Источники уголовно-процессуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 08:16, шпаргалка

Описание работы

В юриспруденции термин "источник права", как известно, имеет множество значений. Это результат неоднозначности внешне простого и часто употребляемого русского слова "источник". Его смысловые оттенки весьма разнообразны: скажем, одни под источником воды понимают ключ или родник, из которого она вытекает, другие - водоем или колодец, третьи - водопроводную трубу или кран, четвертые - мировой океан, пятые - кислород и водород, образующие молекулу воды, и т.д. И все они по-своему правы.

Файлы: 1 файл

источники уп.docx

— 103.51 Кб (Скачать файл)

Кроме того, Пленум Верховного Суда РФ резонно привлекает внимание к тому, что, когда по условиям договора Российской Федерации требуется  издание какого-то внутригосударственного акта (закона, постановления Правительства  и др.), то применяться должны и  договор, и изданный в соответствии с ним акт (см. ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О международных договорах  Российской Федерации" от 15 июля 1995 г.*(36)).

В названных постановлениях Пленума Верховного Суда РФ содержится также ориентировка на то, что юридическое  значение принципов и норм международного права не идентично значению предписаний  договоров Российской Федерации. Их (принципы и нормы) можно применять непосредственно при наличии определенных условий - если они закреплены в конвенциях, пактах и иных международных документах, т.е., к примеру, если их содержание раскрывается, скажем, "в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений" (ч. 7 п. 1 упомянутого выше постановления от 10 октября 2003 г. N 5). Другими словами, не всякий принцип международного права, признаваемый, к примеру, международно-правовой доктриной или практикой, а равно не всякая норма международного права может применяться непосредственно либо иметь приоритет по отношению к российскому закону.

Для уяснения значения и роли предписаний международных документов (договоров), касающихся регламентации  уголовного судопроизводства, весьма полезно иметь представление  о возможной их классификации, которая  вполне может быть построена, в принципе, так, как это сделано в схеме 6.

 

Схема 6

Международно-правовые акты, 
регламентирующие уголовное судопроизводство

 

   ┌─────────────────────────────────────────────┐

   │     Пакеты, конвенции, прочие               │

   │    соглашения о сотрудничестве              │

   │   в области развития и  поощрения            │

   │            прав человека:                   │

   ├─────────────────────────────────────────────┤

   │   а) Международные документы  ООН            │

   │   б) Международные документы  Совета Европы  │

   └─────────────────────────────────────────────┘

              ┌───────────────────────────────────────────┐

              │           Международные  соглашения        │

              │    о правовой помощи  по уголовным делам:  │

              ├───────────────────────────────────────────┤

              │    а) Многосторонние соглашения           │

              │    б) Двусторонние договоры               │

              │    в) Обязательства на  основе взаимности  │

              └───────────────────────────────────────────┘

                   ┌────────────────────────────────────────────────────┐

                   │        Иные международные  документы, имеющие       │

                   │      значение для  уголовного судопроизводства:     │

                   ├────────────────────────────────────────────────────┤

                   │      а) Соглашения  о статусе военнослужащих за     │

                   │      рубежом                                       │

                   │      б) Договоры о  торговом судоходстве            │

                   │      в) Консульские  конвенции и иные документы     │

                   └────────────────────────────────────────────────────┘

 

8.2. Из числа международных  документов, касающихся сферы уголовного  судопроизводства (пактов, конвенций,  прочих соглашений, регламентирующих  сотрудничество государств в  области развития и поощрения  прав и свобод человека), следовало  бы выделить прежде всего такие упомянутые в § 8 предыдущей главы учебника документы, как одобренные Генеральной Ассамблеей ООН:

Всеобщая декларация прав человека;

Международный пакт о гражданских  и политических правах (с двумя  факультативными протоколами, дополняющими его);

Конвенция против пыток и  других жестоких, бесчеловечных или  унижающих достоинство видов  обращения или наказания.

Значительную роль в регламентации  российского уголовного судопроизводства призваны играть также ратифицированные в 1998 г. Россией в связи с вступлением в Совет Европы:

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (с одиннадцатью протоколами, корректирующими и  дополняющими ее);

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения  и наказания.

Названные документы ООН  и Совета Европы послужили основой  для Конвенции Содружества Независимых  Государств о правах и основных свободах человека, которая ратифицирована Федеральным  законом от 4 ноября 1995 г.*(37) и вступила в силу для Российской Федерации 11 августа 1998 г.*(38)

Все эти документы признаны Российской Федерацией обязательными  для исполнения на ее территории всеми  органами, в том числе правоохранительными, и соответствующими должностными лицами. Они содержат ряд общих положений, имеющих принципиальное значение для  регламентации уголовного судопроизводства и оказавших существенное влияние  на содержание многих новелл, включенных в УПК РФ, введенный в действие с 1 июля 2002 г. Известно немало случаев также непосредственного применения некоторых из них российскими судами при решении вопросов, возникающих по уголовным делам.

Рядом с перечисленными международными документами вполне могут быть упомянуты  также одобренные в разное время  Генеральной Ассамблеей ООН рекомендательные документы, в частности, Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и  преступлениях против человечества (1973 г.), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), Основные принципы независимости судей (1985 г.), Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (1985 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергающихся задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.), Примерный договор о выдаче (1990 г.), Примерный договор о взаимной помощи по уголовным делам (1990 г.), Примерный договор о передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены (1990 г.), Примерный договор о передаче уголовного судопроизводства (1990 г.). Эти и подобные им документы не являются юридически обязательными, но их положения, по идее, следовало бы принимать во внимание при подготовке и принятии законодательных актов, а равно в процессе их толкования.

В связи с характеристикой  международных документов по общим  проблемам сотрудничества в области  развития и поощрения прав человека необходимо иметь четкое представление  о юридическом значении постановлений  Европейского суда по правам человека.

Такие постановления выносятся, как известно, по правилам, которые  установлены в названной выше Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Эти же правила  определяют вполне определенно и  их юридическое значение.

Одно из относящихся к  данному вопросу правил закреплено в ч. 1 ст. 46 Конвенции, где сказано: "Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами (курсив мой. - К.Г.)". Другими словами, если постановление принимается по жалобе на незаконные действия, скажем, бельгийских властей, то оно, в принципе, не обязательно для соответствующих органов Германии, Польши или России.

Вместе с тем, постановления  такого рода и некоторые иные виды решений Европейского суда по правам человека имеют значение не только как акты, в которых констатируются факты нарушений Конвенции и  определяются юридические последствия  этих нарушений для конкретных государств.

Решения Суда имеют также  значение актов, содержащих обязательное толкование норм и принципов, содержащихся в Конвенции и Протоколах к  ней. И только в этих пределах они  являются юридически обязательными  для всех присоединившихся к Конвенции  государств, в том числе для  России.

Именно такое значение решений Европейского суда по правам человека подтверждено в заявлении, зафиксированном в Федеральном  законе "О ратификации Конвенции  о защите прав человека и основных свобод" от 30 марта 1998 г.*(39) В его ст. 1 сказано: "Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации (курсив мой. - К.Г.)."

Оценка юридического значения постановлений и иных решений  Европейского суда по правам человека как допустимых источников права, на которые можно ссылаться при  решении уголовно-процессуальных вопросов, должна опираться также на предписания  ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. А они  недвусмысленно говорят о том, что  любые правовые акты, "содержащие нормы, затрагивающие права и  обязанности человека и гражданина", могут применяться только тогда, когда они были опубликованы официально.

Применительно к международным  договорам, а равно к рассматриваемым  постановлениям Европейского суда по правам человека сказанное выше следовало  бы дополнить: они должны именно так (официально) публиковаться как на своем "родном" языке, так и  в переводе на русский язык, выполненном  по правилам, которыми руководствуются  при официальных переводах правовых документов.

Конкретно определены также  порядок и источники опубликования - ст. 30 Федерального закона "О международных  договорах" от 15 июля 1995 г.*(40) говорит, в частности, о том, что официальное опубликование должно осуществляться по представлению Министерства иностранных дел РФ в "Собрании законодательства Российской Федерации" и (или) "Бюллетене международных договоров".

Другими словами, каждый раз, когда речь заходит об определении  возможности применения при производстве по уголовному делу какого-то правила, вытекающего из постановления Европейского суда по правам человека, обязательно  следует принимать во внимание:

вынесено ли данное постановление  по жалобе российского гражданина на противоправные действия государственных  органов или должностных лиц  Российской Федерации;

если оно не является таковым, то содержится ли в нем толкование конкретных предписаний Конвенции  о защите прав человека и основных свобод;

было ли оно переведено на русский язык и опубликовано официально.

8.3. Самое непосредственное  отношение к регламентации уголовного  судопроизводства имеют международные  соглашения о правовой помощи  по уголовным делам.

В свое время соглашения (договоры) такого рода были заключены на двусторонней основе со всеми восточноевропейскими странами, входившими в т.н. социалистический лагерь, а также некоторыми другими. В наши дни круг стран, с которыми они заключены, стал значительно  шире и продолжает постоянно расширяться. Общее их количество - более 40.

Из числа международных  соглашений о правовой помощи, оказываемой  при производстве по уголовным делам, следовало бы выделить особо Европейскую  конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам, ратифицированную Федеральным законом от 25 октября  1999 г.*(41), и Европейскую конвенцию о выдаче, ратифицированную с оговорками и заявлениями принятым в тот же день Федеральным законом *(42). Эти многосторонние документы предусматривают обязательства в сфере уголовного судопроизводства практически всех стран, вошедших в Совет Европы. Ими руководствуются правоохранительные органы этих стран при сотрудничестве в ходе предварительного расследования, а иногда и судебного разбирательства уголовных дел (подробнее о процессуальных формах такого сотрудничества см. гл. 25 учебника).

Существенную роль в организации  международного сотрудничества в сфере  уголовного судопроизводства призвана играть и разработанная государствами - членами СНГ Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Она была одобрена двенадцатью государствами в г. Минске 22 января 1993 г. и вступила в силу 10 декабря 1994 г., а 28 марта 1997 г. - изменена и дополнена Протоколом, одобренным государствами - участниками Конвенции *(43). В ней имеется Раздел IV "Правовая помощь по уголовным делам", в котором установлены согласованные правила о выдаче лиц, совершивших преступления, уголовном преследовании по просьбе государств - участников Конвенции, о взаимном предоставлении информации, а также совершении некоторых других действий, связанных с производством по уголовным делам. Конвенция имеет большое практическое значение, о чем говорит хотя бы тот факт, что ежегодно российским следователям приходится выполнять по несколько тысяч т.н. международных следственных поручений, поступающих из стран СНГ*(44).

Сотрудничеству российских правоохранительных органов с соответствующими органами зарубежных стран в выявлении  и раскрытии преступлений призвано способствовать также исполнение международных  обязательств, принятых в связи с  присоединением к Уставу Международной  организации уголовной полиции - Интерпол (организация начала свою деятельность 13 июня 1956 г. - К.Г.). Этот документ довольно близок по своему содержанию к договорам о правовой помощи по уголовным делам. Для его реализации в системе российских органов внутренних дел образованы специальные подразделения - Национальное центральное бюро Интерпола, входящее в состав аппарата МВД РФ на правах его главного управления, а также соответствующие территориальные подразделения (филиалы)*(45).

Информация о работе Источники уголовно-процессуального права