Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 18:56, шпаргалка

Описание работы

Понятие, основные черты и функции государственного управления.
Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения.

Файлы: 1 файл

админ право.docx

— 150.42 Кб (Скачать файл)

индивидуальные акты могут быть обязывающими, запрещающими, управомочивающими, поощряющими, содержащими отказы.

3. Общие акты либо содержат  общие кратковременные предписания (о переносе выходного дня, об очередном призыве на военную службу и т. д.), либо содержат общие требования (повысить требовательность, усилить внимание к определенным категориям дел, бережнее относиться, экономить ресурсы, больше внимания уделять многодетным семьям и т. д.), либо разъясняют что-то.

4. В смешанных актах одновременно  содержатся нормы права и правоприменительные решения либо даже еще и общие требования.

II. По форме различают  акты письменные, устные, конклюдентные. Письменные являются разновидностью служебных документов. Устные акты широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, на транспорте, в воинских частях. Конклюдентные акты находят внешнее выражение в жестах работника ГИБДД, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.

III. По функциональной  роли можно различать акты  плановые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и иным общим функциям административной деятельности. Довольно часто решения исполнительной власти связаны сразу с несколькими функциями администрации, они полифункциональны.

IV. В зависимости от  объема полномочий субъекта власти, его правовой связанности различаются:

•   дискреционные АГА, принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица (например, при приеме на службу).

Свободное усмотрение означает возможность выбора в широких пределах, установленных правовыми нормами. В силу недостаточной полноты или конкретности правовых норм, наличия в них оценочных понятий, у правоприменителя существует возможность принимать во внимание разнообразные факторы, а следовательно, выбирать решение из большого числа возможных и законных вариантов;

•   акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких названных в норме права вариантов (например, при рассмотрении дела о мелком хулиганстве начальник ОВД вправе оштрафовать виновного, направить дело в суд, передать на рассмотрение администрации, общественных организаций по месту работы, учебы гражданина, прекратить дело и ограничиться устным замечанием);

•   акты «связанной администрации», принимаемые при отсутствии возможности выбора (прием в вузы по результатам конкурса, назначение пенсий, применение абсолютных санкций и т. д.).

V. По степени сложности  решения АГА могут быть простыми (рутинными), сложными и уникальными (например, о строительстве атомной электростанции, о выводе войск из Афганистана).

VI. В зависимости от  даты начала действия нужно  различать акты, вступающие в  силу:

•   немедленно (по общему правилу), с даты подписания, принятия;

•   с даты, указанной в самом акте;

•   в срок, указанный в другом акте;

•   после государственной регистрации и официального опубликования. С этой даты вступают в силу нормативные акты центральных органов Федерации, затрагивающие права граждан или носящие межведомственный характер.

VII. В зависимости от  порядка принятия различают акты  коллегиальные (принимаемые простым или квалифицированным большинством от общего числа членов коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании) и единоличные. Последних намного больше, но чаще всего единоличные акты оформляют, придают властный характер мнению большой группы лиц, которые

готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект.

VIII. Если анализировать  акты в зависимости от объекта  организационного воздействия, то полезно учесть решения по сельскому хозяйству, обороне, охране общественного порядка, здравоохранению, административной опеке и другим вопросам.

 

  1. Административный договор: понятие, правовая характеристика.

Адм. договор – это соглашение двух или более субъектов АП, влекущее установл-е, изм.-е и прекращение адм. прав и обяз-стей. Органы исп. власти (Прав. РФ, центр. федер. органы РФ, органы субъектов РФ) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры РФ с ее субъектами.

     По предметному критерию различают:

а) договоры о компетенции (разграничение и делегирование полномочий и предметов ведения);

б) договоры в сфере управления гос. собственностью;

в) договоры, обеспечивающие гос. нужды;

г) контракты с гос. служащими, студентами;

д) финансовые и налоговые соглашения;

е) договоры о взаимодействии и сотрудничестве;

ж) различного рода концессии и инвестиционные соглашения;

з) договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (содействие занятости населения, коммунальные услуги, перевозка в общ. транспорте).

 

  1. Понятие и система методов управления.

Методы управления – способы приведения в действие, использования средств и всего механизма управления. Методы управления – способы реализации функций менеджмента. Методы управления устанавливают ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно эффективное выполнение функций и обязанностей.

Выбор методов управления: методы управления выбираются и используются в зависимости от сочетания функций управления и от выбора его инструментов. Выбор методов управления зависит от: масштаба управления, целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и реального наличия тех или иных средств (инструментов) управления.

Методы управления классифицируют следующим образом:

1) по характеру воздействия на объект управления –экономические (материальные),организационно-распорядительные (административно-правовые), социально-психологические(похвала, благодарность, уважение);

2) по способу мотивации объекта управления – материальной, властной и социально-психологической мотивации;

3) по форме воздействия – прямого (непосредственного) и косвенного (опосредованного)воздействия;

4) по масштабу использования – общие (основные) и частные (конкретные);

5) по источнику управляющего воздействия – централизованные и децентрализованные;

6) по продолжительности воздействия – долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;

7) по способу выработки управляющего воздействия – единоличные, коллегиальные, коллективные.

 

  1. Административное принуждение: понятие, основные признаки и классификация.

Адм. принужд. используется как средство обеспеч. и охраны правопорядка в сфере гос. управл-я, выполняет карательную функцию. Адм.принужд. как метод управл-я состоит в психич., материальном или физич. воздействии на сознание и поведение людей.

Адм. принужд. присущи следующие признаки:

а) применяется на основе закона. Нормами права регулируется, какие меры, при каких усл-ях, в каком порядке, кем могут применяться. четкая регламентация принуд. мер необходима для соблюд-я принципов неприкосновенности личности, жилища и личн. собственности граждан;

б) осущ-ся посредством юрисдикционных, правоприменительных актов;

в) персонифицировано, т.е. применяется только к конкретным субъектам права, нарушившим адм.-правовые нормы;

г) внесудебн. порядок применения. Использование адм.-принуд. Мер отнесено к компетенции соотв. исполнит. органов (должн. лиц), кот. непосредств. реализуют их без обращения в суд. Однако в соотв. с рос. зак-вом отд. меры адм. принуждения используются нар. судами – это относится к случаям наложения наиболее строгих адм. наказаний за соверш. адм. правонарушений.

д) прмен-ся в целях обеспеч. адм.-правовых норм, кот. формулируют общеобязат. правила поведения в сфере гос. упр-я, не имеющие ведомственных границ (правила безоп-сти дор. движения, обеспеч. санитарной безоп-сти).

     Адм. принужд. применяют:

а) исп. органы, уполномоченные на осущ. правоохранительных функций в сфере гос. упр-я (ОВД, контрольно-надзорные органы);

б) исполн. органы, кот. наделены спец. полномоч. по осущ-ю адм. власти;

     По целевому назначению меры адм. принуждения подразеляются:

а) на адм.-принудит. меры. Меры адм. предупрежд. используются в целях предупреждения правонарушения в сфере гос. упр-я, предотвращения обстоятельств, угрожающих общ. безоп-сти.

б) адм.-пресекат. меры – способы и средства принудит. возд-вия, применяемые в целях прекращения противоправного деяния и предотвращения наступления общественно опасных последствий;

в) меры адм. отв-ти (адм. наказания). Адм. наказание – установленная гос. мера отв-ти за соверш. адм. правонаруш-я, примен-ся в целях предупр-я соверш-я новых правонаруш. как самим правонарушителем, так и др. лицами. Адм. наказание не может иметь своей целью унижение чел. достоинства физ. лица, совершившего адм. правонарушение, или причинение ему физ. страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юр. лица.

     По субъекту принуждения различают:

а) гос.-правовое принуждение;

б) общ.-правовое принуждение.

 

  1. Правовая характеристика административно-предупредительных мер.

Административно-предупредительные меры - меры административного принуждения, применяемые уполномоченными органами государственной администрации и должностными лицами в целях предупреждения правонарушений и других угроз общественным, государственным и личным интересам. Меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. в результате односторонней властной деятельности. АПМ не связаны с совершением правонарушения, они предотвращают его совершение и поэтому предшествуют применению иных мер принуждения. Они используются различными субъектами, имеющими компетенцию контрольно-надзорного характера.  
Основанием для применения может служить предположение о намерении лица совершить административное правонарушение либо другое противоправное деяние. 
Виды административно-принудительных мер: 
- удаление граждан с места совершения правонарушения или происшествия; 
- оцепление (блокирование) участков местности, временное ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах; 
- недопущение граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывание граждан покинуть их или остаться там; 
- временное закрытие пунктов пропуска через государственную границу; 
- введение карантина в организациях и на объектах; 
- принудительное медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение и изоляция лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, или тяжелыми психическими расстройствами; 
- временное отстранение от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства; 
- доставление в медицинское учреждение либо в дежурные части органов внутренних дел и содержание в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах или жилых помещениях в состоянии опьянения; 
- личный досмотр лиц, досмотр находящихся при них вещей; 
- предполетный и послеполетный досмотр пассажиров, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.

 

 

  1. Правовая характеристика мер административного пресечения.

Адм.-пресекат. меры – способы и средства принудит. воздействия, применяемые в целях прекращ. противоправного деяния и предотвращ. наступл-я вредных последствий.

     В завис-ти от целей, хар-ра, объекта возд-я адм.-пресекат. меры подразд-ся:

а) на меры, применяемые к нарушителю – физ. лицу (требование прекратить противопр. действия и др.);

б) меры,применяемые к нарушителю – юр. лицу;

в) меры имущественного хар-ра (изъятие огнестр. оружия);

г) меры эпидемиологич. хар-ра;

д) меры финансово-кредитного хар-ра (налож ареста на банковские счета организац.).

Меры административного пресечения используются как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение его вредных последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности. По своей цели меры административного пресечения отличаются от административных взысканий и административно-предупредительных мер. Главная их цель состоит в прекращении противоправного поведения, устранении противоправной ситуации, принуждении правонарушителя вести себя правомерно, в рамках установленных

правил.

В других случаях основанием для применения меры пресечения служит конкретный административный поступок (например, мелкое хулиганство), в-третьих - систематические нарушения, антиобщественный образ жизни (например, занятие проституцией  или появление в

общественных местах в нетрезвом виде)”. Отдельные авторы считают, что меры административного пресечения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Во всех случаях они являются средством охраны общественных отношений от уже совершенных или возможных посягательств на них.

Основное назначение мер пресечения в системе правоохранительных средств состоит в принудительном прекращении противоправных действий. Прекращение таковых действий путем применения мер пресечения сближает последние с административно-предупредительными мерами.

Меры административного пресечения могут применяться как самостоятельно (закрытие в связи с антисанитарным состоянием предприятия общественного питания), так и в совокупности с административными взысканиями, при этом они обеспечивают возможность взыскания и как правило им предшествуют (задержание нарушителя общественного порядка с последующим наложением на него административного штрафа).

Исходя из вышеизложенного можно выделить следующие особенности мер административного пресечения:

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"