По мнению белорусских авторов, правовая система включает наряду с системой права также юридическую практику, правоотношения, правосознание, юридическую науку, правовую культуру2. С.С. Алексеев помимо нормативного права включает в нее другие, как он считает, активные элементы правовой действительности – правовую идеологию и юридическую практику3.

С позиции содержательного наполнения нам более оптимальной представляется позиция тех авторов, которые, хотя и писали свои труды в условиях социализма, однако вполне объективно могли рассматривать правовую систему как совокупность: 1) юридических норм, принципов и институтов; 2) правовых учреждений и 3) правовых взглядов, идей и представлений, свойственных данному обществу. Таким образом, выделяется нормативная сторона системы, а также организационный и идеологический элементы. Все они находятся во взаимодействии и, учитывая их интегральный «выход», мы можем в целом дать соответствующую оценку национальной правовой системы, имея в виду, что в ней могут быть как позитивные, так и негативные моменты, над устранением которых необходимо работать с учетом общецивилизованных подходов.

В условиях объективно развивающегося процесса глобализации именно право как антипод силы может обеспечить гармонию интересов. Исходя из этого, исследователи современных тенденций общественного развития справедливо обращают внимание на объективный характер процесса интернационализации права, который выражается в сближении принципов права и национальных законодательств, углублении взаимного влияния различных правовых систем4. В.С. Хижняк справедливо отмечает, что процесс взаимодействия международного и внутригосударственного права должен характеризоваться согласованным действием обеих правовых систем, которые к тому же являются факторами взаимного развития5.

Процесс формирования единого правового (конституционного) пространства в  Европе, по существу, представляет собой развитие конституционного права наднационального уровня6. Именно на него следует ориентироваться при осуществлении конституционной защиты прав и свобод граждан.

Правовая система как и экономика отдельного государства не могут существовать в замкнутом пространстве. Объективно развивающиеся процессы интеграции на европейском пространстве, включая постсоветское, глобализация оказывают все больше влияние на национальные правовые системы. Все более очевидным становится процесс интернационализации права. Единое правовое пространство на европейском континенте объективно формируется и по той причине, что при подготовке проектов конституций новых государств, включая и Беларусь, были заимствованы многие положения (идеи и нормы) из конституций развитых стран Западной Европы и США. Ориентиром были тексты конституций Германии, Франции, Италии, Швеции, Швейцарии и других стран, накопивших необходимый  опыт преобразований. И естественно, общие правовые принципы и нормы предполагают единый стандарт действий.

Европейская интеграция в настоящее время выполняет роль авангарда в процессе глобализации. Две важнейшие структуры – Европейский Союз, охватывающий 27 государств, и Совет Европы – оказывают существенное влияние и на динамику процесса интеграции государств СНГ. На европейском континенте появился гигант, который будет оказывать влияние и на нашу страну. Сейчас 27 государств Европейского Союза имеют общее население в 455 млн. чел., территория – около четырех млн. кв. м. Он становится важнейшим полюсом геополитики. Можно констатировать две тенденции. В рамках Европы идет усиление (углубление) интеграции, о чем свидетельствует подписание Договора, устанавливающего Конституцию для Европы. (Сейчас процесс ратификации Конституции в государствах Европейского Союза хотя и имеет трудности, однако он будет получать свое развитие). С другой стороны на постсоветском пространстве государства уже давно отошли даже от тех норм, которые содержатся в Соглашении о создании Содружества независимых государств, подписанном 8 декабря 1991 г. В то же время предпринимаются усилия по сохранению Содружества, укреплению многосторонних или двухсторонних связей, например, между Россией и Беларусью.

Опыт Европейского Союза  полезен для развития и гармонизации права государств СНГ, особенно в  отношении признания юридического верховенства учредительных международных договоров даже по отношению к национальным конституциям.

В Европейском Союзе  представлены различные правовые системы, но их объединяет главное – соблюдение стандартов в области взаимоотношений  между государством и человеком. Стандарты есть в экономике (производстве и потреблении), социальной и духовной сферах. Есть стандарты в области прав и свобод человека, в области правосудия, финансовой сфере и др. и к ним необходимо стремиться.

Информация о работе Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь