Система административных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность проблем административной ответственности и административного наказания, а также развития этих правовых явлений обусловлена сегодня, по меньшей мере, тремя основными факторами: 1) экономическим – стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; 2) политическим – необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно-властных правовых отношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы административных наказаний…………..…….6
§1. Понятие и цели административного наказания……………………..…………...6
§2. Характерные черты административных наказаний, как мер юридической ответственности ……………………………………………………………………....12
ГЛАВА II. Виды административных наказаний и правила их назначения……....39
§1. Административные наказания, назначаемые во внесудебном порядке……….39
§2. Административные наказания, назначаемые исключительно в судебном порядке………………………………………………………………...........................49
§3. Обеспечение единства административных наказаний и правила их назначения…………………………………………………………………….……....84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....103

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2.docx

— 134.08 Кб (Скачать файл)

Административно-деликтный закон, не делая исчерпывающего указания на то, кем конкретно применяется предупреждение, исходя из общих принципов производства по делам об административных правонарушениях, закрепил, по сути, правомочие налагать предупреждение за теми органами и должностными лицами, уполномоченными в соответствии с законом рассматривать дела об административных правонарушениях, за совершение которых предусматривается данное административное наказание.

Таким образом, предупреждение применяется широким  кругом органов административной юрисдикции, в том числе должностными лицами органов внутрениих дел (полиции) и судьями.

Так, только по данным Управления внутренних дел  Астраханской области, доля лиц, подвергнутых органами внутренних дел на территории Астраханской области административному  наказанию в виде предупреждения, составила: в 2002 году (после вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) - 26,7%, т.е. 44,5 тыс. лиц от общего числа правонарушителей, подвергнутых административным наказаниям, налагаемым органами внутренних дел Астраханской области, - 166,8 тыс. лиц.

Предупреждение, как и другие виды административных наказаний, носит личный характер, т.е. применяется к конкретному физическому  или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, не затрагивая интересы других (третьих) лиц. При этом указанная мера административной ответственности может применяться  лишь за виновное совершение административного  правонарушения. При отсутствии вины применение к лицу даже такого мягкого  вида административного наказания, как предупреждение, не может признаваться согласованным с требованием  недопустимости умаления человеческого  достоинства или нанесения вреда  деловой репутации юридического лица (ч. 2 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Ничем предупреждение и по своим последствиям не отличается от других видов административных наказаний, поскольку означает привлечение  субъекта к административной ответственности  со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями. С применением предупреждения наступает срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному  наказанию. Так называемое состояние  административной «наказанности» длится в течение года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения, т.е. со дня вручения под расписку физическому лицу или направления копии указанного постановления законному представителю физического лица или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.

По своему содержанию предупреждение как административное наказание представляет собой карательную  санкцию исключительно морального характера, поскольку выражается, по сути, в официальном (от имени государства) и легальном причинении правонарушителю  морального вреда. Но, как подчеркивается в административно-правовой литературе, по сравнению с другими административными  наказаниями доза карательного воздействия  в таком предупреждении минимальна, и оно в большей мере носит  воспитательно-превентивный характер20.

Вместе  с тем предупреждение, результат  применения которого является все же определяющим для прав нарушителя, по всей видимости, может влечь серьезные  для него ограничения морального характера, поскольку карательная  составляющая данного административного  наказания усиливается прежде всего  такими факторами, как его применение в связи с административным правонарушением  и наступление ввиду такого применения состояния административной наказанности в течение определенного законом срока.

Как и  всякая мера властного воздействия, предупреждение имеет свой объект легального посягательства, и, как следует из вышеизложенного, в качестве такового выступают в основном такие личные неимущественные права и нематериальные блага, как достоинство личности и деловая репутация. Отсюда ярко выраженный психологический характер рассматриваемой меры административной ответственности обусловливается  властно-обязывающим и коррелирующим  воздействием на ослабленные общественные установки личности правонарушителя  посредством государственного порицания21. Следовательно, уже сам факт официального применения предупреждения в объективном смысле должен стать веским психологическим грузом для делинквента, создать ему психологический дискомфорт посредством побуждения у него критического отношения к своему противоправному поведению.

Предупреждение  является самодостаточной мерой  административного наказания, поскольку  его применение означает итог административного  преследования и не требует какого-либо дополнительного административно-наказательного воздействия на лицо, признанное виновным в совершении конкретного административного правонарушения. В противном случае, а именно в ситуации применения к правонарушителю предупреждения вкупе с любым другим - более суровым - видом административного наказания, определение названной меры как воспитательно-превентивной оказывается лишенным всякого смысла и уже в силу этого не соответствует требованию соразмерности ограничения прав и свобод личности конституционно значимым интересам и целям. В итоге федеральный законодатель определяет предупреждение как основное административное наказание, которое применяется самостоятельно и лишь в прямо предусмотренных законом случаях.

С другой стороны, сравнительно незначительная суровость такого административного  наказания, как предупреждение, подразумевает  формулирование административной ответственности  с его применением за совершение лишь тех административных правонарушений, общественная опасность (вредность) которых не представляется существенной. Иными словами, применение предупреждения в отношении правонарушителя должно быть достаточным с точки зрения наказательного воздействия и реально выражать итог административного преследования. Пример из практики ВАС РФ22: «Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ.

К числу  обстоятельств, смягчающих вину правонарушителя, возможно отнесение совершения административного  правонарушения впервые; признание  вины и раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий  административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда, а также иные обстоятельства.

Так, индивидуальный предприниматель привлечен к  административной ответственности  по части 3 статьи 14.25 КоАП РФ за несвоевременное представление сведений об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей в виде штрафа в сумме 5 000 рублей.

Суд, проверяя законность принятого  административным органом постановления, установил, что последний при  производстве по делу о совершенном  предпринимателем правонарушении и  назначении ему наказания не учел смягчающие административную ответственность обстоятельства: раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, выразившееся в добровольном сообщении о совершенном им правонарушении, совершение административного правонарушения впервые.

        С учетом этих обстоятельствах суд признал незаконным и изменил постановление административного органа в части назначения наказания по максимальной санкции части 3 статьи 14.25 КоАП РФ, применив минимальную меру ответственности, предусмотренную данной нормой, в виде предупреждения.»

         Я думаю, что предупреждение как карательная санкция применимо в основном в тех случаях (помимо степени общественной опасности самого деяния), когда налицо неосторожная форма вины. Деяния с таким субъективным выражением менее вредны хотя бы уже потому, что противоправное поведение субъекта не носит ярко выраженный антиобщественный характер.

В то же время, устанавливая санкцию в статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, описывающих умышленное противоправное деяние, в виде предупреждения, законодатель рискует исказить карательный смысл такого административного наказания, в результате чего сама административная ответственность утрачивает подлинное содержание и из правового института превращается в правовую фикцию. Таким образом, законодатель должен обратить внимание прежде всего на саму дефиницию данного административного наказания, в основе которой должен быть обязательный учет характера административного правонарушения.

Штраф (нем. Strafe - наказание) - одна из юридических санкций в виде денежного взыскания за совершение лицом виновного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях.

Административный  штраф является самой популярной административной санкцией и выполняет  сразу несколько функций: карательную, превентивную и компенсационную, т.к. зачастую служит для пополнения бюджета  при неполучении каких-либо средств в случае совершения административного правонарушения.

Согласно статье 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается:

  • для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; (в случаях, предусмотренных статьёй 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года, — пятидесяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18, частью 4 статьи 20.2523 — трехсот тысяч рублей)
  • для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; (в случаях, предусмотренных статьёй 14.1.2 — ста тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 5.38, частями 1-4 статьи 20.2, статьями 20.2.2, 20.18 — шестисот тысяч рублей)
  • для юридических лиц — одного миллиона рублей; (в случаях, предусмотренных статьями 14.40, 14.42 — пяти миллионов рублей)

Административный штраф также  может выражаться в величине, кратной:

  1. стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  2. сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин;
  3. сумме незаконной валютной операции;
  4. сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании;
  5. сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке;
  6. сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;
  7. сумме денежных средств, не возвращённых в установленный срок в Российскую Федерацию;
  8. сумме неуплаченного административного штрафа;
  9. сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из оснований, предусмотренных  пунктами 1-7, не может превышать трёхкратный  размер стоимости предмета административного  правонарушения либо соответствующей  суммы или стоимости. Размер административного  штрафа, исчисляемого исходя из основания, предусмотренного пунктом 9, не может  превышать одну двадцать пятую совокупного  размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный  год, предшествующий году, в котором  было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

Информация о работе Система административных наказаний