Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".

Файлы: 1 файл

экзам. админ. право.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)


1. Принципы государственного управления: понятие, классификация.

Государственное управление базируется на основных положениях-принципах.  Принципы государственного управления -  основополагающие начала, наиболее общие идеи, отражающие его сущность.

В научной юридической литературе принципы государственного управления делятся на две группы:

- общие (социально-политические) приоритет прав личности, демократизм,  объективность, научность, конкретность, оперативность, гласность, эффективность; 

- организационные: отраслевой, линейный, территориальный, функциональный, двойного подчинения, сочетания единоначалия и коллегиальности.

К общим относятся  принципы объективности, конкретности, эффективности, сочетания централизации  и децентрализации, законности и  дисциплины.

Организационные принципы управления также можно  условно

разделить на две  подгруппы:

- принципы построения органов исполнительной власти — отраслевой, территориальный, линейный, функциональный;

- принципы деятельности органов исполнительной власти — рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности, сочетание коллегиальности и единоначалия, ответственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Ппредмет, метод, система и источники административного права как отрасли права.

Предметом административного права являются общественные отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководством других государственных органов; в ходе реализации административной власти судьями и внешне властных полномочий общественных организаций.

Методы правового  регулирования общественных отношений  в сфере, исполнительной власти –  это совокупность правовых средств, способов, приемов, применяемых или посредством которых регулируются управленческие отношения. Совместно с предметом они дают наиболее полную характеристику отрасли административного права.

Основополагающим  при рассмотрении методов административно-правового  регулирования является то, что они представляют собой приемы регулирования, исходные юридические позиции, определяющие главные  в правовом статусе субъектов к которым относятся:  

- метод централизованного, императивного регулирования (названный еще административно-правовым методом). При этом осуществляется регулирование отношений, одним из участников которых всегда выступает орган (должностное лицо),  наделенный юридическими властными полномочиями. Т.е. положение субъектов характеризуется отношением субординации, прямого подчинения, неравенства их участников и однородностью юридически -властных волеизъявлений одной из сторон;

- метод децентрализованного, диспозитивного регулирования, т.е. управляющей или управляемой стороне предоставляется возможность выбора образа действий (без прямых предписаний и запретов) в рамках предусмотренных административно-правовой нормой.  Это положение субъектов характеризуется отношением координации, а государственно-управленческая деятельность предполагает возможность возникновения отношений горизонтального типа.  При этом субъекты обладают равным объемом властных полномочий.

Под системой административного  права понимаются объединенные единой целью отрасль права, наука и  учебная дисциплина которые могут  выступать в роли самостоятельных  системообразующих явлений. Так, систему отрасли административного права можно представить как совокупность административно-правовых норм, институтов и административно-правовых отношений, объединенных предметом и методом регулирования.

Источниками административного права являются: Конституция РБ; Кодекс РБ об административных правонарушениях; законы РБ (например, «О милиции», «О местном  управлении и самоуправлении»; указа и декреты Президента РБ; постановления Правительства РБ; нормативные правовые акты государственных комитетов, министерств; межгосударственные соглашения и др.

 3. Наука админ-го права: предмет, метод, источники, связь с другими науками.

Наука административного  права - это система научных представлений, знаний и теоретических положений о закономерностях, действующих в сфере административного права, как совокупности соответствующих правовых норм и их применения органами и должностными лицами исполнительной власти.

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, действия "административно-правовых" законодательных актов, "правотворчество" самих органов государственного управления. Если говорить обобщенно, то к предмету административного права относятся: научно-теоретический анализ всех вопросов, входящих в учебный курс административного права, например, государственное управление, правовой статус органов государственного управления и граждан; государственная служба; правовые акты управления; административно-юрисдикционная деятельность государственных органов; обеспечение законности в сфере управления; административный процесс и его виды; организация государственного управления по отраслям и сферам управления.

Теоретической основой науки административного права служат как другие науки (философия; наука социального и государственного управления; общая теория государства и права; политология и социология), так и научные труды отечественных и зарубежных ученых.

Наука административного  права взаимосвязана с наукой управления и другими административными науками (социология управления; психология управления; информация и управление; административная информатика; модернизация управления; финансовый контроль; современный менеджмент в системе работы с персоналом управления), а также со многими отраслями юридической науки (общая теория государства и права; государственное и конституционное право; гражданское право; экологическое право; финансовое право; трудовое право; уголовное право; процессуальное право и пр.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Понятие, виды и структура административно-правовых норм.

 Административно-правовые нормы - это правила поведения, регулирующие управленческие отношения, установленные компетентными государственными органами и обеспечиваемые государственным принуждением.

Структура административно-правовой нормы

С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как и любая другая норма  права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - это  та часть нормы, которая содержит указание на фактические конкретные условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять и применять ее. Диспозиция - часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой права, субъектам права (предписания, запреты, дозволения).

Санкция – часть  нормы, указывающая на неблагоприятные  последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции (меры административного  или дисциплинарного воздействия).

Виды  административно-правовых норм

Административно-правовая норма (материальная) - норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной деятельности.

Административно-правовая норма (процессуальная) – установленное государством общее правило поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие в ходе разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления.

По функциям права административно-правовые нормы подразделяются на:

- регулятивные (содержащие правила созидательности, «активная администрация»);

- охранительные (призваны обеспечивать защиту, охрану урегулированных юридическими нормами  отношений «пассивная администрация»);

по содержанию предписания: 

- обязывающие, предписывающие обязательное совершение каких-либо действий;

- запрещающие, содержащие запрет – на совершение определенных действий, указанных в данной норме (например, во время проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования организаторам и участникам этих мероприятий запрещается препятствовать движению транспорта и пешеходов);

- уполномочивающие (управомочивающие), предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований нормы (например, физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие применяются исходя из складывающейся обстановки по усмотрению работника милиции в случаях, предусмотренных Законом «О милиции»);

стимулирующие (поощрительные);

- рекомендательные;

Административно-правовые нормы могут классифицироваться и по иным критериям:

• по юридической силе: нормы законов, нормы подзаконных актов;

• по действию во времени: срочные и бессрочные;

• по масштабу действия: общереспубликанские и местные;

• по адресату могут быть выделены нормы, регламентирующие правовое положение: граждан; органов исполнительной власти; государственных служащих; предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений в сфере государственного управления;

• по объему регулирования: общие, межотраслевые, отраслевые;

• по степени определенности изложенных в нормах требований: абсолютно определенные; относительно определенные; альтернативные (допускающие несколько вариантов поведения, предусмотренных нормой).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Понятие, виды и структура административно-правовых отношений

Административно-правовое отношение – это урегулированное  административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором  стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Несмотря на разнообразие административно-правовых отношений возможна их классификация. Наиболее существенное значение имеет классификация административно-правовых отношений по характеру юридических связей между сторонами: вертикальные (отношения  власть-подчинение), горизонтальные (отношения между исполнительными субъектами).

Существуют  и иные критерии классификации административно-правовых отношений, например: по содержанию: материальные и процессуальные; по характеру юридических фактов: порождаемые правомерными действиями, порождаемые неправомерными действиями, порождаемые событиями; по способу защиты: защищаемые в административном порядке, защищаемые в судебном порядке.

Административное  правоотношение имеет свою структуру, то есть состоит из определенных элементов. Элементами административно-правовых отношений являются:

1) субъекты – участники административно-правовых отношений, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей, ими могут быть все те, кому нормы административного права предоставляют соответствующие полномочия и на кого они возлагают определенные обязанности  в сфере государственного управления (органы управления, должностные лица, организации, граждане и т.д.).

2) объекты – то, по поводу чего возникло, изменилось, было прекращено административно-правовое отношение (поведение субъекта, его воля и волеизъявление, совершаемые им действия). Без совершения определенных действий административно-правовое отношение не может быть реализовано.

3) содержание – совокупность субъективных прав и юридических обязанностей.

4) юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы административного права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений (действия и события).

Виды юридических  фактов:

• действия – результат активного волеизъявления субъекта правоотношения. Они могут быть правомерными (соответствующие требованиям административно-правовых норм) и неправомерными (не соответствующие требованиям административно-правовых норм, (нарушающие их);

• события – явления, не зависимые от воли людей (смерть, стихийное бедствие, эпидемии и т.д.).

 

6. Административно-правовой статус граждан РБ.

Административно-правового статуса граждан – то это комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей. Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, другими законодательными актами Республики Беларусь. Так, можно рассматривать конституционно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой, налоговый, трудовой, экологический и иные аспекты статуса гражданина. Кроме Конституции Республики Беларусь административно-правовой статус граждан регулируется целым рядом правовых актов: Гражданским кодексом Республики Беларусь, Законами «О гражданстве», «О всеобщей воинской обязанности и воинской службе», «Об образовании в Республике Беларусь», «О здравоохранении» и др. В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Республики Беларусь. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем личность. Лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь, не имеют некоторых прав и обязанностей, принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к государственным должностям имеют только граждане Республики Беларусь.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"