Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:54, лекция

Описание работы

В любом современном государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра всей правовой системы. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, оптимально фиксирующий существующие отношения и одновременно определяющий вектор дальнейшего развития общества и государства, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Еще более ответственная задача – реализовать закрепленные в нем принципы и нормы.

Содержание работы

Введение 4
Глава I. Национальная правовая система. Общая характеристика 5-30
Глава II. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь 30-75
§1. Понятие и сущность Конституции 30-36
§2. Конституция Республики Беларусь как системообразующий акт 36-49

§3. Юридические, политические и идеологические свойства Конституции 49-55
§4. Структура Конституции Республики Беларусь 55-68
§5. Действие Конституции, порядок ее изменения и дополнения. Толкование Конституции 69-75
Глава III. Конституционная классификация источников права 75-112
§1. Конституционные аспекты субординации источников права 75-84
§2. Правовые акты особой формы: их место и роль в развитии национальной правовой системы 84-89
§3. Законы, принятые народом и парламентом, и их соотношение 89-92
§4. Отмена правовых актов и утрата их юридической силы 92-100
§5. Иерархия нормативных правовых актов, принятых органами одного уровня
101-107

§6. К вопросу об опубликовании технических актов 107-112
Глава IV. Международные договоры в системе национального права
§1. Значение Конституции и международных договоров для правотворческой и правоприменительной деятельности 112-129
§2. Возможности реализации ЕКПЧ в судебной практике Конституционного Суда Республики и других национальных судов 129-141
§3. Учредительные договоры и национальные конституции: опыт Европы и СНГ 141-144
§4. Основные принципы функционирования Евразийского экономического сообщества и возможные механизмы выполнения его решений государствами-участниками 144-148

Глава V. Правообразующая роль Конституции 148-244
§1. Конституция как акт прямого действия и проблемы совершенствования законодательства 148-158
§2. Конституционализация текущего законодательства и практики его применения – важнейший юридический императив 159-164
§3. Конституционализация уголовно-правовых отношений в Республике Беларусь: успехи, проблемы, перспективы 164-193

§4. Конституционализация трудового законодательства и практика его применения 193-203
§5. Конституция и экономическое равноправие 203-218
§6. Конституционные аспекты обеспечения стабильности прав в социальном государстве 219-244
Глава VI. Решения местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов: принятие, опубликование и вступление в силу
244-252
Глава VII. Конституционно-правовая ответственность как средство обеспечения конституционной законности 252-266
Глава VIII. Устранение и преодоление пробелов и дефектов в законодательстве и практике его применения 266-279
Глава IX. Конституционный Суд на страже верховенства Конституции
279-320
§1. Конституционный Суд Республики Беларусь - важнейший элемент национальной правовой системы 279-288
§2. Исполнение решений Конституционного Суда как барометр правового государства 288-293

§3. Неконституционность судебной практики как фактор, влияющий на срок исковой давности 293-298
§4. Формирование правового и социального государства – важнейшая цель деятельности Конституционного Суда 298-304
Глава X. Правовое регулирование сроков в конституционном законодательстве 304-320

Файлы: 1 файл

Ii. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Белару.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Высока роль в уяснении смысла Конституции, а значит и в  содействии в обеспечении непосредственного  действия конституционных норм, Парламента (дает нормативное толкование Конституции, принимает законы в ее развитие), а также Конституционного Суда, который при вынесении своих заключений осуществляет казуальное толкование Основного закона.

Как отмечает Н.С. Малеин "из сферы правосознания, науки, теории идеи-принципы воплощаются, переходят в сферу правотворчества, объективизируясь в нормах права, законах и, прежде всего в Основном законе государства - Конституции"1. Он утверждает совершенно справедливо, что статьями Конституции следует руководствоваться не только представительным органам, когда они принимают законы, но и субъектам исполнительной и судебной власти при разрешении конституционных дел2.

Таким образом, в ней  формулируются фундаментальные  ценности, являющиеся лучшими достижениями человеческой мысли. К ним можно отнести правовое, демократическое, социальное государство, многообразие форм собственности, признание человека, его прав и свобод как высшей ценности общества и государства, демократию, свободу, достоинство, семья, особая забота о ветеранах войны и труда, лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов, и др.

 

 

§ 4. Структура  Конституции Республики Беларусь

 

Структура Конституции  представляет собой систему группировки  конституционных норм и последовательное их расположение. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.

Структура Конституции  Республики Беларусь является стандартной: она имеет преамбулу, основную часть, а также и заключительные и  переходные положения. В целом Конституция выглядит следующим образом:

Преамбула

Раздел I. Основы конституционного строя

Раздел II. Личность, общество, государство

Раздел III. Избирательная система. Референдум

Глава 1. Избирательная система

Глава 2. Референдум (народное голосование)

Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, суд

Глава 3. Президент Республики Беларусь

Глава 4. Парламент – Национальное собрание

Глава 5. Правительство – Совет Министров Республики Беларусь

Глава 6. Суд

Раздел V. Местное управление и самоуправление

Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля

Глава 7. Прокуратура

Глава 8. Комитет государственного контроля

Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь

Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения

Раздел IX. Заключительные и переходные положения.

В преамбуле весьма сжато  закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. В  ней предусматривается, что Конституция  является Основным Законом Республики Беларусь. Значение текста преамбулы состоит в том, что ее положения имеют фундаментальное (базовое) значение для уяснения смысла других норм Конституции.

Основная часть Конституции  состоит из восьми разделов, третий, четвертый и шестой разделы состоят  из глав (всего восемь глав).

В разделе первом раскрываются основы конституционного строя. Дается характеристика белорусского государства как унитарного, демократического, социального, правового. Закрепляется взаимная ответственность человека, гражданина и государства, а также идея народного суверенитета, т.е. верховенства воли народа. В этом разделе содержатся нормы, гарантирующие политический плюрализм, право на развитие всех форм собственности и др.

Раздел второй посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

В разделе третьем фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума. Нередко в конституциях других стран эти положения отсутствуют.

Раздел четвертый, посвященный  статусу государственных органов, изложен с учетом принципа разделения властей. В нем речь идет о полномочиях Главы государства, Парламента, Правительства, органов судебной власти.

Раздел пятый касается местного управления и самоуправления. Излагаются наиболее важные аспекты  организации и деятельности, полномочий местных Советов, исполнительных и распорядительных органов, их взаимоотношения с другими властными структурами.

В разделе шестом содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов –  Прокуратуры и Комитета государственного контроля. Органы Прокуратуры, имеющие строгую централизацию, призваны осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов и указов, иных нормативных актов подведомственными Правительству и некоторыми другими органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. На органы Комитета государственного контроля возложен контроль за исполнением бюджета, использованием государственной собственности и некоторые другие вопросы.

Раздел седьмой содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной  системы Республики Беларусь.

Важнейшее значение для  определения места и роли Конституции, формирования всей правовой системы  с учетом иерархии нормативных актов  имеет восьмой раздел. В нем  решаются вопросы действия Конституции  и порядка ее изменения.

Заключительные и переходные положения помещаются в разделе девятом Конституции. Ранее они содержались в Законе от 15 марта 1994 г. “О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь”. Данный раздел Конституции позволяет правовыми средствами обеспечить “переход” к реализации тех норм, которые не могут быть исполнены сразу с введением в действие Конституции. В этом разделе есть нормы, посвященные особенностям формирования, сохранения полномочий ранее созданных и вновь предусмотренных государственных органов.

Весь текст Конституции состоит из 146 статей, и ее положения необходимо трактовать в системной взаимозависимости.

“Демократия в Республике Беларусь, – гласит ст. 4 Конституции, – осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий  и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан”. В хорошо известной ст.6 (в Конституции 1978 г. закреплялась руководящая и направляющая роль компартии) сейчас речь идет о функционировании государственного механизма на основе принципа разделения властей. В Основном Законе, исходя из отказа от заранее данной идеологической направленности, как и в конституциях цивилизованных стран, не говорится о строительстве социализма, коммунизма или капитализма. Подчеркивается равенство всех форм собственности и их защита (ст. 13).

В новой Конституции  нашли отражение политические и  социально-экономические перемены, предусмотрена программа совершенствования  демократии, гарантии прав и свобод.

Огромное значение для  принятия новой Конституции имела  Декларация о государственном суверенитете1, которую мы из 15 бывших союзных республик приняли восьмыми, т.е. в золотой середине. (К этому времени такие декларации были приняты в Эстонии, Латвии, Литве, Грузии, России, Молдове, Украине.)

После прошедшего 24 ноября 1996 г. референдума Конституция 1994 г. действует в новой редакции (17 октября 2004 г. прошел референдум, результатом которого стало исключение из Конституции нормы, запрещающей одному и тому же лицу баллотироваться на Пост Президента Республики Беларусь более двух сроков).

Что появилось принципиально  нового в Конституции после референдума 24 ноября 1996 г.?

В Основном Законе закреплен  принцип верховенства права (ст. 7). Это обеспечивает более полную реализацию концепции разделения властей и большую свободу судебным органам по осуществлению правосудия, т.е. вынесению решений, основанных не на актах какого-либо одного вида, а прежде всего на праве как высшей справедливости. Такой подход позволяет нам предъявлять соответствующие требования к органам, осуществляющим нормотворческую деятельность, к судам, которые призваны осуществлять не законо- или указосудие, а правосудие, включая и конституционное правосудие.

Наиболее существенные изменения претерпел четвертый раздел, посвященный организации и деятельности высших органов государства – Президента, Парламента, Правительства и судов, расширены права граждан.

Произошло перераспределение  полномочий между указанными органами, их уточнение. Было бы неверным утверждать, что только Президент получил дополнительные права и обязанности, ведь значительно возрос объем полномочий Правительства, более конкретно сформулирован механизм взаимодействия между представительной и исполнительной властью, законодательный процесс сформулирован таким образом, чтобы к минимуму свести споры между его участниками.

По форме правления  Беларусь – президентская республика, где Президент обладает весомыми полномочиями, но по своему объему они  не шире тех, которыми обладают президенты, например, США, России, Франции, Казахстана и других стран. Кстати, Францию в литературе часто определяют как президентскую монархию. По Конституции Казахстана1 Президент единолично утверждает основные направления внутренней и внешней политики государства. Нужны ли еще какие-либо полномочия? По Конституции Беларуси основные направления внутренней и внешней политики утверждаются Парламентом.

Важнейшие полномочия Президента Республики Беларусь перечислены в ст. 84 Конституции. При этом следует иметь в виду, что иные полномочия могут быть предусмотрены обычными законами.

Одним из путей предупреждения конфликтных ситуаций является определение  предмета и пределов законодательного ведения Парламента. В этих целях  в ст. 97, 98 Конституции указано, какие общественные отношения должны регулироваться законами, а также закреплено, что палаты могут принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией. Такой подход позволяет исключить возможность превышения Парламентом своих полномочий. В то же время Президент в силу особой необходимости и срочности по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. За рубежом исполнительная власть часто также обладает правом издания актов, имеющих силу законов.

В связи с этим, разумеется, на практике могут возникать вопросы  о соотношении законов и декретов. Например, возможны споры о компетенции  Президента и Парламента, правом разрешать которые, следует наделить Конституционный Суд. По существу он это делает, определяя конституционность того или иного нормативного акта. На мой взгляд, издание декретов должно действительно диктоваться особой ситуацией.

Парламент Беларуси стал двухпалатным. По Конституции не предусматривается  проведение совместных заседаний палат для принятия каких-либо решений. Каждая из них обладает собственной компетенцией. И лишь принятие законов – дело обеих палат, причем любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

Существование двухпалатного  Парламента должно способствовать повышению  эффективности законодательной  деятельности. Замечу, что в современный  период не было случаев перехода от двухпалатного к однопалатному  парламенту. Наоборот, отмечается тенденция к созданию двухпалатных парламентов. Они существуют, не только в федеративных, но и в большинстве унитарных европейских государств, обычно в тех, где количество населения составляет более 10 млн. человек.

По Конституции обеспечивается участие двух ветвей власти – представительной и исполнительной – в формировании органов третьей ветви власти: Конституционного Суда, Центризбиркома, Верховного и Высшего Хозяйственного судов. Здесь также нет ничего принципиально нового в сравнении с зарубежной практикой.

С точки зрения наших традиций, в Конституции имеются интересные нормы, определяющие законодательный  процесс. Это проявляется в том, что сужен круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, в то же время данным правом наделено Правительство. Несмотря на это, круг таких субъектов все же шире, чем за рубежом.

Более продуманному отношению к  подготовке проектов будет способствовать правило, согласно которому законопроекты, следствием принятия которых может  быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, вносятся в Парламент лишь с согласия Президента либо по его поручению – с согласия Правительства. Это также не является “открытием” белорусской Конституции, наоборот, за рубежом давно существует подобная практика. Не является совершенно новой и норма, предоставляющая Президенту (Правительству) право потребовать голосования за внесенный проект (его часть) в целом либо сохранить только те поправки, которые предложены или приняты Главой государства либо Правительством. За рубежом давно осознали, что проект очень часто “обрастал” в парламенте такими поправками, которые меняли первоначальную концепцию документа, поэтому и предусматривали в конституциях изложенное выше правило.

Конституция, обладая высшей юридической силой, определяет иерархию подконституционных нормативных актов. Вслед за Основным Законом идут акты толкования Конституции, принимаемые Парламентом, ратифицированные международные договоры, законы, декреты, указы Президента, акты Правительства.

Особое место среди законов  занимают основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине, которые являются программными. Это означает, что  все иные подконституционные акты должны базироваться на программных законах. Полагаю, что, например, международные договоры должны основываться на таком программном законе, как основные направления внутренней и внешней политики, либо, в случае ратификации международного договора, при необходимости основные направления внутренней и внешней политики должны корректироваться.

Информация о работе Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь