Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:54, лекция

Описание работы

В любом современном государстве главным законом является Конституция. Она выступает в качестве ядра всей правовой системы. Подготовить разумный, сбалансированный текст Конституции, оптимально фиксирующий существующие отношения и одновременно определяющий вектор дальнейшего развития общества и государства, важная задача на стадии разработки Основного Закона. Еще более ответственная задача – реализовать закрепленные в нем принципы и нормы.

Содержание работы

Введение 4
Глава I. Национальная правовая система. Общая характеристика 5-30
Глава II. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь 30-75
§1. Понятие и сущность Конституции 30-36
§2. Конституция Республики Беларусь как системообразующий акт 36-49

§3. Юридические, политические и идеологические свойства Конституции 49-55
§4. Структура Конституции Республики Беларусь 55-68
§5. Действие Конституции, порядок ее изменения и дополнения. Толкование Конституции 69-75
Глава III. Конституционная классификация источников права 75-112
§1. Конституционные аспекты субординации источников права 75-84
§2. Правовые акты особой формы: их место и роль в развитии национальной правовой системы 84-89
§3. Законы, принятые народом и парламентом, и их соотношение 89-92
§4. Отмена правовых актов и утрата их юридической силы 92-100
§5. Иерархия нормативных правовых актов, принятых органами одного уровня
101-107

§6. К вопросу об опубликовании технических актов 107-112
Глава IV. Международные договоры в системе национального права
§1. Значение Конституции и международных договоров для правотворческой и правоприменительной деятельности 112-129
§2. Возможности реализации ЕКПЧ в судебной практике Конституционного Суда Республики и других национальных судов 129-141
§3. Учредительные договоры и национальные конституции: опыт Европы и СНГ 141-144
§4. Основные принципы функционирования Евразийского экономического сообщества и возможные механизмы выполнения его решений государствами-участниками 144-148

Глава V. Правообразующая роль Конституции 148-244
§1. Конституция как акт прямого действия и проблемы совершенствования законодательства 148-158
§2. Конституционализация текущего законодательства и практики его применения – важнейший юридический императив 159-164
§3. Конституционализация уголовно-правовых отношений в Республике Беларусь: успехи, проблемы, перспективы 164-193

§4. Конституционализация трудового законодательства и практика его применения 193-203
§5. Конституция и экономическое равноправие 203-218
§6. Конституционные аспекты обеспечения стабильности прав в социальном государстве 219-244
Глава VI. Решения местных Советов депутатов и исполнительных и распорядительных органов: принятие, опубликование и вступление в силу
244-252
Глава VII. Конституционно-правовая ответственность как средство обеспечения конституционной законности 252-266
Глава VIII. Устранение и преодоление пробелов и дефектов в законодательстве и практике его применения 266-279
Глава IX. Конституционный Суд на страже верховенства Конституции
279-320
§1. Конституционный Суд Республики Беларусь - важнейший элемент национальной правовой системы 279-288
§2. Исполнение решений Конституционного Суда как барометр правового государства 288-293

§3. Неконституционность судебной практики как фактор, влияющий на срок исковой давности 293-298
§4. Формирование правового и социального государства – важнейшая цель деятельности Конституционного Суда 298-304
Глава X. Правовое регулирование сроков в конституционном законодательстве 304-320

Файлы: 1 файл

Ii. Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Белару.doc

— 1.33 Мб (Скачать файл)

В случае расхождения закона, декрета  или указа с Конституцией действует  Конституция. В случае расхождения  декрета или указа с законом  закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета  или указа были предоставлены законом (ст. 138). Таким образом, здесь сформулирован важнейший аспект концепции разделения властей, согласно которому акты Президента и Парламента должны базироваться в первую очередь на Конституции. Безусловно, при издании актов названными органами могут быть разночтения Конституции. В таком случае дело за Конституционным Судом, который должен разрешить возникший спор и определить, какой из актов – декрет, закон или указ – базируется на Конституции, а какой выходит за ее рамки. И только тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом, верховенство имеет такой закон. Данный подход также основывается на зарубежном опыте.

Как и ранее, Президент имеет  право вето на принятый закон. Однако новым является то, что закон считается неподписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии. Это так называемое карманное вето, которое давно предусмотрено в Конституции США. С учетом опыта работы законодательных и исполнительных органов штатов США в Конституции Беларуси предусмотрено право Президента высказать возражения относительно отдельных положений закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения. Это позволяет исключить ситуацию, когда необходимый для практики закон не может быть введен из-за каких-либо частных замечаний.

Одним из важнейших принципов  права, возведенных в ранг конституционной  нормы, является запись в ст. 104 Конституции  о непридании обратной силы закону, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность  граждан.

К сожалению, в нашей  истории было немало случаев, когда  принимаемым актам придавалась  обратная сила. Лишь в Уголовном  кодексе и Кодексе об административных правонарушениях есть статьи, согласно которым недопустимо придавать  обратную силу актам, которые устанавливают или усиливают ответственность.

Полагаю, что эту конституционную  норму следует трактовать и как  предписание для введения в действие всех нормативных актов, а не только законов. Подобный подход обязывает  все нормотворческие органы страны строить свою деятельность таким образом, чтобы их правовые нормы не ущемляли права и свободы граждан, не налагали на граждан дополнительные тяготы, не ставя их заранее в известность об этом.

В Конституции получил  развитие принцип судебной защиты гражданами своих прав и свобод. Во-первых, в ст. 60 Основного Закона закреплено право каждого на защиту прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в установленные законом сроки. Во-вторых, согласно новой редакции ст. 61 каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Эта конституционная норма устанавливает дополнительные гарантии прав и свобод граждан, позволяя им выходить на международный уровень, если внутри государства не удалось защитить свои права. Основой для этого являются соответствующие международные договоры. В-третьих, в марте 1994 г. в ст. 112 Конституции было закреплено правило о том, что, если суд при рассмотрении конкретного дела придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.

Оценивая Конституцию  в целом, можно утверждать, что  она, несмотря на несовершенство отдельных  норм, создает условия для формирования сильного государственно-правового  механизма. Поэтому очень важно, чтобы мерилом деятельности государственных органов было их стремление к демократии, обеспечению прав и свобод граждан.

Таким образом, подводя некоторый итог, можно отметить, что Конституция Республики Беларусь является системным выражением Беларуси как европейского государства. Все наиболее важные европейские конституционные ценности в ней восприняты. Действующая редакция Конституции Республики Беларусь устанавливает эффективную систему власти, достаточно полный и современный перечень прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, оптимальный уровень отношений между человеком, обществом и государством. Анализ конституционных принципов и норм позволяет сделать вывод о том, что разумно и адекватно руководствуясь Конституцией можно обеспечить высокий уровень нормотворчества, а отдавая ей приоритет в случае возникших противоречий между Основным Законом и подконституционными актами также обеспечить соответствующее Конституции правоприменение.

Анализ Конституции  позволяет сделать следующие  выводы:

1. Потенциал Конституции высок в силу закрепленных в ней не только юридических норм, но и принципов, имеющих базовый характер. Вся правовая пирамида должна быть выстроена на основе Конституции. Тогда можно обеспечить системность и непротиворечивость всего массива законодательства.

2. Главным ориентиром в деятельности нормотворческих органов являются принципы правового демократического социального государства. На многих из них акцентировал внимание в своих решениях, в том числе и посланиях о состоянии конституционной законности, Конституционный Суд. В силу того, что указанные акты Конституционного Суда - плод работы судей Конституционного Суда, с учетом анализа судьями Конституционного Суда проблем как с прикладной, так и с теоретической стороны, полезно специалистам, занимающимся подготовкой проектов нормативных актов, разрешением правовых споров, основательно изучать Конституцию и правовые позиции Конституционного Суда, содержащиеся в его решениях.

Ведомственные, а иногда и личные амбиции вредят делу, которому призваны служить юристы в силу их статуса. Статистика свидетельствует, что абсолютное число не только непосредственно заключений Конституционного Суда, но и его предложений реализовано в текущем законодательстве. Иногда это происходит по прошествии некоторого времени. Затягивание с решением правовых проблем вызывает сомнения в том, насколько должностное лицо стремится служить государству и обществу. Бюрократизм часто порождается неразумным нормотворчеством.

3. Следует пересмотреть подход к правообразованию, после создания необходимого законодательного массива суверенного государства следует переходить к «экономному» нормотворчеству, стремиться не перечислять права и обязанности, а фиксировать лишь запреты, все же остальное допустимо.

4. Повысить роль программных законов как основы для текущего нормотворчества. Автор более десяти лет назад предлагал рассматривать в качестве программного и закон о бюджете. Стабильности правовой системы может послужить принятие закона о бюджете на очередные 3-5 лет. В России, как известно, речь идет о трехлетнем периоде действия такого закона. По крайней мере, к этому следовало бы стремиться после достижения стабилизации мировой экономики.

5. Усилить ответственность разработчиков проектов за отсутствие тех результатов действия нормативного правового акта, которые были изложены при инициировании соответствующего проекта, если они не достигнуты по субъективным причинам.

6. Также как в экономике, так и в праве должен быть прогноз последствий введения в действие нормативного правового акта. Инициатор проекта должен по прошествии трех — шести месяцев проинформировать вышестоящего субъекта власти о том, насколько такой прогноз сбылся. Следует развивать такое научное направление как конституционная экономика, которое изучает принципы оптимального сочетания экономической целесообразности с достигнутым уровнем конституционного развития.

7. Придание акту обратной силы, если им изменяется в худшую сторону правовое положение гражданина, субъекта хозяйствования, в принципе возможно, но только в экстраординарных случаях (речь не идет о вопросах ответственности, здесь свои правила). Предложения о придании такому акту обратной силы должны иметь соответствующее обоснование. Руководители министерств, госкомитетов, ведомств (в широком смысле) должны нести ответственность, если своевременно не предвосхитили необходимость принятия нормативного акта, что привело к приданию ему обратной силы.

8. При подготовке проектов нормативных актов каждая предлагаемая норма должна оцениваться с точки зрения многовариантности восприятия. В случае неясности, неопределенности для правоприменителя необходимо своевременно давать толкование нормы (аутентическое либо в порядке делегирования). Конечно, процесс нормотворчества сложен и недостатки выявляются порой неожиданные. В этом случае следует их оперативно устранять, а не упорствовать, отстаивая бессмысленные вещи. Так, уже семь лет в Трудовом кодексе существует норма, в соответствии с которой беременных женщин, женщин, имеющих детей до трех лет, нельзя увольнять по инициативе нанимателя (за исключением некоторых оснований), но допускается прекратить трудовой договор в связи с призывом на воинскую службу (см. ст. 268, 44 ТК).

9. Действующая Конституция и законодательство не исключают иные, чем практикуемые, более эффективные формы контроля представительных органов за исполнением законов. В этой части потенциал надо использовать более эффективно.

10. При установлении юридической ответственности меры взыскания должны быть сбалансированными; не только уголовная, административная, но и имущественная ответственность должна быть соразмерной правомерно достигаемым целям (см. ст. 23 Конституции).

11. Конституционный контроль - важнейшее средство обеспечения нормотворчества, отвечающего современному уровню развития государства. В этот процесс должны включиться не только Конституционный Суд, но и Совет Республики как палата территориального представительства, прокуратура, суды (районные, городские, областные).

12. Под эгидой Министерства финансов и Министерства юстиции создать межведомственную рабочую группу из специалистов, хорошо знающих процесс нормотворчества, для пересмотра (отмены, признания утратившими силу, внесения изменений) тех актов законодательства или их отдельных положений, которые явно расточительны и при этом нарушают равенство граждан перед законом. В качестве примера можно привести порядок правового регулирования отношений по поводу содержания и обслуживания престарелых лиц и инвалидов за счет средств государства и наследования их имущества, прежде всего домов (квартир). За 2006 год государство на эти цели затратило около 80 млрд. руб. В случае смерти таких лиц наследникам следовало бы возмещать расходы, которое понесло государство, с полученного наследства. При отказе от этого распоряжение квартирой (домом) должно переходить к местным органам управления. Возмещение за счет наследства расходов государства практикуется, например в Бельгии. Так или иначе, 30-40 млн. долларов, которые ежегодно затрачивает государство на указанные цели, достаточно весомая цифра. Конечно, при введении подобного правила необходимо предусмотреть переходный период для его введения, решить ряд других вопросов, в том числе и возможность снижения возмещаемой суммы в зависимости от стоимости наследуемого имущества, его состояния и др.

13. Злоупотребления со стороны должностных лиц часто основываются на неясных, противоречащих формулировках акта законодательства, который может быть истолкован по-разному. Поэтому во взаимоотношениях органа государства и гражданина все должно быть ясно определено. Двусмысленность формулировки (нормы) - основание для признания ее неконституционной, что согласно части шестой ст. 22 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей исключает применение судами, иными органами, должностными лицами.

14. Полезно изучить опыт правоприменения государств, недавно принятых в Совет Европы (Россия, Польша и др.), и в отношении которых их гражданами предъявляются требования в Европейский Суд по правам человека в связи с нарушением их прав. Эти государства в случае проигрыша дела вынуждены выплачивать огромные суммы. Учет негативного опыта уже сейчас позволит еще более приблизить национальные правила к европейским стандартам.

15. Составной частью идеологии белорусского государства должна стать правовая идеология. Ученым и практикам следует объединить свои усилия в поиске не умозрительных истин, а в решении актуальных проблем современного развития белорусского государства.

§5. Действие Конституции, порядок ее изменения и дополнения. Толкование Конституции.

 

На основе Конституции  формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине конституцию нередко называют ядром правовой системы. Часто в самой конституции указывается, в каких случаях для дальнейшего развития содержащихся в ней положений должны быть приняты законы. Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую компетенцию государственных органов, в ней определяются объекты правового регулирования. В Конституции закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность.

Благодаря закрепленному  в Конституции правовому статусу  органов государственной власти, можно определить иерархию принимаемых  ими нормативных актов. При этом следует иметь в виду, что сама конституция обладает верховенством  по отношению ко всем иным правовым актам. Это ее важнейшее юридическое свойство. Соответствующие правила (о верховенстве конституции) закрепляются в самом Основном Законе. Приоритет конституции по отношению к иным актам также подкрепляется спецификой ее принятия, изменения или отмены. Правда, в истории белорусского государства был случай, когда иному нормативному акту был придан более высокий юридический вес нежели Конституции. 25 августа 1991 г. Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете был придан статус конституционного закона, обладающего более высокой юридической силой нежели конституция: при расхождении норм, содержащихся в Декларации и Конституции, приоритет имели нормы первого документа.

Информация о работе Понятие, назначение и свойства Конституции Республики Беларусь