Система административных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность проблем административной ответственности и административного наказания, а также развития этих правовых явлений обусловлена сегодня, по меньшей мере, тремя основными факторами: 1) экономическим – стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; 2) политическим – необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно-властных правовых отношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы административных наказаний…………..…….6
§1. Понятие и цели административного наказания……………………..…………...6
§2. Характерные черты административных наказаний, как мер юридической ответственности ……………………………………………………………………....12
ГЛАВА II. Виды административных наказаний и правила их назначения……....39
§1. Административные наказания, назначаемые во внесудебном порядке……….39
§2. Административные наказания, назначаемые исключительно в судебном порядке………………………………………………………………...........................49
§3. Обеспечение единства административных наказаний и правила их назначения…………………………………………………………………….……....84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....103

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2.docx

— 134.08 Кб (Скачать файл)

Въезд в Российскую Федерацию иностранным  гражданам и лицам без гражданства  не разрешается, если они в период предыдущего пребывания были выдворены  за пределы Российской Федерации  в принудительном порядке, в течение  пяти лет со дня выдворения44.

Одним из видов административного  наказания лиц, совершивших административное правонарушение, является дисквалификация.

Наказание в виде дисквалификации  заключается в том, что лишает физическое лицо права:

– занимать руководящие должности  в исполнительном органе управления юридического лица;

– входить в совет директоров (наблюдательный совет);

– осуществлять предпринимательскую  деятельность по управлению юридическим  лицом.

Таким образом, закон ограничивает провинившегося руководителя в праве  занимать руководящие позиции.

В соответствии со ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация  может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные  функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также  к лицам, осуществляющим предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным  управляющим.

В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2000 N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»45 разъясняется, что именно включается в организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции органа юридического лица.

В соответствии с указанным документом организационно-распорядительные функции  включают в себя, например, руководство  коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или  службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение  дисциплинарных взысканий.

К административно-хозяйственным  функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и  распоряжению имуществом и денежными  средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Таким образом, обобщая весь перечень приведенных административно-хозяйственных  и организационно-распорядительных функций, можно заключить, что они  относятся к непосредственной компетенции  руководителя организации.

На основании п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде  и об охране труда должностным  лицом, ранее подвергавшимся административному  наказанию за аналогичное административное правонарушение, установлено наказание  в виде дисквалификации на срок от одного года до трех лет. То есть за первое нарушение законодательства о труде  и охране труда руководителя сразу  дисквалифицировать не смогут, его  лишь привлекут к ответственности  по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Для того чтобы дисквалифицировать руководителя, как разъяснил Пленум Верховного суда РФ Постановлением от 24.03.2005 N 5, должностным лицом должно быть повторно совершено такое же, а не любое другое нарушение законодательства о труде и охране труда. Например, первый раз должностное лицо не произвело  расчет при увольнении работника, а  второй раз – также не произвело  расчет при увольнении другого работника.

Нередки случаи, при которых возникает  вопрос: может ли руководитель быть привлечен к административной ответственности  за нарушение законодательства о  труде и об охране труда по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, если в одной организации  он был привлечен к ответственности  по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, а затем в  течение одного года совершил аналогичное  нарушение, являясь руководителем  в другой организации?

Ответ на данный вопрос был разъяснен  в Постановлении Президиума Верховного суда РФ от 29.11.2006. Так, в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено  административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному  наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Поскольку п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ наступление  административной ответственности  не ставится в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным  лицом на одном предприятии или  они совершены за время работы в разных организациях, руководитель, ранее привлеченный к административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем другой организации, может быть привлечен к ответственности  в соответствии с п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ вне зависимости от указанных  выше обстоятельств.

Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007 был разъяснен и  вопрос о том, может ли быть привлечено должностное лицо к административной ответственности по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в случае, если к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении истек годичный срок, в течение  которого это лицо считалось подвергнутым административному наказанию за совершение ранее аналогичного административного  правонарушения. Судьи подчеркнули, что для квалификации действий должностного лица по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ имеет значение совершение им нарушения законодательства о труде и об охране труда в  течение одного года со дня окончания  исполнения постановления о назначении административного наказания за аналогичное административное правонарушение. Истечение указанного годичного  срока к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении на квалификацию действий лица по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ не влияет.

Необходимо отметить, что в данной ситуации должностное лицо должно быть дисквалифицировано, так как срок, установленный нормой ст. 4.6 КоАП РФ, истек только на момент рассмотрения дела в суде, а не на момент совершения аналогичного правонарушения. Соответственно, если указанный срок истек к моменту совершения повторного правонарушения, данные действия квалифицировались по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Процедура привлечения к административной ответственности руководителя компании содержит последовательные, связанные  между собой действия.

Производство по делу об административном правонарушении по п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ могут  инициировать должностные лица Федеральной  инспекции труда в форме протокола  или прокурор, который выносит  постановление о возбуждении  дела об административном правонарушении.

Необходимо упомянуть о сроках давности привлечения к административной ответственности. Так, в соответствии с п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в  виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности  не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – не позднее одного года со дня его обнаружения.

Как правило, нарушение законодательства о труде и охране труда относится  к категории длящихся правонарушений. Под термином «длящееся правонарушение»  законодатель понимает правонарушение (действие или бездействие), которое  выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом, и характеризуется непрерывным  осуществлением состава определенного  противоправного деяния.

Протокол об административном правонарушении является основным документом, на основании  которого принимают решение по делу об административных правонарушениях. Он составляется немедленно после выявления  совершения административного правонарушения в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ. В  протоколе фиксируют сведения о  совершенном правонарушении и данные лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

В протоколе, в частности, должны быть указаны:

– дата и место его составления;

– должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;

– фамилии, имена, отчества, адреса места  жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;

– место, время совершения и событие  административного правонарушения.

Протокол подписывает составившее  его должностное лицо. Свою подпись  должен поставить также руководитель, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае его отказа в протоколе  делается соответствующая запись.

В течение трех суток протокол должен быть передан на рассмотрение судье, так как административное наказание  в виде дисквалификации назначается  только судом.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судья  выносит постановление (решение) о  назначении административного наказания  либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении46.

Копия вступившего в силу постановления  о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо в его территориальный орган.

В соответствии с постановлением Правительства  РФ от 11.11.2002 N 805 «О формировании и ведении  Реестра дисквалифицированных лиц» Реестр дисквалифицированных лиц формируется  и ведется Министерством внутренних дел Российской Федерации и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов  Российской Федерации в целях  обеспечения учета дисквалифицированных лиц, а также для обеспечения  заинтересованных лиц информацией  о дисквалифицированных лицах.

В Реестре указываются следующие  сведения о дисквалифицированном лице:

– фамилия, имя, отчество, дата и место  рождения, место жительства;

– в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;

– дата совершения правонарушения, его  суть и квалификация (указывается  статья КоАП РФ), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;

– срок дисквалификации;

– даты начала и истечения срока  дисквалификации;

– наименование суда, вынесшего постановление  о дисквалификации;

– сведения о пересмотре постановления  о дисквалификации;

– основания исключения из реестра  дисквалифицированных лиц;

– дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

В соответствии со ст. 32.11 КоАП РФ после  вступления в законную силу постановления  суда оно должно быть немедленно исполнено  лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения  управления юридическим лицом.

Исполнение постановления о  дисквалификации руководителя компании производится путем прекращения  с ним трудового договора (контракта). Запись в трудовой книжке дисквалифицированного  руководителя будет выглядеть следующим  образом:

«Уволен в связи с дисквалификацией (административным наказанием), исключающей  возможность исполнения обязанностей по трудовому договору, пункт 8 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации».

В случае если дисквалифицированное лицо в течение срока дисквалификации  осуществляет деятельность по управлению юридическим лицом на прежней  работе, а равно на новом месте  работы, то в соответствии со 14.23 КоАП РФ руководителю грозит наложение административного  штрафа в размере 5000 руб.

А заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его  действия влечет наложение административного  штрафа на юридическое лицо в размере  до 100 тыс. руб.

Обязательные работы заключаются  в выполнении физическим лицом, совершившим  административное правонарушение, в  свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно  полезных работ. Обязательные работы назначаются  судьей.

Обязательные работы устанавливаются  на срок от двадцати до двухсот часов  и отбываются не более четырех  часов в день.

Обязательные работы не применяются  к беременным женщинам, женщинам, имеющим  детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также  к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной  службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. 

Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым  назначено административное наказание  в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного  на осуществление функций по принудительному  исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка  деятельности судов. Виды обязательных работ, для выполнения которых требуются  специальные навыки или познания, не могут определяться в отношении  лиц, не обладающих такими навыками или  познаниями.

Обязательные работы выполняются  лицом, которому назначено административное наказание в виде обязательных работ, на безвозмездной основе.

Информация о работе Система административных наказаний