Шпаргалка по "Земельное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Земельное право".

Файлы: 1 файл

Земельное.docx

— 95.39 Кб (Скачать файл)

По требованию собственника участка сервитут может быть прекращен  ввиду отпадения оснований, по которым  он был установлен. Когда участок  в результате обременения сервитутом не может использоваться по целевому назначению, собственник вправе требовать  по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут устанавливается законами или нормативными правовыми актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Публичные сервитуты устанавливаются  для прохода или проезда через  земельный участок; в целях ремонта; размещения межевых и геодезических  знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; забора воды и водопоя; прогона скота; сенокоса или пастьбы скота; в целях охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущих растений; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.

Если публичный сервитут приводит к невозможности использования  участка, его собственник (землепользователь, землевладелец) вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, участка  с возмещением убытков или  предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

Если публичный сервитут приводит к существенным затруднениям в использовании участка, его  собственник вправе требовать соразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственной  регистрации в порядке, установленном  для регистрации прав на недвижимость.

  1. Право безвозмездного срочного пользования земельным  участком.

Право безвозмездного срочного пользования на земельный участок  является вещным правом лиц, не являющихся собственниками. Отличительные черты  безвозмездного срочного пользования: предоставление этого права осуществляется всегда бесплатно, носит временный  характер.

В безвозмездное срочное  пользование могут предоставляться  земельные участки:

1) из земель, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности, исполнительными  органами власти или органами  местного самоуправления – государственным  и муниципальным предприятиям, учреждениям,  органам государственной власти  и органам местного самоуправления  на срок не более чем один  год;

2) из земель, находящихся  в собственности граждан или  юридических лиц, – гражданам  и юридическим лицам на основании  договора;

3) из земель организаций,  транспорта, лесного хозяйства, лесной  промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников  и национальных парков – гражданам  в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности, исполнительными  органами государственной власти  или органами местного самоуправления  – религиозным организациям. Земельные  участки, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности,  предоставляются в безвозмездное  срочное пользование только государственным  и муниципальным учреждениям,  федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти  и органам местного самоуправления, а также религиозным организациям.

Служебные наделы предоставляются  в безвозмездное срочное пользование  работникам организаций отдельных  отраслей экономики, в том числе  организаций транспорта, лесного  хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных  заповедников и национальных парков. Категории работников организаций  таких отраслей, имеющих право  на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются  законодательством РФ и законодательством  субъектов РФ. Служебные наделы предоставляются  работникам таких организаций на время установления трудовых отношений  на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций  из числа принадлежащих им земельных  участков.

Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего  земельный участок, или по соглашению сторон: по истечении срока, на который  земельный участок был предоставлен; при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на участок  либо в силу принудительного изъятия.

Право на служебный надел  прекращается в силу прекращения  работником трудовых отношений, в связи  с которыми служебный надел был  предоставлен. При этом право на служебный надел сохраняется  за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Право на служебный надел также  сохраняется за одним из членов семьи: работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном  учреждении; работника, погибшего в  связи с исполнением служебных  обязанностей.

  1. Основания возникновения  прав на земельные участки.

Права на земельные участки  возникают по основаниям, установленным  гражданским законодательством. Права  на земельные участки, а также  сделки с земельными участками подлежат государственной регистрации.

Земельные участки, находящиеся  в государственной или муниципальной  собственности, могут быть предоставлены  в частную собственность граждан  и юридических лиц. Иностранные  граждане, лица без гражданства и  иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности  земельными участками, находящимися на приграничных территориях, и приобретать  участки из земель сельскохозяйственного  назначения.

В федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной  собственности находятся земельные  участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В государственной, муниципальной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

Право постоянного (бессрочного) пользования участком, находящимся  в государственной или муниципальной  собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного  государственного или муниципального органа. Со дня введения в действие ЗК РФ земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставляются  только государственным и муниципальным  предприятиям, учреждениям, а также  органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Правом пожизненного наследуемого владения могут обладать только граждане. Право на земельный участок, находящийся  в государственной или муниципальной  собственности, приобретенный гражданином  до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на таком праве после  введения в действие ЗК РФ не допускается.

В безвозмездное срочное  пользование могут предоставляться земельные участки:

1) из земель, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности, органами государственной  власти или органами местного  самоуправления – государственным  и муниципальным предприятиям, учреждениям,  органам государственной власти  и органам местного самоуправления на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся  в собственности граждан или  юридических лиц, – гражданам  и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций,  транспорта, лесного хозяйства, лесной  промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников  и национальных парков – гражданам в виде служебного надела;

4) из земель, находящихся  в государственной или муниципальной  собственности, – религиозным организациям.

Частный сервитут устанавливается  по соглашению между лицом, требующим  установления сервитута, и собственником соседнего участка.

Публичный сервитут устанавливается  законами или нормативными правовыми  актами РФ, субъекта РФ, органов местного самоуправления в случаях, если это  необходимо для обеспечения интересов  государства, местного самоуправления или местного населения.

Земельные участки могут  быть предоставлены их собственниками в аренду по договору аренды.

  1. Правовое регулирование  сделок с земельными участками.

Условия для оборота земельных  участков определены в Конституции  РФ, установлены гарантии собственности  прав граждан на землю, принцип равной защиты всех ее форм.

Сделки с земельными участками  регулируются преимущественно нормами  гражданского законодательства. Основные положения гражданского законодательства определяют принципы и источники, правила  возникновения гражданских прав и обязанностей, их осуществление  и защиту.

Некоторые вопросы сделок с землей, договорных отношений и  гражданского оборота регулируются нормами Земельного кодекса РФ, иными  федеральными законами, законами субъектов  РФ, указами Президента РФ и постановлениями  Правительства РФ. Вопросы, касающиеся заключения, исполнения и прекращения  сделок, могут определяться актами министерств и ведомств.

Большое значение для правового  регулирования земельных отношений  имеет Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. Земельное законодательство представляет собой систему нормативных актов  РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные  отношения. Земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, иных федеральных законов и принимаемых  в соответствии с ними законов  субъектов РФ. Основные нормы земельного права содержатся в Земельном  кодексе РФ, который основывается на нормах Конституции РФ. Нормы  земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов  РФ, должны соответствовать ЗК РФ.

Земельные отношения могут  регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить  ЗК РФ, федеральным законам. Правительство  РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения. На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных  правовых актов РФ, законов субъектов  РФ органы исполнительной власти субъектов  РФ в пределах своих полномочий могут  издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных  правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов  РФ органы местного самоуправления в  пределах своих полномочий могут  издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Регулирование земельных  отношений соприкасается с регулированием использования природных ресурсов, строений, сооружений и иной недвижимости. ЗК РФ определяет условия взаимодействия его норм и норм иных правовых актов. К отношениям по использованию и  охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природныхтерриторий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяется специальное законодательство. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения  с земельными участками, по совершению сделок с ними регулируются гражданским  законодательством, если иное не предусмотрено  земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

  1. Правовое регулирование  купли-продажи земельных участков.

Договор купли-продажи земельного участка - гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется  передать земельный участок в  собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять  этот земельный участок и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

К отношениям по купле-продаже  земельных участков применяются  общие положения о купле-продаже  гл. 30 ГК РФ с учетом особенностей, установленных  ЗК РФ.

Особенности купли-продажи  земель сельскохозяйственного назначения установлены Федеральным законом  от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

ГК РФ включает земельные  участки в гражданский оборот и устанавливает общие рамки  их оборотоспособности, указывая, что земельные участки могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле.

Существенное значение согласно ЗК РФ принадлежит преддоговорным условиям заключения договора купли-продажи  земельного участка. Несоблюдение их влечет признание договора купли-продажи  недействительным даже в том случае, если содержащиеся в нем условия законны. К таким условиям относятся следующие:

  • предметом договора купли-продажи может быть только земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет, т. е. имеющий кадастровый номер;
  • обязанность продавца при заключении договора предоставить покупателю имеющуюся у него информацию о земельном участке, которая может оказать влияние на решение покупателя о приобретении данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами;
  • отсутствие земельных и иных имущественных споров по земельному участку, являющемуся предметом договора купли-продажи;
  • соблюдение преимущественного права покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органа местного самоуправления.

Информация о работе Шпаргалка по "Земельное право"