Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 18:56, шпаргалка

Описание работы

Понятие, основные черты и функции государственного управления.
Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения.

Файлы: 1 файл

админ право.docx

— 150.42 Кб (Скачать файл)

правонаруш., совершенные на территории РФ иностр. гражданами, кот. Согласно действующим законам и междунар. договорам пользуются иммунитетом от адм. юрисдикции РФ разрешаются дипломатич. путем.

Зак-во различает иностр. граждан, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории РФ, а также проезжающих через территорию РФ транзитом. Иностр. граждане, находящиеся на терр. РФ, если они имеют разрешение и вид на жительство, выданное органами внутренних дел, - постоянно проживающие. Иностр. граждане, находящиеся на терр. РФ на иных законных основаниях, - временно пребывающие.

     Особенности правосубъектности лиц, находящ. на терр. РФ и не являющихся ее гражданами:

а) ин. граждане и лица б/гражд. не могут быть гос. служащими, занимать некот. должности, работать в ОВД;

б) ин. граждане и лица б/гражд. не допускаются к деят-ти, связ. с гос. тайной.

в) на ин. гражд. и лиц б/гражд. не распростран. воинская обязанность;

г) за ряд правонаруш. к отв-сти могут привлекаться только ин. гражд. и лица б/гражд.

д) только к иностр. гражданам и лицам б/гражд. применяется такое адм. наказание, как выдворение;

е) ин. граждане и лица б/гражд. проживают и осуществляют свою деят-ть на основании спец. док-тов.

ж) для ин. гражд. могут быть установлены огранич-я в передвиж. и выборе места жит-ва;

з) по территории, открытой для иностранцев, они могут свободно перемещаться при условии уведомления об этом органов внутр. дел. По прибытии в пункт назначения они должны зарегистрировать свое временное пребывание;

е) при наличии обст-тв, установленных зак-вом, выезд из России может быть не разрешен.

 

  1. Понятие, основные признаки и система органов исполнительной власти.

Орган исп. власти  - это самостоятельная структцрная единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции гос.управления в пределах предоставленных ей полномочий в определенной сфере, предмете (объекте) гос-ого ведения.

    

Признаки органов исполнительной власти:

  1. Наличие административной правоспособности и дееспособности (возникают с момента образования, прекращается с моментом упразднения).
  2. Порядок образования, деятельности и компетенция закреплены в соответствующих законах.
  3. Осуществляют организационно-распорядительную деятельность.
  4. Образуются и подотчётные вышестоящим органам.

 Администр. парвоспособность и дееспособность органов исполн. власти возник. одновр. с их образованием и опред. компетенции; прекращ-ся в связи с их упразднением.

Образование, структура, порядок деят-сти и компетенция орг. исп. власти (их задачи, функции, права и обяз-сти, формы и методы деят-сти) определены и закреплены в соотв. законах, положениях и иных норм. актах.

Орг. исп. власти: а) осущ-ют организационно-распорядительную деят-ти; б)наделены оперативной самостоятельностью; в) имеют постоянные штаты; г) образ-ся вышестоящ. органами; д) подотчетны и подконтрольны вышестоящ. орг. исп. власти.

     Адм.-правовой статус орг. исп. власти как статус коллект. Субъекта состоит из след. блоков:

     целевого (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деят-сти;

     организационно-структурного (предусматривает правовые предписания, регламентирующие: порядок образ-я, реорганизац. и ликвидации; структуру;

линейную и функциональную подчиненность);

     компетенционного  - совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и т.д.).

     Виды:

     1. В соотв. с федеративным гос. устр-вом различают:

а) федеральные органы исп. власти;

б) органы исп. власти субъектов РФ.

2. В завис-сти от объема и хар-ра компетенции:

     органы общей  компетенции, кот. осущ-ют управление большинством отраслей их сферы деят-сти;

     органы спец. компетенции – кот. осущ. отраслевое, межотраслевое (функциональное) или смешанное управление;

     органы отраслевой компетенции – осущ. рук-во отдельными сферами или отраслями управл-я.

     органы внутриотраслевой компетенции – руководят в рамках отраслей порученными участками работ (напр., территор. органы федеральных министерств);

     органы межотраслевой (функциональной компетенции) – выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер упр-я;

     органы смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деят-сти.

     3. В завис-стиот организац.-правовой формы.

Организац.-правовая форма – признак, по кот. органы исп. власти подраздел-ся на: правительства, министерства, гос. комитеты, комитеты, службы, гл.управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т.д.

4. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исп.

Власти подраздел-ся:

а) на единоначальные – органы, в кот. решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю;

б) коллегиальные – организационно и юридич. объединен. группы лиц, кот. принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. В колл. органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной отв-стью за их исполнение, за рук-во порученными участками войны.

 

  1. Правительство РФ – высший орган федеральной исполнительной власти (порядок образования, состав, компетенция, отставка).

Прав. РФ – это коллегиальный орган, который возглавляет систему исп. власти РФ и издает адм.-правовые акты от своего имени.

     Состав Прав. РФ, порядок его формирования, цели, основные напр-я деят-ти, полномочия, взаимоотнош-я с Президентом и Фед. Собр. Регламентируется Конст. РФ.

Согласно ст. 110 Конст. Прав-во РФ состоит из Председателя Пр-ва РФ, заместителей Председателя Пр. РФ и фед. министров.

Конст. РФ предусматривает следующие полномочия Прав. РФ:

а) разработка и представление Гос. Думе фед. бюджета и обеспечение его исполнения;

б) проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) проведение в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, Здравоохр., соц. обеспечения, экологии;

г) управление фед. собственностью;

д) реализация мер по обеспеч. обороны страны, гос. без-сти, внешней политики РФ;

е) обеспеч. законности, прав и свобод граждан;

ж) охрана собственности и общ. порядка, борьба с преступностью;

з) иные полномочия, возложенные на него Конст. РФ, фед. законами, указами Пр.РФ.

Деятельность правительства регулируется ФКЗ «О Правительстве РФ» от 17.12.97г. № 2-ФКЗ. В соответствии с КПФ Правительство РФ осуществляет исполнительную власть. До последней конституции формулировки были другими: Правительство называлось высшим исполнительным органом государственной власти.

В состав правительства  входят (по КРФ): председатель, заместители, федеральные министры. Из всего состава правительства особыми полномочиями обладает председатель, который назначается Президентом с согласия ГД, которая должна в течении 1 недели рассмотреть предложение о кандидатуре на этот пост.

Две формы прекращения деятельности Правительства - сложение полномочий, отставка. Если Правительство плохо осуществляет исполнительную в, то власть парламенте может быть поставлен вопрос о доверии правительству. ОТСТАВКА ПРАВИТЕЛЬСТВА:

Правительство само принимает решение об отставке:

не справляется

не хватает интеллектуальных способностей

не может согласиться с популистскими решениями законодателей.

Президент принимает или отклоняет отставку.

Президент принимает решение об отставке правительства РФ

Правительство отправлено власть отставку Президентом под давлением Государственной Думы.

Конституцией России предусмотрен вариант ухода правительства, когда его председатель не согласен со своими министрами. (? о доверии)

     Компетенция  Председателя по КРФ: а) представляет предложения Президенту о структуре ФОИВ; б) предлагает кандидатуры на должность заместителей председателя правительства и федеральных министров; в) определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу; г) представляет правительство в МО, подписывает решения правительства и выполняет иные полномочия.

Компетенция Правительства не может быть определена предметно, то есть определяются предметы ведения по которым работает правительство: а) разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его

исполнение, предоставляет отчет по его выполнению; б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения и экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж)осуществляет иные полномочия возложенные конституцией, законами и указами президента (ст. 114 КРФ).

Основной формой работы правительства являются заседания. На заседаниях решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и культурной деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 членов, решения принимаются большинством голосов. В качестве постоянного органа действует президиум правительства в составе председателя, заместителей, ряда министров  (финансов, кономики, ИД, обороны, безопасности, внутренних дел, председателей госкомитетов, и руководителей аппарата Президента).

Основными актами Правительства являются пост-я и распоряжения, которые должны соответствовать КРФ, законам и указам Президента. В случае противоречия пост-я правительства могут быть отменены президентом РФ. Регламент заседаний Правительства и Президиума: Заседания проводятся не реже 1 раза в квартал, заседания Президиума - по мере необходимости. Проект повестки заседания правительства и его президиума формируется руководителем аппарата, по согласованию с замами председателя правительства и представляется председателю правительства, за 5 дней присылается участникам. На заседании участвуют члены правительства, другие лица, которые указываются в законе, также приглашенные. Заседание считается правомочным, если не менее 2/3. На заседаниях президиума участвуют члены президиума, приглашенные лица и заседания правомочны, если присутствует более 1/2. Заседания проводятся председателем или 1 заместителем. Решения - большинством голосов присутствующих. Решение президиума - большинством голосов от общего числа его членов. По вопросам, рассмотренным на заседании принимаются пост-я и распоряжения.

 

 

 

  1. Административно-правовой статус федеральных органов исполнительной власти (министерство, федеральных служб и агентств).

Согласно Указу През. РФ от 14.08.1996 г. № 1176 сист. фед. орг. исп. Власти составляют министерства РФ (фед. мин-ва) и иные фед. органы исп. власти (гос.комитеты РФ, фед. комиссии РФ, фед. службы РФ, росс. агентства, федер. надзоры РФ, а также Управл. делами През. РФ). Центр. орг. исп. Власти функционируют в экономич., соц.-культурной и адм.-политич. сферах. Структура фед. органов исп. власти утверждена Указом Презид. РФ от 17 мая 2000 г. № 867.

     Орган исполнительной власти – это организационный коллектив, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность, наделённый оперативной самостоятельностью, имеющий постоянный штат, образующийся вышестоящим органом, подотчётный и подконтрольный вышестоящему органу исполнительной власти, образование, структура и порядок деятельности которых регламентируется в основном нормами адм. права.

В ст.110 КРФ прямо устанавливается, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. КРФ не устанавливает критериев, по которым те или иные органы государственной власти относятся к власти исполнительной. Но к пониманию этого можно прийти логически, если вычесть из всех федеральных органов государственной власти законодательные и судебные, а также органы с особым статусом (Прокуратура РФ, ЦБ РФ, СП РФ, ЦИК). Оставшиеся органы и составляют систему органов исполнительной власти, которые сегодня закреплены Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов ИВ» № 867 от 17.05.2000г.

Кроме этого в соответствии с ч.2 ст.77 КРФ ФОИВ и органы ИВ субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Таким образом, в отличие от законодательной власти ИВ в РФ носит единый характер, что предопределяет объём полномочий Правительства РФ (организует исполнение принимаемых ФС РФ законов, международных договоров; осуществляет контроль за исполнением этих актов ОИВ РФ и её субъектов, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства).

КРФ не предусматривает закрепления системы федеральных органов исполнительной власти в федеральном законе, и только в ФКЗ «О Правительстве РФ» установлено такое правило. Поэтому такая система устанавливается указами Президента РФ.

Система ФОИВ включает в себя: Правительство РФ; министерства РФ (24);

государственные комитеты РФ (6); федеральные комиссии России (2); федеральные службы России (13); российские агентства (8); федеральные надзоры России (2);

иные федеральные органы исполнительной власти (3).

     Министерство РФ – ФОИВ, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных законами, указами и пост-ями, деятельность в этой сфере иных ФОИВ. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ федеральный министр.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"