Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 18:56, шпаргалка

Описание работы

Понятие, основные черты и функции государственного управления.
Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения.

Файлы: 1 файл

админ право.docx

— 150.42 Кб (Скачать файл)

     Государственный комитет РФ, федеральная комиссия РФ – ФОИВ, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности и возглавляемые председатель ГК или ФК.

     Федеральная служба РФ, российское агентство, федеральный надзор РФ – ФОИВ, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах. ФС РФ возглавляет руководитель (директор), РА – генеральный директор, ФН РФ – начальник.

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним по вопросам, закреплённым за ним КРФ и законами, утверждаются Президентом РФ, а о других федеральных органах исполнительной власти – Правительством РФ. Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и

территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством РФ.

Статусу каждого органа исполнительной власти соответствует порядок назначения его руководителей. Так, федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители федеральных министров назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством РФ или в соответствии с законами.

Назначение на должность и освобождение от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме федеральных министров и руководителей органов, подведомственных Президенту РФ, осуществляется Правительством РФ.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закреплённым за ним К РФ и законами, назначаются на должность и освобождаются от должности в особо устанавливаемом порядке.

 

 

  1. Административный статус органов исполнительной власти субъектов РФ.

Система и формы исп. власти в республиках поредел-ся их Конституциями, законами и иными актами; других субъектов РФ – их уставами и иными правовыми актами, принимаемыми в соотв. с законами и указами През. РФ.

В субъектах РФ действуют органы исп. власти общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.

В систему гос. власти субъектов РФ входят:

а) президенты; б) главы субъектов РФ или главы их администраций.

Президенты, главы субъектов или главы их администраций обладают широкими полномочиями в сфере исп. власти.

Органы общей компетенции:

а) прав-ва республик, образуемые либо представительными органами, либо Президентами, либо на основании сочетания выборности;

б) администрации краев, областей, авт. области, авт. округов.

     Комплекс полномочий этих органов закреплен зак-вом субъектов РФ и включает в себя:

а) разработку и представление на утверждение представительному органу бюджета, обеспечения его исполнения;

б) распоряж. и управл. имущ-вом; в) разраб. и реализац. программ в сфере упр-я;

в) осущ-е мер по обеспеч. законности, прав и свобод граждан, охране общ. порядка;

г) принятие правовых актов.

Органы отраслевой и межотраслевой компетенции:

а) министерства; б) комитеты; в) службы; г) инспекции; д) гл. управления и др.

Их структура, порядок формирования, полномочия, организация деят-ти опред-ся

норм. актами соответствующих субъектов РФ.

 

  1. Государственная служба: ее сущность и принципы.

Служба – вид общественно-полезной деятельности по отправлению определенных  полномочий.

     Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

     Виды службы:

а) Государственная (федеральная, служба в субъектах РФ, в милитаризованных органах);

б) Гражданская (муниципальная, служба в государственных организациях и учреждениях, в аппаратах политических партий, общественных объединений, некоммерческих организациях, на частных предприятиях и др.).

в) Гос. служба субъектов РФ, находящаяся в их ведении.

     К гос. службе относится исполнение должностных обяз. лицами, заменяющими гос. должности категорий «Б» и «В». Лица категории «А» - первые лица в гос. аппарате – не несут гос. службу, гос. служащими не явл-ся, хотя все они занимают гос. должности и выполняют в силу этого гос. Полномочия руководящего и направляющего воздействия.

     Принципы гос. службы.

а) верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;

б) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;

в) единство системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

г) разделение законодательной, исполнительной и судебной власти;

д) равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

е) обязательной для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;

ж) единство основных требований, предъявляемых к государственной службе;

з) профессионализм и компетентность государственных служащих;

и) гласность в осуществлении государственной службы;

к) ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей,

л) внепартийность государственной службы;

м) отделение религиозных объединений от государства;

н) стабильность кадров государственных служащих в государственных органах.

 

 

  1. Административно-правовой статус государственных служащих.

Служащий - это лицо, связанное с аппаратом (органом) управления отношениями службы, т.е. лицо, предоставляющее за вознаграждение (жалование) свои личные профессиональные или технические услуги для осуществления управленческим аппаратом возложенных на него функций. Отношения службы связаны с определенным видом социальной деятельности - управленческой деятельностью, которая осуществляется как в государственной, так и негосударственной сфере (муниципальная служба, служба в платном аппарате коммерческих и

некоммерческих организаций).

     Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она включает федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ, и государственную службу субъектов Федерации, находящуюся в их ведении. Административная правосубъектность государственного служащего возникает с момента замещения (занятия) им определенной должности. Статус должности определяет объем

правосубъектности служащего, его социально-правовое положение. Должность - первичная социально-организационная структурная единица государственного органа или учреждения, определяющая служебное место и роль замещающего ее лица, комплекс его прав и обязанностей, а также требования к профессиональной подготовке.

  Государственные должности  в соответствии с Законом "Об  основах государственной службы  РФ" 1995 г. подразделяются на три  вида:

Государственные должности категории:

"А" (политико-судебные) - должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий определенного государственного органа (должности Президента РФ, Председателя Правительства РФ, председателей палат Федерального собрания РФ, руководителей органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутатов, министров, судей и др.);

"Б" - должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А" (должности помощников (советников) Президента, Председателя Правительства, Председателя Государственной думы, министра и т.д., руководителя администрации Президента РФ, руководителей Аппаратов Правительства, Федерального собрания, Верховного суда и т.д.);

"В" - это должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий (должности начальников управлений и отделов в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства и т.д., заместителей министров, начальников департаментов, управлений отделов федеральных органов исполнительной власти, других сотрудников этих органов и т.д.).

Перечень государственных должностей дается в Реестре государственных должностей РФ, утверждаемом Президентом. К государственным служащим относятся лица, замещающие государственные должности категорий "Б" и "В", которые называются государственные должности государственной службы. Эти лица образуют разряд государственных служащих, которых в зарубежных странах принято называть чиновниками. Их следует отличать от лиц, находящихся на службе у государства и действующих на основе договора (контракта) - работников государственных учреждений и предприятий (преподаватели, почтовые служащие и т.д.). Лица, замещающие должности категории "А" - первые лица в государственном аппарате - не относятся к разряду государственных служащих - чиновников, поскольку замещают важнейшие политико-судебные должности.

  Государственные должности  государственной службы, т.е. должности  государственных служащих, подразделяются  в иерархическом порядке на  пять групп:

-высшие государственные должности  государственной службы

(5-я группа);

- главные государственные должности (4-я группа);

- ведущие государственные должности (3-я группа);

- старшие государственные должности (2-я группа);

- младшие государственные должности (1-я группа).

Должность - это пост государственного служащего, которому соответствует его определенный квалификационный разряд (классный чин или ранг).

Квалификационный разряд (чин или класс) отличается от должности "титулом", дающим его обладателю право занимать одну из должностей, соответствующую этому рангу. В свою очередь, квалификационный разряд (чин) государственному служащему присваивается при замещении им должности определенной группы.

  Федерации государственным  служащим могут быть присвоены  следующие квалификационные разряды (классные чины):

- действительный государственный  советник РФ 1, 2 и 3-го класса - государственным  служащим, замещающим высшие государственные  должности государственной службы;

- государственный советник РФ 1, 2 и 3-го класса - государственным  служащим, замещающим главные государственные  должности государственной службы;

- советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным  служащим, замещающим ведущие государственные  должности государственной службы;

- советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным  служащим, замещающим старшие государственные  должности государственной службы;

- референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным  служащим, замещающим младшие государственные  должности государственной службы.

Для отдельных видов государственной службы могут устанавливаться свои квалификационные разряды, воинские звания, дипломатические ранги.

Административно-правовой статус государственных служащих включает их права, обязанности, ограничения, налагаемые в связи с прохождением службы, и ответственность.

  Он характеризуется рядом  специфических особенностей:

- права и обязанности государственных  служащих устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых они состоят на  службе;

- деятельность государственных  служащих носит официальный характер  и подчинена осуществлению задач  и функций, возложенных на соответствующий  орган;

- властные полномочия государственных  служащих основаны на правовых  нормах и характеризуются императивностью  и неотчуждаемостью, т.е. не могут передаваться ими для осуществления какому-либо другому лицу без наличия соответствующего правового предписания;

- осуществление служебных прав  и обязанностей гарантируется  законодательством;

- законные предписания и требования  государственных служащих обязательны  для всех, кому они адресованы.

Права и обязанности государственных служащих подразделяются на общегражданские и служебные. Общегражданские права и обязанности государственных служащих идентичны правам и обязанностям других граждан, однако они могут быть ограничены законом в интересах нормального функционирования государственной службы. Служебные права делятся на общие для всех государственных служащих и специальные, обладание которыми зависит от замещения

конкретной должности.

К общим служебным правам государственных служащих относятся, в частности, такие права:

- знакомиться с документами, определяющими  их права и обязанности по  занимаемой государственной должности  государственной службы, критериями  оценки качества работы и условиями  продвижения по службе, а также  с организационно-техническими условиями, необходимыми для исполнения  ими должностных обязанностей;

- получать в установленном порядке  информацию и материалы, необходимые  для исполнения должностных обязанностей;

- посещать в установленном порядке  для исполнения должностных обязанностей  предприятия, учреждения и организации, независимо от форм собственности;

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"