Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 10:11, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право".

Файлы: 1 файл

АП семинар 13.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

1. Понятие, признаки  и виды дисциплинарного принуждения.  Дисциплинарная ответственность  как вид дисциплинарного принуждения.

 

Принуждение является в  полной мере правовым, подчиняется  общим принципам права, применяется  на основе строгой правовой регламентации, нормативного установления оснований, порядка и процедуры реализации, конкретных мер принудительного воздействия.

Назначение принуждения  состоит в восстановлении социальной справедливости, воспитании правонарушителей, предупреждении новых правонарушений. При этом принуждение не имеет цели причинить нарушителю физические страдания или унизить его человеческое достоинство. Вместе с тем оно содержит карательные и устрашающие элементы, которые, однако, носят подчинительный характер и направлены на предупреждение правонарушений, воспитание и исправление лиц, их совершивших.

Дисциплинарно-правовое принуждение - один из видов государственного принуждения, которому присущи все общие признаки этого метода осуществления исполнительной власти. В то же время оно обладает рядом особенностей, совокупность которых определяет его качественное своеобразие как самостоятельной разновидности принудительной деятельности.

1. Меры дисциплинарно-правового  принуждения применяются чаще  всего в связи с дисциплинарными  проступками, но могут быть использованы и для борьбы с другими правонарушениями и даже аморальными деяниями (студентов, следователей, например).

2. Дисциплинарно-правовое  принуждение является внесудебным,  оно - разновидность исполнительно-распорядительной  деятельности.

3. Дисциплинарно-правовое  принуждение осуществляют все  работодатели, а значит, и органы  негосударственных (муниципальных  и частных) организаций в отношении  работающих у них граждан. Таким  правом, в частности, наделены  коллегии адвокатов, профсоюзные  комитеты, руководители коммерческих организаций. Они делают это на основе норм трудового права, в соответствии с теми полномочиями, которые закон предоставил работодателям. Процесс разгосударствления увеличил объем дисциплинарного принуждения, осуществляемого негосударственными органами и их должностными лицами.

4. Важнейший признак  рассматриваемого явления - оно  может осуществляться только  в отношении членов устойчивых  коллективов, субъектов постоянных  организационных связей (рабочих,  служащих, военнослужащих, студентов, заключенных и т. д.).

5. Названный выше признак  обусловливает содержание дисциплинарного  воздействия, для которого характерно  широкое использование морально-правовых  санкций (например, выговоров).

6. Дисциплинарно-правовое  принуждение осуществляется субъектами дисциплинарной власти. Обычно ее имеют субъекты линейной власти, руководители коллективов. Исключения из этого правила установлены нормами, предоставившими дисциплинарную власть в отношении военнослужащих начальнику и коменданту гарнизона, а также и некоторыми другими актами, действующими на транспорте.

Как правило, к конкретному  правонарушителю меру дисциплинарного  воздействия может применить  непосредственный или вышестоящий  руководитель. А в целом носителями дисциплинарной власти являются очень многие субъекты, право осуществлять дисциплинарное принуждение предоставлено большому кругу органов и должностных лиц.

7. Дисциплинарное принуждение  регламентировано многими отраслями  права: трудовым, административным, кооперативным, уголовно-исполнительным. В основном оно регулируется законодательными актами, но в ряде случаев - правительственными постановлениями и даже ведомственными актами.

8. Если средства гражданско-правового  и административного принуждения  могут применяться как к индивидуальным, так и коллективным субъектам права, то меры дисциплинарного и уголовного воздействия применяются только к физическим лицам. Дисциплинарное принуждение персонифицировано.

К тому же в его рамках существует множество санкций и  процедур, рассчитанных только на определенную группу лиц. Так, можно выделить особые санкции, применяемые к солдатам и офицерам, студентам и аспирантам, руководящим работникам, прокурорам и следователям.

Таким образом, дисциплинарно-правовое принуждение - это применение на основе юридических норм в процессе исполнительно-распорядительной деятельности субъектами дисциплинарной (линейной) власти принудительных мер к подчиненным в связи с совершением дисциплинарных (а в установленных специальными нормами случаях и иных) правонарушений.

Три последовательные ступени (стадии) правового воздействия государства на правонарушителя. На первой стадии воздействие государства на правонарушителя выражается в том, что закон указывает на содержание наказания, санкции за то или иное правонарушение в зависимости от степени его общественной опасности: а) конкретные меры уголовного наказания при совершении уголовного преступления; б) общий перечень мер дисциплинарных взысканий при нарушениях трудовой дисциплины. Государство устанавливает тем самым степень отрицательной оценки данного деяния, признающегося правонарушением, и меры принуждения, которые будут применены к каждому совершившему его гражданину.

Вторая стадия государственного воздействия -- это акт наказания, т. е. назначение органом государственной  власти меры принуждения (уголовного наказания, дисциплинарного взыскания) с учетом личности правонарушителя, степени его вины и тяжести последствий правонарушения, а также объявление ему выбранной меры и ее реальное применение.

И, наконец, третья стадия рассматриваемого процесса заключается в исполнении меры государственного принуждения, ее восприятии правонарушителем как последствия совершенного им деяния. Такое восприятие и представляет собой правовую ответственность. Важно подчеркнуть, что эта ответственность индивидуальна и конкретна. Она выражает степень отрицательной оценки государством правонарушения, а также личности правонарушителя и обеспечивается государственным принуждением.

Первые две стадии принудительной деятельности государства  в отношении конкретного правонарушителя имеют объективный характер. Они являются объективной стороной данного процесса -- совокупности правовых последствий как результата совершенного правонарушения и реакции на него органов государства. Эти две ступени целиком составляют продукт деятельности управомоченных органов государства, хотя и адресованы определенному правонарушителю. Третья же стадия носит субъективный характер и характеризуется уже поведением наказанного правонарушителя, реальным, правовым и психическим восприятием им примененной к нему меры принуждения. Она является субъективной стороной указанного единого процесса.

Дисциплинарно-правовое принуждение делится на виды в  зависимости от того, какой отраслью права оно регламентировано.

Дисциплинарное принуждение  в отношении определенной категории субъектов регламентируется той отраслью права, которая целиком или в основном регулирует отношения администрации коллектива с ее членами. Так, применительно к рабочим и служащим действует трудовое право, применительно к заключенным - уголовно-исполнительное.

Административное право  закрепляет применение мер дисциплинарного  воздействия в отношении трех групп субъектов:

- членов административных  коллективов:

- милитаризованных служащих (военнослужащих, аттестованных работников  милиции);

- обучающихся (учащихся, студентов, аспирантов);

- лиц, свобода которых  временно ограничена на основе  норм административного права  (помещенных в специальные приемники).

Нормативной основой  дисциплинарного принуждения в  отношении военнослужащих и аттестованных работников органов внутренних дел являются дисциплинарные уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, Положение о службе в органах внутренних дел и Закон о материальной ответственности военнослужащих. Применение дисциплинарных санкций к студентам и аспирантам регламентировано в самом общем виде п. 9 ст. 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Дисциплинарная ответственность  многих военизированных служащих, профилактируемых в основном регулируется ведомственными актами.

По способу воздействия, непосредственной цели применения среди  мер дисциплинарного принуждения  можно различать взыскания, восстановительные  и иные меры. Когда используются первые, наступает дисциплинарная ответственность; применение восстановительной меры - взыскания ущерба - материальная ответственность.

К иным следует отнести  все меры дисциплинарного воздействия, которые законодатель не включил  в число дисциплинарных взысканий  и которые не связаны с возмещением  ущерба. Например, отстранение от работы, применение оружия командиром в случае открытого неповиновения в боевой обстановке, помещение виновных, находящихся в нетрезвом состоянии, на гауптвахту или в камеру временно задержанных сроком на одни сутки.

Студенты, систематически не посещающие занятия по военной подготовке без уважительных причин, уклоняющиеся от прохождения учебных сборов или нарушающие дисциплину в процессе обучения приказами ректоров отстраняются от занятий по военной подготовке. Доставление под конвоем на гарнизонную или войсковую гауптвахту военнослужащих, подвергнутых аресту.

К иным мерам дисциплинарного  воздействия относятся и широко практикующийся в вузах недопуск студента к сдаче экзамена, перенос, сокращение отпуска военнослужащего, задержка представления к очередному званию, задержание и содержание в особом помещении членов экипажа корабля и многие другие.

Государство допускает  и обеспечивает принудительной силой  такое поведение индивида, в результате которого складываются отношения, предписанные, рекомендованные, разрешенные или хотя бы не запрещенные законом, т. е. поведение, укладывающееся в пределы правового статуса гражданина. В этом случае правовой статус конкретной личности развивается беспрепятственно, по воле индивида, в соответствии с его интересами и потребностями, вытекающими из конкретной жизненной ситуации. Но как только совершается действие, выходящее за круг общих запретов, предписанных законом, за пределы правового статуса гражданина, государство применяет меры принуждения к субъекту этого действия. Установленный правонарушитель привлекается к правовой ответственности. Здесь правовой статус конкретной личности формируется уже по воле государства, согласно интересам общества и путем использования предусмотренных законом мер принуждения. Условиями применения мер принуждения является закон, признающий то или иное поведение индивида правонарушением, и сам факт совершения этого правонарушения. Правовая ответственность выступает как совокупность последствий правонарушения и применения мер воздействия к правонарушителю. Она является своеобразным правовым состоянием соответствующего лица - правовым статусом правонарушителя.

Дисциплинарная  ответственность - ответственность рабочего или служащего за нарушение трудовой дисциплины; она осуществляется администрацией предприятия или учреждения путем наложения на нарушителя дисциплинарного взыскания. Дисциплинарная ответственность рабочих и служащих применяется за совершение дисциплинарного проступка и заключается в наложении дисциплинарного взыскания администрацией предприятия (учреждения) или вышестоящими органами и лицами той же системы только на рабочих и служащих данного предприятия (учреждения) в установленном законом порядке.

Дисциплинарная ответственность  является одним из видов правовой ответственности. Ее основанием служит дисциплинарное взыскание, а условиями возникновения - наличие трудовых правоотношений и совершенный дисциплинарный проступок. Субъектом дисциплинарной ответственности может быть, следовательно, только лицо, состоящее в трудовых правоотношениях с данным предприятием или учреждением и совершившее нарушение трудовой дисциплины. Дисциплинарная ответственность обеспечивается мерами принуждения к исполнению требований трудового права, осуществляемыми дисциплинарной властью.

Дисциплинарная ответственность есть восприятие нарушившим трудовую дисциплину работником последствий примененной к нему меры принуждения, результат наложения дисциплинарного взыскания, его реальное исполнение. Это - особое правовое состояние нарушителя трудовой дисциплины, в которое его ставит носитель дисциплинарной власти. Оно выражается в определенном изменении совокупности трудовых прав и обязанностей нарушителя, вызванном совершением им дисциплинарного проступка и последовавшим дисциплинарным взысканием.

Так совокупность субъективных прав и обязанностей дисциплинарная ответственность предполагает: а) обязанность претерпеть определенный ущерб в сфере трудового правоотношения; б) изъятие или ограничение определенных правомочий в правоотношениях, находящихся в пределах трудового договора; в) правомочия, обеспечивающие установление в соответствии с законом пределов лишений, вызванных применением дисциплинарного взыскания. Эти элементы и характеризуют право статус наказанного нарушителя трудовой дисциплины.

Обязанность претерпеть определенный ущерб выступает в данном случае в качестве реальной обязанности работника выполнять нижеоплачиваемую работу, не обусловленную трудовым договором. Отказ приступить к этой работе рассматривается как новый дисциплинарный проступок, что дает администрации право применить новую меру дисциплинарного воздействия. Указанная обязанность обеспечивается мерами принуждения, установленными трудовым законодательством. Специфическими элементами правового статуса нарушителя трудовой дисциплины являются также изъятие у него правомочия исполнять трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором, и ограничение его правомочия на получение награждения в соответствии с этим договором (правовой защите подлежит здесь лишь право на урезанный размер вознаграждения). Одновременно особые правомочия обеспечивают пределы лишений, вызванных применением дисциплинарного взыскания. Лицо, переведенное на нижеоплачиваемую работу, вправе требовать, чтобы продолжительность перевода не превышала срока, установленного законом.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"