Источники уголовно-процессуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 08:16, шпаргалка

Описание работы

В юриспруденции термин "источник права", как известно, имеет множество значений. Это результат неоднозначности внешне простого и часто употребляемого русского слова "источник". Его смысловые оттенки весьма разнообразны: скажем, одни под источником воды понимают ключ или родник, из которого она вытекает, другие - водоем или колодец, третьи - водопроводную трубу или кран, четвертые - мировой океан, пятые - кислород и водород, образующие молекулу воды, и т.д. И все они по-своему правы.

Файлы: 1 файл

источники уп.docx

— 103.51 Кб (Скачать файл)

При изучении вопроса о  роли и значении разъяснений по вопросам судебной практики необходимо иметь  в виду, что запись, аналогичная  той, что содержится в процитированной  выше ст. 56 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", имелась и в ст. 3 Закона о Верховном Суде СССР от 30 ноября 1979 г., а также в других законах, действовавших ранее. Этот суд тоже активно использовал свое право дачи руководящих разъяснений. Некоторые из них сохраняют свое значение и до настоящего времени, в том числе на территории Российской Федерации. Поэтому Верховный Суд РФ 22 апреля 1992 г. *(86) разъяснил, что законодательные нормы Союза ССР "и разъяснения по их применению, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда СССР, могут применяться судами в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации, законодательству Российской Федерации и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств".

Для оценки роли и значения разъяснений по вопросам судебной практики существенным является также то обстоятельство, что в последние годы можно  слышать утверждения о том, что  они (разъяснения) не должны быть обязательными  не только для должностных лиц, применяющих  соответствующие законы, но и для  судов. Кое-кто, вопреки еще не отмененному  положению ст. 56 Закона РСФСР "О  судоустройстве РСФСР", уже объявляет  разъяснения необязательными. Они-де могут носить лишь рекомендательный характер, поскольку суды при отправлении  правосудия обязаны подчиняться  только велениям Конституции РФ и  законов. Не исключено, что этот, не совсем корректный с юридической  точки зрения, подход может оказаться  закрепленным в готовящихся к  принятию законах по вопросам судоустройства. Если такое произойдет, то будет утрачено важное средство обеспечения законности - обеспечение единообразного применения законов на всей территории страны. Вместе с этим утратит смысл и само существование Пленума Верховного Суда РФ, который за многие годы деятельности доказал свою эффективность.

§ 12. Нормативные  акты министерств и ведомств

 

При решении вопросов, возникающих  в связи с производством по уголовным делам, существенную роль могут выполнять и нормативные акты, издаваемые министерствами и ведомствами, их руководителями.

Главная их особенность - они  не должны противоречить закону или  корректировать его и издаются в  пределах полномочий, предоставленных  соответствующим министерствам  и ведомствам, их руководителям.

Полномочия эти обычно закрепляются в актах (именуемых, как  правило, положениями), определяющих основы организации и деятельности конкретных министерств или ведомств. Иногда полномочия по изданию конкретных актов  данного уровня прямо предусматриваются  законами. К их числу можно отнести, например, ст. 69 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г., где сказано, что капитаны находящихся в плавании судов при производстве дознания должны руководствоваться УПК и инструкцией, "утвержденной Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства".

Разумеется, чаще всего в  ходе производства по уголовным делам  регламентирующую роль играют нормативные  акты, издаваемые руководителями правоохранительных учреждений.

В соответствии со ст. 17 Закона о прокуратуре Генеральный  прокурор РФ вправе издавать приказы, указания, распоряжения, положения  и инструкции, обязательные для исполнения работниками органов и учреждений прокуратуры. К таким работникам относятся, как известно, и прокуроры, поддерживающие государственное обвинение, приносящие представления на судебные решения, дающие заключения в вышестоящих  инстанциях, и следователи, расследующие уголовные дела.

Некоторые из одобренных им или его заместителями актов  обязательны не только для работников прокуратуры. Об этом свидетельствует  ч. 2 ст. 30 того же закона, где сказано: "Указания Генерального прокурора  Российской Федерации по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим  законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения".

К числу нормативных актов  Генеральной прокуратуры РФ, которые  обязательны не только для работников прокуратуры, можно отнести, в частности, Инструкцию о выполнении функций  органов дознания на морских судах, находящихся в плавании, от 7 августа  1974 г. (в связи с принятием 30 апреля 1999 г. Кодекса торгового мореплавания РФ эта Инструкция в ближайшее время должна быть заменена новой. - К.Г.), а также Инструкцию органам дознания Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утвержденную Главным военным прокурором 5 июня 2002 г.*(87)

Считались обязательными  также некоторые приказы и  указания Генерального прокурора СССР, но с 3 августа 1998 г. в связи с формированием новой законодательной базы прокуратуры они перестали быть таковыми (см. приказ Генерального прокурора РФ от 3 августа 1998 г. N 52).

Положение о Министерстве юстиции, утвержденное Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1313, как и ранее действовавшее, широко определяет его полномочие самостоятельно издавать нормативные акты (см. подп. 3, 29-32, 35 и 37 п. 7 и подп. 9 п. 8), в том числе "приказы, распоряжения и другие акты "по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности". В эту сферу, наряду со многим прочим, входит осуществление весьма важных функций, связанных с деятельностью адвокатуры, судебно-экспертных учреждений, Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы судебных приставов, т.е. таких учреждений, которые непосредственно участвуют в той или иной мере в уголовном судопроизводстве. Министерство наделено и полномочиями по изданию актов, обязательных "для исполнения государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и гражданами (курсив мой. - К.Г.)". Среди них могут быть также такие, которые должны учитываться и судами при производстве по уголовным делам. К примеру, к их числу можно было бы отнести Инструкцию о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности, утвержденную приказом Минюста РФ от 3 августа 1999 г. N 226*(88).

Согласно Положению  о Министерстве внутренних дел РФ (см. подп. 2 п. 2, подп. 4 п. 8 и подп. 6 п. 12), утвержденному Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927, это Министерство и его руководитель тоже вправе издавать нормативные акты по широкому спектру вопросов. В частности, подп. 4 п. 8 Положения предусматривает, что МВД России "самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности", в которую включена, наряду со многими другими полномочиями, и организация "предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений" (подп. 4 п. 2 Положения). К числу актов такого рода вполне можно отнести, например, Инструкцию об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел от 5 мая 1993 г., где регламентируется порядок производства розыска лиц, скрывающихся от следствия. Любой следователь хорошо знает, что объявление розыска лиц, обвиняемых в совершении преступлений, возможно, когда соблюдаются предписания нормативных актов такого рода. А потребность в розыске, как будет показано ниже (см. § 4 гл. 13 учебника), на практике возникает по многим уголовным делам. Существенное значение для оценки законности поводов к возбуждению уголовных дел (см. § 3 гл. 9 учебника) имеют правила регистрации в органах внутренних дел сообщений о совершенных или совершаемых преступлениях. В наши дни такие правила установлены Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденной приказом МВД РФ от 13 марта 2003 г. N 158*(89). Ряд существенных для уголовного судопроизводства положений установлен в Инструкции о порядке осуществления привода, утвержденной приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. N 438*(90).

Существует немало нормативных актов, издаваемых другими, не являющимися правоохранительными, министерствами и ведомствами. Акты такого рода тоже активно используются практическими работниками органов, ведущих производство по уголовным делам, и другими участниками уголовного судопроизводства. Им приходится довольно часто обращаться при решении практических вопросов, скажем, к нормативным актам, изданным бывшим Министерством здравоохранения РФ по вопросам, касающимся производства судебно-медицинских экспертиз. Таким актом является, например, приказ данного министерства от 24 апреля 2003 г. N 161, утвердивший Инструкцию по организации и производству экспертных исследований в бюро судебно-медицинской экспертизы. В ней определен порядок работы врача - судебно-медицинского эксперта, привлеченного к производству по уголовному делу, - при осмотре трупа на месте его обнаружения, а также порядок проведения по поручениям судов или органов предварительного расследования экспертных исследований живых лиц, трупов и различных объектов в учреждениях судебно-медицинской экспертизы*(91). В качестве примера можно назвать и Инструкцию по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий, утвержденную приказом этого же Министерства от 4 марта 2003 г. N 73*(92). Совершенно очевидно, что знание подобных актов требуется для юридически грамотного назначения соответствующих экспертиз, производимых по уголовным делам, контроля за их проведением, а главное - для квалифицированной оценки заключений экспертов.

По вопросам, представляющим интерес для нескольких или всех органов, осуществляющих производство по уголовным делам, возможно издание  руководителями этих органов совместных (межведомственных) нормативных актов. Можно было бы назвать, например*(93):

Инструкцию о порядке  изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным  делам, ценностей и иного имущества  органами предварительного следствия, дознания и судами от 18 октября 1989 г.;

Указание о порядке  исполнения Закона РСФСР от 18 октября  1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий", утвержденное 13 января 1992 г.;

Инструкцию по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными  действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, от 2 марта 1982 г.*(94);

Инструкцию о порядке  представления результатов оперативно-розыскной  деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд от 13 мая  1998 г.*(95);

Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ от 25 января 1999 г.*(96)

В отношении некоторых  ведомственных нормативных актов ("нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти") Указом Президента РФ "О  порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г. N 763*(97) установлены особые правила введения их в действие. В соответствии с данным Указом изданные после 1 марта 1993 г. нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, устанавливающие правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, должны обязательно проходить регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Они (все, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) также подлежат опубликованию в газете "Российские вести" и в издаваемом издательством "Юридическая литература" Администрации Президента РФ "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти".

Акты, в отношении которых  эти условия не соблюдены, применению не подлежат. Они "не влекут правовых последствий, как не вступившие в  силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих  правоотношений, применения санкций  к гражданам, должностным лицам  и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные  акты нельзя ссылаться при разрешении споров" (ст. 10 названного Указа).

§ 13. Общая характеристика источников уголовно-процессуального  права 
в зарубежных странах

 

Содержание, виды и иерархия источников уголовно-процессуального  права в современных зарубежных странах характеризуются значительным разнообразием. В каждой стране имеются  свои особенности. Они обусловлены  конкретными экономическими, социальными, историческими, этническими, религиозными и иными факторами. Не последнюю  роль среди факторов подобного рода играет сложившийся уровень юридической  культуры, традиции, связанные с  отношением к суду и правосудию, закону и законности. Можно с уверенностью утверждать, к примеру, что даже в  странах, где принято руководствоваться  предписаниями уголовно-процессуальных кодексов, практически невозможно найти  такого рода законы, полностью похожие  друг на друга. Нет там и абсолютно  идентичного законодательного регулирования  конкретных уголовно-процессуальных институтов.

Но подобное разнообразие не исключает возможности группировки  стран со сходными подходами к  трактовке круга правовых источников, содержащих правила производства по уголовным делам и определяющих права и обязанности его участников, а равно к оценке юридического значения таких источников, их соотношения  и степени обязательности.

Если смотреть на эту проблему крупным планом, то в общих чертах все современные страны можно  подразделить на две относительно самостоятельные группы. Одна из них - это страны, где исторически сложились правовые системы, именуемые континентальными, а другая - это страны с т.н. англосаксонскими правовыми системами.

К первой группе относятся  страны континентальной Европы и, как  правило, их бывшие колонии - ныне независимые  государства. Основным, но не единственным источником уголовно-процессуального  права здесь являются преимущественно  уголовно-процессуальные кодексы, в  которых дается, как правило, исчерпывающая  регламентация всего того, что  должно происходить при производстве по уголовным делам. Видное место  среди источников занимают также  основные законы этих стран - конституции, где решаются обычно наиболее принципиальные проблемы гарантий прав личности, основ  организации и деятельности судов  и других правоохранительных органов.

Параллельно с конституциями  и кодексами почти везде существуют и применяются довольно широко также  иные законы, а равно подзаконные  акты, в той или иной мере относящиеся  к уголовному судопроизводству.

Нормы неписаного права (судебные прецеденты) в этих странах, как правило, не обладают доминирующим значением: к  помощи уже состоявшихся судебных решений (точнее, к правилам, которые вытекают из них) чаще всего прибегают при толковании применяемых по конкретным делам норм законов и подзаконных актов, уяснении их смысла и значения в конкретных условиях "текущего момента". Их роль как источников уголовно-процессуального права главным образом усматривается именно в этом.

Информация о работе Источники уголовно-процессуального права