Суд присяжных в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Тема данной работы является актуальной в свете проведения судебной реформы и принятия нового уголовно-процессуального законодательства России. Суд присяжных — «суд народной совести», как называл его известный русский юрист А. Ф. Кони, является необходимым атрибутом демократического правового государства. Именно он олицетворяет в себе, как никакой другой институт, выражение народной воли.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................…3
1. Исторический аспект развития суда присяжных..................................................................................................................4
2. Формирование коллегии присяжных заседателей по УКП РФ......................................9
3. Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей ………………...17
Заключение.............................................................................................................30
Библиография.........................................................................................................32

Файлы: 1 файл

Суд присяжных.doc

— 153.00 Кб (Скачать файл)

Статья 326 УПК содержит в себе такие термины, как и  «общий» и «запасной годовые  списки». УПК не поясняет, что следует  понимать под такими списками и откуда они берутся. Поэтому здесь снова стоит обратиться к Закону РСФСР «О судоустройстве в РСФСР», а именно к статьям 81 и 82.

Председатель областного суда заблаговременно вносит соответствующие  представления главе областной  администрации, в котором указывает количество присяжных, необходимое для нормального функционирования коллегии с участием присяжных на следующий год. Кандидатуры отбираются путем случайной выборки из списков избирателей, составленных к последним выборам или референдуму. Так должно происходить по закону! На практике все происходит по-другому.

В Московском областном  суде несколько лет тянулся процесс  по делу, связанному с имевшими место в городе Наро-Фоминске убийствами предпринимателя и начальника РУОП, а заодно и с обстрелом из гранатомета дома начальника местной милиции. Все эти дела повесили на одного из известных в городе людей – Александра Говринова, человека, поведение которого и в самом деле было далеким от примерного. Подошло время суда, и оказалось, что обвинения не находят подтверждения ни в свидетельских показаниях, ни в данных экспертизы. Обвиняемый потребовал присяжных, и теперь сам не рад – конца и края процесса уж год не видно. «У суда, который, по мнению адвоката, принимая явно обвинительный характер, оставалось последнее средство: манипуляция с присяжными. И он ими воспользовался. Способов оказалось достаточно! Команду кандидатов в присяжные формируют на основании избирательных списков. Ведет это дело канцелярия суда под руководством одного из заместителей председателя суда. Приглашать граждан в присяжные должны вроде бы по случайной выборке, но кто и как это проверит! Практика «просвечивания» существует еще с советских времен, и забывать о ней никто не собирается. Сведения о кандидатах собирают заранее. До вызова известно, судимы ли кандидат и т.д. А вот «вытащить» эти данные вовремя или напротив, упрятать их подальше – это и есть основа для возможных манипуляций». Данный пример наглядно показывает как можно «обойти» закон.

Касаясь общих списков  присяжных заседателей надо сказать, что такие списки составляются отдельно по каждому району или городу области. О составлении общих списков районная или городская администрация извещает население и по истечении двух недель допускает всех желающих к ознакомлению с ними, рассматривает поступившие заявления. Уточнённые общие списки присяжных заседателей представляются главе областной администрации. Областная администрация составляет на их основании единые общие списки присяжных заседателей области.

Закон предусматривает так же составление запасного списка присяжных заседателей, в которые включаются только граждане, постоянно проживающие в областном центре.

Общие и основные списки присяжных заседателей подлежат опубликованию в местной печати для ознакомления населения (ст. 81, 83 Закона).

Необходимо подчеркнуть, что основания для внесения гражданина в списки присяжных иные, нежели в списки избирателей: возраст 25 лет  вместо 18. отсутствие судимости, которая  не снята или не погашена, и др. Поэтому не допустимо механическое перенесение записей из списков избирателей в списки присяжных заседателей.5

Составление списков  присяжных заседателей соответствующими администрациями оставляет желать лучшего. Это объясняется и ситуацией  в стране, и новизной процедуры, и  недостаточным законодательным обеспечением, когда в механизме формирования скамьи присяжных упущен ряд моментов, и, наконец, недобросовестностью составляющих эти списки лиц.

Так «Саратовская областная  администрация, составляя общие  списки присяжных заседателей на 1995 г., ограничилась тем, что к имевшимся общим спискам за 1994 г., включавшим 5000 граждан, добавила ещё списки на 3000 граждан с учётом предполагавшегося областным судом для обеспечения процессов увеличения численности присяжных заседателей с 5000 до 8000 тыс. человек. Тем самым многие жители района второй год подряд привлекаются судом к участию в отправлении судопроизводства в качестве присяжных заседателей, По данным 19 процессов, из общего числа 543 приглашённых, но по различным причинам не участвовавших в судебном разбирательстве 23% не проживали по указанному адресу, 17,7% были судимыми и алкоголиками, 15,5% оказались инвалидами, 13% умерли.

Отбор присяжных заседателей  в суде осуществляется путём освобождения от участия в рассмотрении дела присяжных заседателей, разрешения вопросов об их самоотводах и сводках (ст.328 УПК).

Судья во вступительном  слове сообщает присяжным заседателям, какое дело подлежит рассмотрению, разъясняет задачи, которые стоят  перед присяжными в процессе, условия  их деятельности, их права и обязанности, сообщает об ответственности, предусмотренной законом за нарушение этих обязанностей.

Каждый из кандидатов в присяжные  заседатели, явившихся в судебное заседание, вправе указать на причины, препятствующие исполнению им обязанностей присяжного заседателя, а также заявить самоотвод. После удовлетворения самоотводов кандидат председательствующий предлагает сторонам воспользоваться своим правом на мотивированный отвод. Сторонам предоставляется задать кандидату из оставшихся кандидатов в присяжные заседатели вопросы, которые, по их мнению, связаны с выяснением обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя в рассмотрении данного уголовного дела. Первой проводит опрос кандидатов сторона защиты. Стороны после завершения опроса кандидатов передают председательствующему мотивированные письменные ходатайства об отводах, не оглашая их. Эти ходатайства разрешаются судьёй без удаления в совещательную комнату. Решение по мотивированным отводам доводиться до сведения сторон. После разрешения самоотводов и мотивированных отводов должно остаться 18 присяжных заседателей. Если осталось меньше 18, то судья даёт распоряжение аппарату суда о дополнении состава присяжных заседателей необходимым числом из запасного списка и объявляет перерыв в судебном заседании. Если остаётся больше 18 присяжных, то судья предлагает заявить немотивированные отводы. Немотивированный отвод первым заявляет государственный обвинитель, который согласовывает свою позицию по отводам с другими участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинителя.

Своеобразие суда присяжных состоит  в том, что правом безмотивного отвода присяжных обладают прокурор и подсудимый или его защитник. Но такого права  лишены потерпевшие, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители, что не вполне согласуется с принципом равноправия сторон. С другой стороны право на немотивированный отвод присяжных всем участникам судебного разбирательства сделало бы процесс излишне громоздким. Каждая из сторон может немотивированно отвести двух присяжных заседателей. Но принципы равноправия нарушаются в случаях, когда в деле участвуют несколько подсудимых. Не зависимо от их числа, они вместе могут отвести только двух присяжных заседателей. И лишь в случаях, когда прокурор не воспользуется правом заявления немотивированных отводов, защита может отвести до 4-х присяжных заседателей, однако таких случаев почти не бывает. 6

Установленное российским законодательством  число безмотивных отводов (2+2) ниже международных стандартов. Так, во Франции стороны могут заявить до 5 безмотивных отводов, а в США по делам об особо тяжких преступлениях – до 10-15.

После решения всех вопросов о самоотводах  и отводах кандидатов секретарь  судебного заседания или помощник судьи по указанию председательствующего составляет список оставшихся кандидатов в той последовательности, в которой они были включены в первоначальный список. Председательствующий объявляет результаты отбора, не указывая основания исключения из списка тех или иных кандидатов, благодарит остальных кандидатов в присяжные заседатели. Судья объявляет фамилии присяжных занесенных в протокол судебного заседания. При этом первые 12 образуют коллегию присяжных по уголовному делу, а два последних участвуют в качестве запасных.

Завершая рассмотрение вопроса, касающегося формирования коллегии присяжных заседателей, необходимо обратить внимание, что данная часть судебного разбирательства в суде присяжных является решающей частью. А поэтому к формированию списков и правил отбора следует подходить с особой тщательностью и аккуратностью. Процесс формирования коллегии присяжных заседателей начинается еще до начала судебного разбирательства и проходит несколько этапов: составление списка кандидатов, предварительный отбор, разрешение ходатайств, мотивированных и немотивированных отводов и т.д., которые были рассмотрены выше. Несмотря на то, что УПК и Закон РСФСР «О судоустройстве в РСФСР» довольно подробно регламентируют составление списка, формирование коллегии присяжных, остается ряд вопросов: вопросы, касающиеся требований к кандидатам; вопросы, связанные с некачественным составлением списков присяжных. Имевшие место при введение института присяжных заседателей опасения, что процедура отбора присяжных является сложной и дорогостоящей, не оправдались. Суды довольно успешно решают как организационные, так и процессуальные вопросы, связанные с формированием коллегии присяжных. По результатам мониторинга было установлено, что процедура отбора присяжных в российском суде занимает в среднем от 30 минут до 2-ух часов.

Формирование коллегии присяжных  является сложной процедурой. Но суды на практике с этим справляются, что  еще раз подтверждает необходимость  суда присяжных в России.

 

 

 

 

 

3. Особенности  производства в суде с участием  присяжных заседателей

 

Ст. 324 УПК РФ, открывающая раздел XII УПК РФ, в который вошли положения Закона от 16 июля 1993 г., закрепляет: «Производство в суде с участием присяжных заседателей ведется в общем порядке с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой». Такая редакция статьи не случайна. Раздел X УПК РСФСР, определявшей судопроизводство в суде с участием присяжных заседателей, был инкорпорирован 16 июля 1993 г. в действовавший в то время УПК, нормы которого не соответствовали судопроизводству в суде присяжных. Настоящий УПК РФ указывает лишь на необходимость учета при судопроизводстве с участием присяжных заседателей особенностей, установленных главой 42 УПК.

Поэтому считают, что  необходимо рассмотреть особенности  производства в суде присяжных, установленные  разделом XII УПК.

Следует вначале рассмотреть особенности  проведения предварительного слушания. Оснований проведения предварительного слушания по делу указаны в статье 229 УПК РФ. Но проведение такого слушания для решения вопроса о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей является обязательным.

Согласно ч. 3 ст. 229 УПК ходатайство  о проведении предварительного слушанья может быть заявлено стороной после  ознакомления с материалами уголовного дела либо после направления уголовного дела с обвинительным заключением в суд в течение семи суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения. В соответствии с ч. 5 ст. 217 УПК при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела следователь разъясняет обвиняемому его право ходатайствовать о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей (в случаях, предусмотренных п.1 ч.3 ст.31 УПК). «При этом следователь разъясняет особенности рассмотрения дела этим судом, права обвиняемого в судебном разбирательстве и порядок обжалования судебного решения, о чем составляет протокол». 7

Особенности восприятия присяжными происходящего  в суде таковы, что требуют предварительного исключения из дела доказательств, собранных  с нарушение закона и поэтому  не имеющих юридической силы. В  этом случае предварительное слушание играет роль фильтра, задерживающего доказательства, добытые с нарушением закона, не пропускающего их к судьям от общества.

Таким образом, предварительное  слушание преследует следующие цели: 1) выявить, насколько последовательно  и осознанно обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, представляет ли он юридические последствия удовлетворения такого ходатайства; 2) если по делу обвиняется несколько лиц, то проверяется наличие ходатайств или отсутствие возражений против рассмотрения дела в суде присяжных со стороны каждого из них ; 3) определение круга доказательств и исключение доказательств, добытых с нарушением закона.

Предварительное слушание – это форма судебного разбирательства. Оно проводится в закрытом заседании  в условиях состязательности, обеспечения  равенства прав сторон, права обвиняемого на защиту. В начале заседания судья объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, сообщает, кто является обвинителем, защитником, выясняет личность обвиняемого. По результатам предварительного слушания судьей выносится постановление в соответствии с правилами, предусмотренными главой 34 УПК. «С учетом особенностей проведения предварительного слушания в порядке, предусмотренном ст. 325, судья, кроме того, в постановлении должен указать количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание».

Как говорилось выше, на предварительном слушании возможно исключение доказательств, добытых  в ходе предварительного расследования  с нарушением закона. Доказательства признаются не имеющими юридической  силы как на основании нарушения конституционных, так и процессуальных норм. Можно привести конкретный пример исключения доказательств на стадии предварительного слушания.

«А.П.Борцов, подозреваемый  в совершении убийства, был доставлен  в РОВД, где было им написано заявление на имя прокурора области в совершении преступления. Это давало основания задержать А.П.Борцова в качестве подозреваемого. Однако он был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний и допрошен в качестве свидетеля. На основании нарушения ч.1 ст.51 Конституции РФ, предусматривающей, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, протокол допроса Борцова в качестве свидетеля был исключен судьей из разбирательства по делу на стадии слушания».

Результаты исследований первых процессов с участием присяжных заседателей показали, что наиболее типичными нарушениями, повлекшими признание доказательств недопустимыми, являются: нарушение права подозреваемого (обвиняемого) на защиту; допрос подозреваемого в качестве свидетеля с предупреждением об уголовной ответственности за от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний; нарушение свидетельского иммунитета от изобличения близких родственников.

Надо отметить, что  предусмотренные законом возможности  процедуры предварительного слушания ограничены. Закон не позволяет вызывать в предварительное слушание свидетелей, назначить экспертизу.

Постановление судьи  о рассмотрении уголовного дела судом  присяжных является окончательным, т.е. последующий отказ подсудимого  от рассмотрения его дела судом с участием присяжных заседателей не принимается. Но в случае установления вышестоящей судебной инстанцией допущенных судьей нарушений норм, регламентирующих порядок предварительного слушания, такое постановление может быть отменено по жалобе или представлению с учетом требований ст. 381 УПК.

Информация о работе Суд присяжных в уголовном процессе