Источники уголовно-процессуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 08:16, шпаргалка

Описание работы

В юриспруденции термин "источник права", как известно, имеет множество значений. Это результат неоднозначности внешне простого и часто употребляемого русского слова "источник". Его смысловые оттенки весьма разнообразны: скажем, одни под источником воды понимают ключ или родник, из которого она вытекает, другие - водоем или колодец, третьи - водопроводную трубу или кран, четвертые - мировой океан, пятые - кислород и водород, образующие молекулу воды, и т.д. И все они по-своему правы.

Файлы: 1 файл

источники уп.docx

— 103.51 Кб (Скачать файл)

Такая тенденция непривычна для российских юристов, "благоговейно" повторяющих сказанное в ч. 1 ст. 1 действующего сейчас УПК и воспитанных  на идиллических догматах, в силу которых  производство по уголовным делам  надлежит регламентировать только данным кодексом и только им. В этом-де залог "цивилизованности и демократичности" институтов уголовного судопроизводства. Свидетельством подхода подобного  рода могут служить как теоретические  исследования, так и учебники и  учебные пособия, где настойчиво культивировалась и культивируется мысль о том, что единственным источником уголовно-процессуального  права является названный закон (УПК).

Значительная часть российских юристов, преимущественно теоретиков уголовного судопроизводства, вопреки  неоспоримым реалиям, придерживается также мнения, что среди источников уголовно-процессуального права  ни в коем случае нельзя даже упоминать  подзаконные акты органов исполнительной власти, а равно акты высших судебных инстанций, в том числе постановления  Пленума Верховного Суда РФ.

Подобное "зашоренное" видение проблемы источников уголовно-процессуального права, как об этом свидетельствуют приведенные выше в данном параграфе даже лаконичные сведения, уже давно и вполне разумно преодолено практически в большинстве стран мира.

§ 14. Пределы  действия уголовно-процессуального  законодательства

 

Для характеристики российских источников уголовно-процессуального  права существенное значение имеют  также положения о пределах действия соответствующих законов во времени, в пространстве и с учетом статуса  некоторых категорий лиц.

14.1. Действие уголовно-процессуального  закона во времени определяется  правилом, которое в ст. 4 УПК изложено следующим образом: "При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом".

Действующим такой закон, как и любой другой, считается  с момента, указанного в самом  законе, а если это не сделано - то по истечении десяти дней после публикации его в официальном издании. В  отношении ведомственных актов, регламентирующих права и свободы  граждан, определяющих правовой статус организаций или имеющих межведомственное значение, установлено, как отмечено выше, дополнительное требование - они  вступают в силу после регистрации  в Министерстве юстиции РФ и последующей  публикации в названных выше (см. § 12 данной главы) изданиях.

14.2. Территориальные пределы  действия уголовно-процессуального  законодательства сформулированы  в ч. 1 ст. 2 УПК: "Производство по  уголовному делу на территории  Российской Федерации независимо  от места совершения преступления  ведется в соответствии с настоящим  Кодексом, если международным договором  Российской Федерации не установлено  иное".

При этом надо иметь в виду, что понятие "территория Российской Федерации" четко раскрывается в  ч. 1 и 2 ст. 67 Конституции РФ:

"1. Территория Российской  Федерации включает в себя  территорию ее субъектов, внутренние  воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация  обладает суверенными правами  и осуществляет юрисдикцию на  континентальном шельфе и исключительной  экономической зоне Российской  Федерации в порядке, определяемом  федеральным законом и нормами  международного права".

Вместе с тем из общего правила, в соответствии с которым  уголовно-процессуальный закон Российской Федерации действует на ее территории, могут быть установлены и изъятия. Обычно они предусматриваются упоминавшимися выше (см. § 8 данной главы учебника) международными соглашениями, например, для случаев, когда речь идет о необходимости выполнения процессуальных действий в связи с совершением преступлений на иностранных торговых судах во время их нахождения в российских портах, а также для случаев, касающихся преступлений, совершаемых военнослужащими и некоторыми иными лицами на территории других государств (см. § 7 гл. 15 учебника).

14.3. Вопрос о пределах  действия уголовно-процессуального  закона в отношении конкретных  категорий лиц в общих чертах  решен несложно: российские органы, ведущие производство по уголовным  делам, вправе осуществлять процессуальные  действия в отношении всех, кто  находится на территории Российской  Федерации, в том числе граждан  других государств и лиц без  гражданства.

Однако и этому общему правилу известны существенные исключения:

в отношении лиц, пользующихся правом дипломатической неприкосновенности.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 УПК процессуальные действия, касающиеся таких лиц, производятся лишь по их просьбе или с их согласия, которое  должно испрашиваться через Министерство иностранных дел РФ.

Круг лиц, пользующихся дипломатической  неприкосновенностью, определяется с  учетом ряда международных соглашений. В их число чаще всего включаются работники определенного уровня посольств, торговых представительств и консульств иностранных государств, а также международных (межгосударственных) организаций*(98). Иногда к такого рода лицам могут относиться и российские граждане, занимающие определенные должности в международных (межгосударственных) организациях, расположенных в Российской Федерации;

в отношении российских граждан, о которых имеются специальные  оговорки в действующем законодательстве.

Круг таких лиц сравнительно широк и имеет тенденцию, вопреки  ст. 19 Конституции РФ, провозглашающей  равенство всех перед законом  и судом, к дальнейшему расширению. К ним относятся:

Президент РФ.

Он может быть привлечен  к ответственности за государственную  измену или иное тяжкое преступление только после отрешения от должности, для которого установлен особый порядок (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ);

Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий.

Он не подлежит привлечению  к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные  им в период исполнения полномочий Президента РФ, а также задержанию, аресту, обыску, допросу либо личному досмотру, если действия такого рода осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий" от 12 февраля 2001 г.*(99));

кандидаты в Президенты РФ.

Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности  и арестованы без согласия Генерального прокурора РФ и уведомления Центральной  избирательной комиссии РФ (ч. 6 ст. 42 Федерального закона "О выборах  Президента Российской Федерации" от 10 января 2003 г.*(100));

члены избирательных  комиссий, комиссий по проведению референдума  с правом решающего голоса.

В период подготовки и проведения выборов их нельзя привлекать к уголовной  ответственности без согласия соответственно Генерального прокурора РФ или прокурора  субъекта РФ (ст. 18 того же Федерального закона, а также ст. 29 Федерального конституционного закона "О референдуме  Российской Федерации" от 28 июня 2004 г.*(101) и ч. 18 ст. 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г.*(102));

члены Совета Федерации  и депутаты Государственной Думы.

Они привлекаются к уголовной  ответственности и подвергаются некоторым процессуальным действиям  только при строгом соблюдении предписаний  ст. 98 Конституции РФ, а также ч. 1-3, 5 и 6 ст. 19, ч. 1 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 г.*(103));

зарегистрированные кандидаты  в депутаты.

Эту категорию граждан  можно привлечь к уголовной ответственности  или подвергнуть аресту только с  согласия прокурора (соответственно уровню выборов). Давая согласие на это, прокурор должен известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата (ч. 7 ст. 50 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 20 декабря 2002 г.*(104) и ч. 4 ст. 41 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 г.*(105));

депутаты законодательных (представительных) органов субъектов  РФ.

Решение о возбуждении  против них уголовного дела или привлечении  к уголовной ответственности  должно приниматься прокурором соответствующего субъекта РФ на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей  верховного суда республики, краевого, областного или иного приравненного  к ним суда. В отношении них предусматриваются также некоторые дополнительные гарантии, ограждающие от произвольного применения мер процессуального принуждения (см. ст. 447, п. 9 ч. 1 ст. 448 и ч. 5 ст. 450 УПК, ст. 13 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г.*(106));

судьи судов, входящих в судебную систему Российской Федерации.

Они могут быть привлечены к уголовной ответственности  и подвергнуты некоторым процессуальным мерам (арест, обыск и др.) с соблюдением  особых правил. В частности, уголовное дело в отношении них может быть возбуждено Генеральным прокурором РФ при наличии положительного заключения суда и с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего уровня (в отношении судей Конституционного Суда РФ - с согласия пленарного заседания этого суда) - см. ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 15 Закона о Конституционном Суде, а также ст. 447-452 УПК;

прокуроры и следователи  прокуратуры.

В отношении них любая  проверка сообщения о факте правонарушения или возбуждение уголовного дела, производство расследования являются исключительной компетенцией, как правило, органов прокуратуры. Не допускаются  задержание, привод, личный досмотр, досмотр  личных вещей и используемого  транспорта прокуроров и следователей, кроме случаев, когда это требуется  сделать для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при  совершении преступления (ст. 42 Закона о прокуратуре и п. 10 ч. 1 ст. 448 и  ст. 449 УПК);

адвокаты.

Проведение оперативно-розыскных  мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том  числе в жилых и служебных  помещениях, используемых им для осуществления  адвокатской деятельности) допускается  только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 8 Федерального закона "Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31 мая 2002 г.*(107)). Установлены также особые условия возбуждения уголовного дела в отношении адвокатов (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК);

сотрудники органов  службы безопасности (ФСБ) и государственной  охраны при исполнении ими служебных  обязанностей.

Они могут быть подвергнуты  приводу, задержанию, личному досмотру и досмотру их вещей, личного и  используемого ими транспорта, если при совершении таких действий присутствует официальный представитель соответствующего органа либо имеется решение суда (санкция прокурора), разрешающее  их производство (ч. 4 ст. 17 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" от 3 апреля 1995 г.*(108); ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной охране" от 27 мая 1996 г.*(109));

депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления.

Возбуждение уголовного дела против них или привлечение их в качестве обвиняемых возможно только по решению прокурора субъекта РФ (п. 11 ч. 1 ст. 448 УПК). Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г.*(110) предусмотрел (см. ч. 8 ст. 40) возможность установления в федеральном законодательстве специальных гарантий законности и обоснованности также иных следственных или оперативно-розыскных действий, производимых в отношении лиц данной группы;

Председатель, заместитель  Председателя, аудиторы и инспекторы Счетной палаты РФ.

Председатель Счетной  палаты РФ, его заместитель и аудиторы могут быть привлечены к уголовной  ответственности и подвергнуты  некоторым процессуальным мерам (аресту, задержанию) с согласия той палаты Федерального Собрания, которая назначила  их на должность; уголовное дело в  отношении них может быть возбуждено Генеральным прокурором РФ. Инспектор Счетной палаты РФ при исполнении им своих обязанностей привлекается к уголовной ответственности лишь с согласия Коллегии Счетной палаты (ст. 29 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г.*(111) и п. 6 ч. 1 ст. 448, ст. 449 и 450 УПК);

Уполномоченный по правам человека в РФ.

Он обладает неприкосновенностью  в течение всего срока своих  полномочий и "не может быть без  согласия Государственной Думы привлечен  к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также  подвергнут личному досмотру, за исключением  случаев, когда это предусмотрено  федеральным законом для обеспечения  безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы" (ч. 1 ст. 12 и ч. 2 ст. 24 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г.*(112) и п. 7 ч. 1 ст. 448, ст. 449 и 450 УПК)*(113).


Информация о работе Источники уголовно-процессуального права