Система административных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность проблем административной ответственности и административного наказания, а также развития этих правовых явлений обусловлена сегодня, по меньшей мере, тремя основными факторами: 1) экономическим – стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; 2) политическим – необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно-властных правовых отношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы административных наказаний…………..…….6
§1. Понятие и цели административного наказания……………………..…………...6
§2. Характерные черты административных наказаний, как мер юридической ответственности ……………………………………………………………………....12
ГЛАВА II. Виды административных наказаний и правила их назначения……....39
§1. Административные наказания, назначаемые во внесудебном порядке……….39
§2. Административные наказания, назначаемые исключительно в судебном порядке………………………………………………………………...........................49
§3. Обеспечение единства административных наказаний и правила их назначения…………………………………………………………………….……....84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....103

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2.docx

— 134.08 Кб (Скачать файл)

         В последнее время появилась  тенденция к тому, что, законодатель предпочитает фиксированные штрафы "плавающим", что также подтверждается, например, изменениями, которые внесены Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. N 69-ФЗ в ст. 12.5, 12.12, 12.13, 12.16, 12.19, 12.28. Данный Закон изменяет санкции некоторых действующих статей и вводит новые составы, санкции которых предусматривают только фиксированные штрафы. Действующие штрафы увеличиваются, о чем говорилось выше, например с 300 до 2000 рублей. Новые предусматривают наказание водителя на 800, 1000, 1500, 2000, 2500, 3000 и 5000 рублей.

Применение  санкций, в которых штраф - единственное безальтернативное наказание, невозможно по отношению к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную  службу по призыву, а также к курсантам  военных образовательных учреждений профессионального образования  до заключения с ними контракта о  прохождении военной службы, в  связи с ограничением, содержащимся в ч. 6 ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Закон № 69-ФЗ ввел дифференциацию штрафов в зависимости от места совершения правонарушений, предусмотренных ч. 4 и 5 ст. 12.16, ч. 1 и 5, 3 - 4 и 6 ст. 12.19, ч. 1 и 2 ст. 12.28. Если соответствующее правонарушение совершается в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, то размер штрафа увеличивается вдвое (с 1500 до 3000 рублей), втрое (с 1000 до 3000 рублей) или даже более чем в восемь раз (с 300 до 2500 рублей).

Неуплата  административного штрафа в установленный  срок влечет наложение административного  штрафа в двукратном размере суммы  неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 

§ 2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ,НАЗНАЧАЕМЫЕ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

 

 

Судьи как  субъекты административной юрисдикции вправе назначать в соответствии с отведенной им компетенций и  в пределах санкции соответствующей  статьи (части статьи) Особенной  части Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  все виды административных наказаний, предусмотренных статьей 3.2 названного Кодекса.

К видам  административных наказаний, назначаемых судом относятся: лишение специального права, конфискация предмета или орудия совершения административного правонарушения, административный арест, административное приостановление деятельности, административное выдворение, дисквалификация и обязательные работы.

Лишение специального права по своей правовой природе является уникальным (не имеющим  аналогов в других отраслях права, охватываемых сферой юридической ответственности) административным наказанием, связанным  с ограничением субъективных прав в  области административно-разрешительной системы24.

Последняя систематизация законодательства об административных правонарушениях сохранила лишение  специального права как вид административного  наказания с теми же в принципе характеристиками. Вместе с тем новыми для правопонимания содержания данного наказания являются положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по смыслу которых лишение специального права: 1) исключением из его определения круга ограничиваемых специальных прав - допускает гипотетическую возможность его расширения и 2) назначается только судьей.

Как мере административного принуждения  лишению специального права присущи  все необходимые признаки. Оно  проявляет себя непосредственно  как негативная реакция государства  на противоречащие охраняемым им интересам  деяния. Лишение специального права  реализуется в условиях внеорганизационного соподчинения, когда как вопросы назначения, так и применения данного административного наказания решаются органами и должностными лицами, наделенными публично-властными полномочиями в отношении любых непосредственно не подчиненных им субъектов. Как само содержание данной меры административной ответственности, так и условия его применения регламентируются административным законодательством. Принудительная природа этого административного наказания обусловлена односторонним характером вмешательства субъекта власти в волю нарушителя, фактор которой не является определяющим (необходимым или даже допустимым) критерием его реализации.

Лишение специального права как разновидность  административного наказания отвечает требованиям предусмотренности его федеральным законом в качестве установленной государством меры ответственности за совершение административного правонарушения.

Реализация  данного вида административного  наказания означает решение вопроса  об административной ответственности  правонарушителя по существу и не предполагает каких-либо дополнительных негативных последствий. Как и все  другие административные наказания, лишение  специального права является мерой  административного принуждения, не нуждающейся в иных не обусловленных  ее процессуальным содержанием действиях  со стороны государственных органов, и тем более не требует вынесения ими по этому вопросу какого бы то ни было дополнительного решения.

Личный  характер лишения специального права  предопределяется общими с другими  административными наказаниями  требованиями (критериями). Во-первых, применение данной меры административной ответственности имеет целью  принуждение конкретного лица; во-вторых, - лица, совершившего деяние, подпадающее  под признаки соответствующего административного  правонарушения, и, в-третьих, в случае наличия вины такого правонарушителя  в совершении конкретно определенного  противоправного деяния. Личный характер лишения специального права предполагает также строгую целесообразность обусловленного им вмешательства в  правовой статус личности, которое  требует, в свою очередь, достаточную  обоснованность его как в конкретных обстоятельствах (характер совершенного лицом административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность), так  и в отношении конкретного  индивида (личность виновного, его имущественное  положение). Иными словами, лишение  специального права как вид административно-наказательного вмешательства должно быть строго выборочным, а не общепоисковым.

Применительно к рассматриваемой форме административно-карательного вмешательства в правовой статус личности законодатель избрал судебный характер таких процедур, что свидетельствует  об усилении гарантий от произвола  государственно-властного преследования25. Целесообразность судебной оценки каждого из обстоятельств, связанных с применением такого административного наказания, как лишение специального права, вытекает из того, что судебный контроль представляет собой одну из существенных гарантий защиты прав граждан, тем более в случаях, когда фактические обстоятельства конкретного дела свидетельствуют о наличии спора между государством и личностью.

Лишение специального права физического  лица как вид административной санкции  состоит в невозможности реализации ранее предоставленного ему специального права в течение определенного  срока. Содержательно лишение специального права выражается в государственно-властном исключении юридической возможности  целевого использования лицом имущественных  объектов, эксплуатация которых способна причинить существенный вред общественно  значимым интересам и в силу этого  допустима только в разрешительном порядке. Однако данная характеристика была бы неполной, если бы она не содержала  указания на принудительность такого вмешательства. Вместе с тем как  само ограничение, так и его принудительность нуждаются в определении того, какая именно часть правового  статуса нарушителя и в какой  степени подвергается вмешательству, обусловленному характером такого административного  наказания, как лишение специального права.

Предоставление  специального права осуществляется в соответствии с установленными правилами. Так, общие положения, касающиеся получения права на управление автотранспортными  средствами, предусмотрены в ст. ст. 23, 25 - 27 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

В настоящее  время в соответствии со статьями главы 12 Особенной части Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях  назначается лишение права управления автомототранспортными средствами (см. например: ч.1 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 4 ст. 12.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и др.).

Лишение специального права относится к "срочным видам" наказания, и  предполагаемые им ограничения не могут  длиться по времени менее одного месяца и более двух лет. В статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих лишение специального права, санкция является относительно-определенной, т.е. представляющая установление временных рамок претерпевания правовых лишений по усмотрению судьи26. Отсюда степень суровости данной меры в количественном плане поставлена в зависимость от судейского усмотрения, что создает реальную возможность для определения судьей конкретного срока наказания с учетом характера правонарушения, личности виновного и иных (смягчающих и отягчающих административную ответственность) обстоятельств совершения правонарушения. Указанные сроки исчисляются в месяцах или годах, а день окончания исполнения наказания определяется в постановлении о лишении специального права. Течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права. В случае же уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения) или иных документов срок такого наказания прерывается и начинается со дня сдачи лицом либо изъятия у него указанных документов. По истечении срока лишения специального права документы, изъятые у лица, подвергнутого данному виду административного наказания, возвращаются.

Итак, лишение  специального права как административное наказание представляет собой вид  карательной санкции, обусловленной  существенным вмешательством в правовую возможность индивидуума по реализации частных интересов в сфере  отношений, публично-правовая предопределенность которых связана с назначением  тех объектов материального мира, использование которых сопряжено  с повышенной опасностью для жизни  и здоровья граждан, может затрагивать  конституционные права и свободы, а также иные права и законные интересы личности, общества, а значит, и государства в целом. Отсюда упречным представляется то, что законодатель не отразил это в определении рассматриваемой меры административной ответственности, данном в ч. 1 ст. 3.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, основываясь на результатах проведенного исследования, представляется более сущностным определение административного наказания в виде лишения специального права как лишения физического лица права на использование собственного имущества, представляющего собой источник повышенной опасности ввиду грубого или систематического нарушения порядка пользования этим имуществом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом следует учесть, что такое лишение не влечет за собой переход права собственности на указанное имущество, хотя и ограничивает возможности нарушителя по его целевому использованию.

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения является принудительным безвозмездным обращением в государственную  собственность не изъятых из оборота  вещей.

Анализ  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  свидетельствует об установлении данного  вида административного наказания  в качестве санкции, в том числе, и за административные правонарушения в области в области дорожного  движения. Напомним, что вплоть до недавнего  времени конфискация как мера административной ответственности  применялась во внесудебном порядке, что, по сути, противоречило ч. 3 ст. 35 Конституции РФ о лишении имущества не иначе как по решению суда.

Характерна  в этом отношении эволюция взглядов Конституционного Суда РФ. Первоначально  он исходил из возможности назначения конфискации административными  органами при гарантии последующего судебного контроля27. Однако в дальнейшем Конституционный Суд РФ существенно изменил свою позицию. В частности, в Постановлении от 11 марта 1998 г. № 8-П по делу о проверке конституционности ст. 266 Таможенного кодекса РФ, ч. 2 ст. 85 и ст. 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях28 был сформулирован вывод о том, что гарантии судебного обжалования не являются достаточным средством обеспечения права собственности, поскольку возможность такого обжалования не исключает лишения права собственности без судебного решения (например, в случае неподачи жалобы в суд). Названное Постановление явилось важным шагом к исключению применения конфискации во внесудебном порядке. Впоследствии изложенная в нем позиция была подтверждена в ряде других решений Конституционного Суда РФ и нашла свое отражение в ч. 1 ст. 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одна  из основных особенностей конфискации  как меры административного наказания  состоит в том, что она может  быть назначена только судьей. Ее другая особенность заключается в том, что она применяется строго в  отношении орудий совершения или  предметов административного правонарушения.

Так, например, конфискация устройств, приборов и  приспособлений предусмотрена в  качестве дополнительного административного  наказания   санкциями частей 1, 2 статьи 12.4,  частей 3, 4, 5 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Конфискации подлежат световые приборы с огнями красного цвета, световозвращающие приспособления красного цвета, световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения; устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов, установленные без соответствующего разрешения. С 1 января 2012 года к перечню конфискуемых предметов добавляется незаконно установленный опознавательный фонарь легкового такси (часть 4.1 статьи 12.5 названного Кодекса)

При назначении данного вида административного  наказания особое внимание следует  обратить на то, что в большинстве  статей Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях  речь идет о конфискации предметов  административного правонарушения. И лишь в некоторых из них говорится  о конфискации орудий его совершения. В этой связи необходимо четко  разграничивать понятия "предмет" и "орудие" совершения административного  правонарушения", которые не являются равнозначными.

В действующем  законодательстве содержание указанных  понятий не раскрывается. Однако в  специальной литературе и на практике они достаточно разработаны. Так, под  предметом административного правонарушения принято понимать вещи и иные ценности, по поводу которых возникают общественные отношения, составляющие объект правонарушения. Под орудием совершения административного  правонарушения следует понимать движимое и недвижимое имущество, используемое для осуществления объективной  стороны правонарушения.

Правильное  определение орудия совершения и  предмета административного правонарушения имеет важный практический аспект.

При этом, согласно ч. 3 ст. 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях конфискацию как меру административного наказания следует отличать от изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

Информация о работе Система административных наказаний