Система административных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность проблем административной ответственности и административного наказания, а также развития этих правовых явлений обусловлена сегодня, по меньшей мере, тремя основными факторами: 1) экономическим – стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; 2) политическим – необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно-властных правовых отношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы административных наказаний…………..…….6
§1. Понятие и цели административного наказания……………………..…………...6
§2. Характерные черты административных наказаний, как мер юридической ответственности ……………………………………………………………………....12
ГЛАВА II. Виды административных наказаний и правила их назначения……....39
§1. Административные наказания, назначаемые во внесудебном порядке……….39
§2. Административные наказания, назначаемые исключительно в судебном порядке………………………………………………………………...........................49
§3. Обеспечение единства административных наказаний и правила их назначения…………………………………………………………………….……....84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....103

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2.docx

— 134.08 Кб (Скачать файл)

Конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей.

В отличие  от уголовного законодательства, предусматривающего наказание в виде конфискации  всего или части имущества  лица, совершившего преступление, в  КоАП РФ в качестве наказания применяется  конфискация строго определенных вещей  – орудий совершения или предметов  административного правонарушения. Однако КоАП РФ значительно расширил применение данного административного  наказания по сравнению с ранее  действовавшим КоАП РСФСР. Конфискация  орудий совершения или предметов  административного правонарушения предусмотрена более чем в 50 статьях  Особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного  наказания.

Резко расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут  быть денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная  продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная  продукция, не сертифицированные средства  связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

Однако  точно так же, как и при возмездном изъятии у граждан, чье существование  и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, для которых охота или рыболовство  – основной законный источник средств  к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы  и другие дозволенные орудия охоты  или рыболовства. Соответствующее  положение сформулировано в части 2 статьи 3.7. КоАП РФ, регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.

С учетом конституционного положения о невозможности  лишения имущества иначе как  по решению суда конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.

Подчеркну, что в статье 3.7. КоАП РФ, не содержится положения, согласно которому конфискован, может быть лишь предмет, находящийся  в личной собственности правонарушителя. Решение законодателя в данном случае основывается на правовой позиции Конституционного Суда РФ, который в связи с проверкой  норм таможенного законодательства пришел к выводу, что конфискация  как мера административной ответственности  применяется независимо от того, кем  является лицо, незаконно перемещающее товары и транспортные средства, - собственником  товаров и транспортных средств, покупателем, владельцем либо выступает  в ином качестве, достаточно в соответствии с законодательством для совершения с ними действий от своего имени, а  также независимо от того, установлено  лицо, совершившее таможенное правонарушение, или нет. Соответственно КоАП РФ допускает  конфискацию орудий и предметов  административного правонарушения, как у их собственников, так и  у других лиц, владеющих данными  предметами.

Не относится  к конфискации изъятие из незаконного  владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или  предмета административного правонарушения, которые:

  • подлежат в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;
  • изъяты из оборота либо находятся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежат обращению в собственность государства или уничтожению.

Постановление судьи о возмездном изъятии или  о конфискации вещи, явившейся  орудием совершения или предметом  административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством9, а постановление о возмездном изъятии или о конфискации оружия и боевых припасов – органами внутренних дел. Реализация возмездно изъятых или конфискованных вещей осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ10.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

В статье 3.8. КоАП РФ, определяющей лишение специального права как вид административного  наказания, в отличие от аналогичной  статьи 30 ранее действовавшего КоАП РСФСР не уточняется содержание специальных  прав, которых может быть лишен  гражданин. В Особенной части  КоАП РФ предусмотрено лишение права  на охоту; права на управление транспортным средством; самоходной машиной или  другими видами техники; на управление воздушным судном; судном на морском, внутреннем водном транспорте, маломерным судном.

Следует отметить, что в статьях 32.5. и 32.6. КоАП РФ упоминается лишение права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Таким образом, сейчас законодательством реально  предусмотрены административные наказания  в виде лишения специального права, только в отношении права на охоту  и права на управления транспортными  средствами.

Для управления транспортным средством, равно как  и для занятия охотой, необходимо наличие специального права. Так, чтобы  приобрести право на управление автотранспортными  средствами, необходимо сдать квалификационные экзамены и получить водительское удостоверение. Управление другими транспортными  средствами предполагает аналогичную  процедуру. Применить данный вид  административного наказания можно  лишь к физическому лицу, которому специальное право было ранее  предоставлено и которое этого  права не лишено или не утратило его по иным основаниям. Лишение  физического лица ранее предоставленного ему специального права фактически означает для него запрет заниматься соответствующим видом деятельности на определенный срок.

Подчеркну, что лишение специального права  устанавливается лишь за грубое или  систематическое нарушение порядка  пользования этим правом. Например, лишение права на управление автомототранспортными  средствами может быть назначено (причем только как альтернативное наказание  административному штрафу) за такие  нарушения Правил дорожного движения, как управление транспортным средством  водителем, находящимся в состоянии  опьянения; превышение установленной  скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час; нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного  средства, повлекшее причинение легкого  вреда здоровью потерпевшего, и др.

Срок  лишения специального права не может  быть менее одного месяца и более  трех лет. Так, в соответствии со статьёй 8.37. КоАП РФ нарушение правил охоты влечет в качестве возможного альтернативного наказания лишение права на охоту на срок до двух лет. Установленные же в настоящее время статьями Особенной части КоАП сроки лишения права на управление транспортными средствами находятся в пределах от одного месяца до одного года.

Лишение специального права назначается  только судьей. Это новое положение  законодательства об административных правонарушениях (до вступления в силу КоАП РФ лишение специального права, предоставленного физическому лицу, осуществлялось во внесудебном порядке).

Выше  отмечалось, что возмездное изъятие  или конфискация охотничьего  оружия, боевых припасов и других дозволенных  орудий охоты или рыболовства  является основным законным источником средств к существованию. Исходя из тех же посылок, законодатель определил  в части 4 статьи 3.8. КоАП РФ, что для  таких лиц не может применяться  и лишение специального права  в виде права на охоту.

Статьёй 3.8. КоАП РФ установлено также, что  лишение специального права в  виде права на управление транспортным средством не может применяться  к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев:

  • управления транспортным средством в состоянии опьянения;
  • уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
  • оставления указанным лицом в нарушение существующих правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Порядок исполнения постановления о лишении  специального права состоит в  следующем.

Постановление судьи о лишении права на управление транспортным средством, за исключением  трактора, самоходной машины и других видов техники, исполняется должностными лицами органов внутренних дел (ГИБДД). Постановлении судьи о лишении  права на управление трактором, самоходной машиной или другими видами техники  исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов  техники, - органов гостехнадзора Министерства сельского хозяйства РФ. Постановление судьи о лишении права на управление судном, в том числе маломерным, исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования судами, - органов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, государственной инспекции по маломерным судам, а также органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации.

Постановление судьи о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных  устройств исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный  надзор за связью. Постановление судьи  о лишении права охоты исполняется  должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением  правил охоты.

Исполнение  постановления о лишении права  на управление транспортным средством  или другими видами техники осуществляется путем изъятия соответственно водительского  удостоверения, удостоверения на право  управления судами или удостоверения  тракториста-машиниста (тракториста), если водитель, судоводитель или тракторист-машинист (тракторист) лишен право на управление всеми видами транспортных средств, судов и другой техники. Исполнение постановления о лишении права  на эксплуатацию радиоэлектронных средств  или высокочастотных устройств. Исполнение постановления о лишении  права на охоту осуществляется путем  изъятия охотничьего билета.

По истечении  срока лишения специального права  документы, изъятые у лица, подвергнутого  данному виду административного  наказания, подлежат возврату.

Течение срока лишения специального права  начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в  виде лишения соответствующего специального права. В случае уклонения лица, лишенного  специального права, от сдачи соответствующего удостоверения или иных документов срок лишения специального права  прерывается и начинается со дня  сдачи лицом либо изъятия у  него этих документов. Течение срока  лишения специального права в  случае назначения лицу, лишенному  специального права, административного  наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. Это один из наиболее строгих видов административных наказаний, который назначается и устанавливается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений.

В настоящее  время КоАП РФ предусматривает возможность  назначения административного ареста за совершение 10 видов административных правонарушений. К таким проступкам относятся грубые нарушения общественного  порядка, злостные посягательства на общественную безопасность, на порядок управления и т.д. В частности, это оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного  происшествия, участником которого он являлся (часть 2 статьи 12.27. КоАП РФ); неповиновение  законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы (статья 19.3.); мелкое хулиганство (статья 20.1.); организация либо проведение несанкционированных  собрания, митинга, демонстрации, шествия  или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или  пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ (часть 3 статьи 20.2.); демонстрация фашистской атрибутики или символики (статья 20.3.); нарушение требований режима чрезвычайного  положения (статья 20.5.); неуплата административного  штрафа в необходимый срок (статья 20.25.) и др.

Административный  арест устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения  или режима в зоне проведения контртеррористической  операции – до 30 суток. Если административному  аресту предшествовало административное задержание11 физического лица, совершившего правонарушение, то срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Арестованные  содержатся под стражей в специальных  приемниках органов внутренних дел  для лиц, арестованных в административном порядке. Арестованные обязаны выполнять  требования установленного режима их пребывания в этих приемниках. Порядок  содержания арестованных во время отбывания  административного ареста и особенности  соответствующего режима определены Положением о порядке отбывания административного  ареста12.

Административный  арест назначается судьей.

В статьях  Особенной части КоАП РФ, как и  в действовавшем ранее КоАП РСФСР, наряду с административным арестом  всегда предусмотрена альтернативная мера наказания, как правило, административный штраф в повышенном размере. В  этой связи судьи назначают арест, если считают, что применение иных предусмотренных  в соответствующей статье мер  наказания было в данном случае недостаточным  карательным воздействием на виновных.

Информация о работе Система административных наказаний