Шпаргалка по "Земельное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Земельное право".

Файлы: 1 файл

Земельное.docx

— 95.39 Кб (Скачать файл)

Нормативными актами исполнительных органов Российской Федерации.

К источникам земельного права  относятся такие указы Президента РФ, как Указ от 14 июня 1992 г. № 631 (ред. от 25 января 1999 г.) «Об утверждении  порядка продажи земельных участков при приватизации государственных  и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве  этих предприятий, а также предоставленных  гражданам и их объединениям для  предпринимательской деятельности», Указ от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности», Указ от 7 марта 1996 г. № 337 (ред. от 25 января 1999 г.) «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др.

Акты, регулирующие земельные  отношения, вправе принимать и Правительство  РФ в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также  указами Президента РФ, регулирующими  земельные отношения. В ряде случаев  ЗК РФ прямо устанавливает, какие  земельные отношения должны регулироваться именно нормативными актами Правительства  РФ. Так, Правительство обязано определить порядок консервации земель с  изъятием их из оборота, порядок использования  земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, вправе установить общие начала определения  арендной платы при аренде земельных  участков, находящихся в государственной  и муниципальной собственности; нормативными актами законодательных  и исполнительных органов субъектов  Российской Федерации. Законы субъектов  Федерации, принимаемые в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами, включаются в состав земельного законодательства. Органы исполнительной власти субъектов  Федерации в пределах своих полномочий вправе издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение федеральных актов и законов субъектов Российской Федерации. К полномочиям последних в области земельных отношений относятся разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Федерации, иные полномочия, не отнесенные к федеральным или к полномочиям органов местного самоуправления.

  1. Земельный кодекс как  источник земельного права.

Земельный кодекс РФ 2001 г. - головной отраслевой закон, обладающий приоритетом  в регулировании земельных отношений. Он включает в себя 18 глав, 103 статьи. Его принятие стало важным событием в жизни Российской Федерации. Прежний  Земельный кодекс РСФСР 1991 г. предусматривал куплю-продажу земельных участков, только если одним из субъектов данных правоотношений выступало государство. Он давно не отвечал потребностям современных общественных отношений, более половины его статей были отменены еще в 1993 г. при приведении законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Значительная часть отношений, связанных  с землей, регулировалась подзаконными актами.

В настоящее время содержавшие  нормы земельного права законодательные  акты Союза ССР в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25 октября 2001 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» со дня введения в  действие нового Земельного кодекса  не применяются.

Земельный кодекс РФ установил  следующие приоритеты в регулировании  земельно-правовых отношений:

приоритет охраны земли перед  использованием земли в качестве недвижимости;

приоритет охраны жизни и  здоровья человека при решении вопроса  о затратах, возникающих в связи  с использованием земель;

приоритет ценных и особо  охраняемых земель перед другими  категориями земель.

Земельный кодекс РФ также  создал правовые гарантии провозглашенных  в Конституции РФ земельных прав граждан и установил платность  землепользования.

  1. Полномочия субъектов  Федерации в сфере регулирования  земельных отношений.

Согласно ст. 72 Конституции  земельное законодательство, а также  полномочия в области управления и распоряжения природными ресурсами, связанные, в том числе, с использованием земли (природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической  безопасности; особо охраняемые природные  территории; охрана памятников истории  и культуры и др.), находятся в  совместном ведении субъектов РФ и Российской Федерации. За субъектами РФ ЗК РФ также закреплены важные полномочия в области земельных отношений.

Предоставление субъекту РФ полномочий в области земельных  отношений основано на нескольких важных положениях: земля - это территория, на которой в силу исторических обстоятельств  расположен соответствующий субъект  РФ, значит, он (субъект РФ) должен иметь  определенные права по управлению этими  землями. Другой аргумент связан с тем, что Российская Федерация остается государством, занимающим обширные территории, и использование земли от субъекта к субъекту, несмотря на большое  количество общих черт и необходимость  обеспечения единого территориального, правового и экономического пространства, все же имеет свои особенности. Эти  особенности и могут (и должны) быть учтены законодательством субъекта РФ. Так, использование земель, находящихся  в области вечной мерзлоты, очевидно, требует иных способов охраны и мелиорации, чем земли степной зоны.

Полномочия, закрепленные статьей 10 ЗК РФ за субъектами РФ, на этом уровне сходны по содержанию с полномочиями, предоставленными Российской Федерации (ст. 9 ЗК РФ).

Исходя из принципа разграничения  права государственной собственности  на федеральную и субъекта РФ последнему предоставлено право по владению, пользованию и распоряжению землями, находящимися в его собственности, а также право выкупа земельных  участков для нужд субъекта. В последнем  случае выкуп осуществляется на основе ст. 49 ЗК РФ. Необходимо подчеркнуть, что  выкуп может осуществляться из земель, находящихся в муниципальной  или собственности граждан (юридических  лиц). Федеральные земли субъект  РФ выкупать не вправе.

Определение иных полномочий субъекта РФ базируется, прежде всего, на уже упомянутой ст. 72 Конституции  РФ, в соответствии с которой субъект  РФ совместно с Российской Федерацией осуществляет защиту прав и свобод граждан, в том числе при реализации прав на землю; осуществляет природопользование; охрану окружающей среды и обеспечение  экологической безопасности; обеспечивает организацию и функционирование особо охраняемых природных территорий, а также охрану памятников истории  и культуры. Субъект РФ принимает  также участие в разграничении  государственной земельной собственности  в соответствии с порядком, установленным  федеральным законодательством. Субъекту РФ принадлежат и иные полномочия в соответствии с ЗК и иными  федеральными законами.

Основными федеральными законами последнего времени в области  регулирования земельных отношений  ЗК РФ и ФЗ об обороте сельхозземель  установлена иная, чем ранее, модель реализации принципа совместного ведения: данными законами установлены в  ряде случаев конкретные полномочия Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления в области  принятия нормативных актов, а также  управления земельным фондом.

Обратимся к содержанию основных полномочий субъекта РФ, определенных указанными федеральными законами.

 

Это, прежде всего, положения, устанавливающие определение земель, находящихся в собственности  субъекта РФ; полномочия органа государственной  власти субъекта РФ в области управления и распоряжения земельными участками  субъекта РФ, устанавливающие порядок  предоставления земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду и безвозмездное (срочное пользование); статьи, устанавливающие  общие положения об учете земельных  участков, контроле за качеством земель, находящихся в собственности субъекта РФ, установлении границ земельных участков. Данные нормы могут быть установлены в законе субъекта РФ с обязательным учетом того, что ведение земельного кадастра, землеустройство, мониторинг как формы государственного управления земельным фондом отнесены к полномочиям Российской Федерации.

Определение порядка выкупа земельных участков сельскохозяйственного  назначения и доли в праве на такие  земельные участки осуществляется в соответствии с ФЗ об обороте  сельхозземель. Субъекту РФ надлежит также  установить порядок отказа собственников, пользователей, владельцев от земельных  участков в том случае, если земельный  участок либо переходит в собственность  субъекта РФ, либо находится в собственности субъекта РФ.

ЗК РФ и ФЗ о введении в действие ЗК РФ установлено также, что ряд отношений должны быть урегулированы законами и иными  нормативными актами субъекта РФ:

1)  об установлении максимальных  размеров земельных участков, предоставляемых  в собственность из земель, находящихся  в государственной собственности бесплатно;

2)  о цене земельных  участков из земель поселений  под строениями и сооружениями, выкуп которых осуществляется  в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ и ст. 2 ФЗ о введении в действие ЗК РФ;

3)  об основах определения  арендной платы за земельные  участки, находящиеся в собственности субъекта РФ;

4)  о документах, в которых  может указываться категория  земель (помимо установленных федеральными нормативными актами);

5)  порядок предоставления  служебных наделов и определение  категорий работников транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств;

6)  порядок предоставления  информации о выкупе земельных  участков для государственных или муниципальных нужд;

7)  установление и прекращение  публичного сервитута, а также  порядок использования земельного  участка, на котором установлен  публичный сервитут, как собственниками, землевладельцами и землепользователями,  так и лицами, использующими участок  в рамках установленного сервитута;

8)  об иных (помимо установленных  ЗК РФ) основаниях изъятия земельных участков для нужд субъекта РФ;

9)  об утверждении региональных программ мониторинга земель;

10)  порядок включения  земель сельскохозяйственного назначения  в перечень особо ценных, использование  которых для других целей не допускается;

11)  условия предоставления  земельных участков гражданам  для сенокошения, выпаса скота  из земель сельскохозяйственного назначения;

12)  порядок утверждения  и изменения черты поселений  городских и сельских поселений;

13)  порядок использования  отдельных видов земель промышленности  и иного специального назначения;

14)  порядок уведомления  органами исполнительной власти  субъекта РФ собственников, землевладельцев  и землепользователей об особом  режиме использования придорожных полос;

15)  порядок отнесения  земель к землям особо охраняемых  территорий регионального значения;

16)  порядок установления  иных (помимо предусмотренных федеральными  законами) видов земель особо охраняемых территорий;

17)  порядок резервирования  земель, которые предполагается  объявить землями особо охраняемых  территорий регионального значения;

18)  порядок установления  зон охраны объектов культурного  наследия, а также порядок их  использования.

  1. Полномочия органов  местного самоуправления.

Содержание полномочий органов  местного самоуправления в области  земельных отношений основано главным  образом на полномочиях местного самоуправления, установленных Конституцией и федеральными законами. Это касается и полномочий в области распоряжения муниципальной земельной собственностью, и вопросов управления земельным  имуществом. Согласно ст. 130 Конституции  РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и  распоряжение муниципальной собственностью. Конституцией также гарантировано, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают  местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а  также решают иные вопросы местного значения.

Важную роль в земельных  отношениях органы местного самоуправления играют благодаря тому, что НК РФ установлено, что земельный налог  считается налогом местным. Это  означает, что существенные полномочия в области взимания земельного налога ложатся именно на органы местного самоуправления.

В целом Конституцией РФ установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей  необходимых для их осуществления  материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна  государству. Данное положение лежит  в основе предоставленного органам  местного самоуправления ФЗ о введении в действие ЗК РФ полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в  государственной собственности, до разграничения государственной  собственности, если законодательством  не установлено иное (см. п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК РФ).

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

2. Органами местного самоуправления  осуществляются управление и  распоряжение земельными участками,  находящимися в муниципальной  собственности.

  1. Судебно-арбитражная  практика применения земельного законодательства.

Информация о работе Шпаргалка по "Земельное право"