Шпаргалка по "Земельному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 02:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Земельное право".

Файлы: 1 файл

Контр по земельному праву.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

1. Ответы на вопросы:

1.1  Порядок  возмещения убытков земледельцам, землепользователем, собственникам  земли.

Возмещение  убытков землевладельцам, землепользователем, собственникам земли осуществляется после изъятия  у них земельных  участков. Данные субъекты могут владеть  земельными участками, как на законном основании, так и на незаконном (т.е. земельные участки являются самовольно занятыми).

Изъятие земельных участков осуществляется по решению государственного органа, осуществляющего государственное  регулирование и управление в  области использования и охраны земель в соответствии с его компетенцией, предусмотренной Земельным Кодексом и иными актами законодательства, либо по постановлению суда.

При несогласии землепользователя с решением об изъятии у него земельного участка  это решение может быть обжаловано им в судебном порядке.

Обжалование решения об изъятии земельного участка  приостанавливает его исполнение.

Самовольно  занятый земельный участок возвращается по его принадлежности без возмещения лицу затрат, произведенных им за время  незаконного использования. Приведение земельного участка в пригодное  для использования состояние, включая  снос возведенных на нем строений, производится за счет лица, самовольно занявшего земельный участок.

Возврат самовольно занятого земельного участка  производится на основании решения  Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета, принятого в соответствии с его  компетенцией, и по представлению  соответствующего территориального органа Государственного комитета по имуществу  Республики Беларусь в срок, указанный  в этом решении, либо по постановлению  суда.

В зависимости  от того, из каких земель производится изъятие земельных участков у  землепользователей, землевладельцев  и арендаторов, а также с учетом того, для чьих нужд изымаются земельные  участки, изъятие производится на основании  решений Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, соответствующих исполнительных и  распорядительных органов в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Принудительное  изъятие земельных участков для  государственных и общественных нужд у собственников земельных  участков осуществляется по решению  суда.

В силу ст. 271 ГК Республики Беларусь земельный  участок может быть изъят у  собственника (владельца, пользователя) в случаях и порядке, предусмотренных  земельным законодательством [2, с. 323-325].

Изъятие земельных участков для государственных  и общественных нужд - одно из специальных  и исключительных основании прекращения прав на земельные участки.

При изъятии  земельных участков для государственных  нужд землепользователям возмещаются  убытки в соответствии со статьей 75 Земельного Кодекса. Определение размеров убытков, причиненных землепользователям, осуществляется организациями по перечню и в порядке, установленным Советом Министров Республики Беларусь. Возмещение убытков производится лицами, которым предоставляются изымаемые земельные участки либо разрешается без изъятия земельных участков строительство (реконструкция, капитальный ремонт) подземных линейных сооружений, осуществляемое в границах охранных зон (контролируемых полос) этих сооружений в срок до полутора лет без вырубки древесно-кустарниковой растительности (насаждений), а также лицами, деятельность которых влечет за собой ограничения (обременения) прав на земельные участки, в том числе установление земельных сервитутов, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Также осуществляется выкуп земельных участков, находящихся в частной собственности. Кроме возмещения убытков землепользователям государственными органами, осуществляющими государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с их компетенцией, в зависимости от местных условий и особенностей (в том числе обусловленных градостроительными проектами, генеральными планами городов и иных населенных пунктов, градостроительными проектами детального планирования, утвержденными в соответствии с законодательством) и волеизъявления землепользователей могут быть предоставлены равноценные земельные участки.

Выкуп земельного участка для государственных  нужд производится по его кадастровой  стоимости на момент выкупа в порядке, установленном Советом Министров  Республики Беларусь, если иное не установлено  Президентом Республики Беларусь[1, с. 245-246].

Землепользователи, землевладельцы или собственники земельного участка, изымаемого для государственных  и общественных нужд, вправе обжаловать в суд решение сельского (поселкового), городского (городов областного подчинения и города Минска), районного, областного исполнительного и распорядительного  органа об изъятии у них земельного участка.

Земельное законодательство в качестве важнейших  гарантий прав землевладельцев, землепользователей и собственников земли предусматривает:

- признание этих прав за юридическими и физическими лицами, получившими земельные участки в установленном порядке;

- недопустимость произвольного ограничения прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков;

-восстановление нарушенных прав землевладельцев, землепользователей и собственников в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;

- возмещение в полном объеме правомерных убытков землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков;

-судебную защиту важнейших прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков.

За гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами закрепляется ряд дополнительных гарантий при изъятии земельных  участков для государственных и  общественных нужд (ст. 68 Кодекса о  земле) [6].

Порядок возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и собственникам  земельных участков в самых общих  чертах установлен ст. 133 Кодекса о  земле. Причем возмещению подлежат правомерные  убытки, вызванные:

- изъятием земельных участков;

- временным занятием земельных участков;

-ограничением прав землевладельцев, землепользователей и собственников земельных участков, в том числе арендаторов;

- ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридических и физических лиц.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь гражданам и юридическим лицам  предоставлен широкий круг прав, в  том числе и в области земельных  правоотношений. Эти права включают в себя как содержащиеся в ранее  действовавшем законодательстве, так  и принципиально новые, определяющие содержание землевладения, собственности  на землю, а также иных вещных и  обязательственных прав на землю.

Законодательство  обеспечивает восстановление этих прав от нарушений различными способами. Один из них - возможность обратиться за разрешением земельных споров, потребовать возмещения в полном объеме убытков, включая и неполученные доходы, причиненные правонарушением.

Разрешение  судами земельных споров способствует защите прав и законных интересов  собственников земли, землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов. За последние годы число гражданских дел по искам, вытекающим из земельных правоотношений, увеличилось, они значительно усложнились. Наметились две тенденции, связанные с разрешением земельных споров: расширился круг гражданских дел, рассмотрение которых отнесено к подведомственности судов, и, кроме того, усложнился их характер. Земельное законодательство, реформированное за последние годы, наряду с административным, предусмотрело и значительно расширило судебный порядок разрешения земельных споров.

В связи  с включением земельных участков в гражданский оборот, формированием  новых институтов (залога, аренды, купли-продажи  земельных участков) усложнилось  содержание земельных споров, расширился круг их участников и объектов. Это - споры, связанные с подтверждением (установлением) прав на земельный участок  и защитой этих прав, взысканием ущерба, причиненного собственнику, владельцу  и пользователю земли. В них тесно  переплетаются гражданские, кооперативные, трудовые, семейные, наследственные и иные правоотношения. И не случайно  земельные споры являются достаточно сложными, требуют квалифицированного рассмотрения [6].

И так  можно сделать вывод, что при  изъятии самовольно занятого земельного участка незаконным землевладельцам, землепользователем и собственникам убытки не возмещаются. Если владельцы, пользователи и собственники являлись законными, то убытки им возмещаются в полном объеме. Защита прав и законных интересов всех субъектов осуществляется в судебном порядке.

 

 

 

 

 

1.2. Каковы  особенности аренды как вида  прав на землю?

Земельный участок — это часть поверхности  земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном  кадастре и документах государственной регистрации.[3, с. 11]

Арендаторами  земельных участков могут быть юридические  и физические лица Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные  юридические и физические лица, иностранные  государства, международные организации.[6, с.29]

Арендодателями  земельных участков являются сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и города Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции, а также граждане и юридические  лица Республики Беларусь, имеющие  земельные участки в частной  собственности.[6, с.30]

Сроки аренды земельного участка определяются договором. При этом сроки аренды земельных  участков не должны превышать 99 лет, а  аренда земельных участков для сельскохозяйственного  использования не может быть менее  пяти лет.[6, с.30]

Условия аренды земельного участка и размер арендной платы определяются по соглашению сторон и закрепляются в договоре.

Граждане  Республики Беларусь, в частной собственности  которых находятся земельные  участки, приобретенные для ведения  личного подсобного хозяйства, строительства  и обслуживания жилого дома, коллективного  садоводства и дачного строительства, могут передавать их в аренду гражданам  Республики Беларусь при условии  сохранения целевого назначения этих земельных участков, а также с  учетом того, что жилые дома, дачи и садовые домики могут передаваться в аренду только вместе с земельным участком.

В случаях  наследования таких земельных участков несовершеннолетними наследниками допускается передача участков в  аренду другим гражданам законными представителями наследников под контролем сельских (поселковых), городских (городов областного подчинения и города Минска), районных исполнительных и распорядительных органов до приобретения наследниками полной дееспособности.

Договор аренды земельного участка расторгается по основаниям, предусмотренным законодательством  Республики Беларусь или договором, в том числе при невнесении арендной платы в сроки, установленные  договором аренды.

Действующий Кодекс о земле не дает определения  аренды земель. В силу части третьей  п. 1 ст. 1 Гражданского Кодекса Республики Беларусь и на основании ст. 577 Гражданского Кодекса Республики Беларусь можно  сделать вывод, что аренда земельного участка— это предоставление земельного участка во временное пользование за определенную плату на основе договора. [8, с.339].

Исходя  из вышеизложенного основу законодательного регулирования аренды земли составляет Гражданский Кодекс Республики Беларусь.

Предоставление  земельных участков в аренду осуществляется на основе договора. Одним из существенных условий договора аренды земельного участка является предмет договора, т. е. стороны должны четко определить местоположение земельного участка (адрес  земельного участка), его целевое  назначение, границы, кадастровый номер  и другие признаки, которые позволят точно идентифицировать земельный  участок. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте  считается несогласованным и, следовательно, договор не считается заключенным. На условиях аренды в отличие, например, от права пожизненного наследуемого владения могут быть предоставлены  земельные участки из земель любой  категории, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Существование двух форм собственности на землю  предопределяет наличие двух разновидностей аренды земли:

·        аренды государственных земель;

·        аренды земель, находящихся в частной  собственности граждан и юридических  лиц.

Владельцы и пользователи земельных участков не могут передавать земельные участки  в аренду. Арендатором земельных  участков, находящихся в государственной  собственности, может быть любой  субъект — иностранное государство, международные организации, юридические  и физические лица как Республики Беларусь, так и иностранных государств. Это делает данный институт гибким применительно к различным субъектам. Не ясна позиция законодателя в отношении  аренды земель, находящихся в собственности  юридических лиц.

Информация о работе Шпаргалка по "Земельному праву"