Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 16:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные вопросы по дисциплине "Административное право".

Файлы: 1 файл

экзам. админ. право.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Реорганизация общественных организаций (слияние, присоединение, раздел) осуществляются по решению высших органов. Ликвидация общественных организаций осуществляется:

1) по решению  высших органов

2) по решению суда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12. Административно-правовой статус политических партий.

Политической  партией является независимое, образованное на основании индивидуального добровольного  членства объединение граждан, действующее  в рамках конституции и законов  РБ, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участие в выборах.

Основные принципы деятельности политических партий:

1) свобода ассоциаций

2) демократизм

3) самоуправление

4) законность

5) гласность

6) равноправие  и др.

Порядок организации  и деятельности политических партий регламентирован конституцией и законом о политических партиях от 5.10.2004г. В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане РБ, достигшие 18 лет, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы. Для создания и деятельности политических партий необходимо не менее 1000 учредителей от большинства областей РБ и г. Минска. Политические партии учреждаются на учредительных съездах, конференциях и иных учредительных мероприятиях. Учредительный съезд принимает решение о создании политической партии, ее названии и образует выборные органы. Построение политической партии осуществляется по территориальному принципу. Политическая партия должна иметь свой устав и символику, которая подлежит регистрации. Органом, осуществляющим регистрацию и перерегистрацию политических партий, является Минюст. На данное министерство возлагаются функции по осуществлению госконтроля за соблюдением партиями своих установленных принципов деятельности. Минюст ведет государственную регистрацию политических партий. Надзор за соблюдением конституции, иных НПА осуществляют органы прокуратуры. Органы госвласти и управления, согласно законодательству, запрещено вмешательство во внутренние дела политических партий либо препятствие их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и с их уставом. Законодательством РБ закреплены условия деятельности и права политических партий. В случае их нарушения ОГУ могут осуществляться меры государственного принуждения к указанным партиям, вплоть до ликвидации, отказе в регистрации или перерегистрации. Деятельность незарегистрированных политических партий запрещена. Ликвидация политических партий осуществляется либо по решению высшего органа политической партии, либо в принудительном порядке по решению верховного суда РБ по заявлению Минюста или прокуратуры РБ.

 

 

 

 13. Понятие, признаки и виды органов исполнительной власти (государственного управления) а РБ

 Государственный орган – это организованный коллектив, образующий самостоятельную часть государственного аппарата, наделенную собственной компетенцией, выполняющую публичные функции. Главный юридический признак любого государственного органа – это наличие государственно-властных полномочий. В соответствии со статьей 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. При этом каждый вид государственной власти реализуется соответствующей системой государственных органов. И так, основные признаки органа исполнительной власти: обладает государственно-властными полномочиями; является частью аппарата государства; осуществляет от имени государства его задачи и функции; является политической организацией; имеет определенную компетенцию, структуру и территориальный масштаб деятельности; образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности; несет ответственность перед государством за свою деятельность.

Наряду с  общими, органы исполнительной власти (государственного управления) имеют  свои специфические признаки: осуществляет специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность – государственное управление; представляет собой субъект исполнительной власти и в то же время специальный субъект государственного управления; осуществляет свою деятельность на основе и во исполнение закона, используя в этих целях юридические средства нормативного, оперативно-исполнительного (юрисдикционного) характера; осуществляет общее, непосредственное, повседневное оперативное руководство в экономической, социально-культурной, административно-политической и межотраслевой сферах.

В зависимости  от правовой основы образования  органы исполнительной власти подразделяются на: органы, создаваемые на основе Конституции Республики Беларусь (Совет Министров, министерства, государственные комитеты, исполнительные органы местных советов депутатов и др.); органы, образуемые распорядительным порядком другими государственными органами (ведомства, администрация объединений, предприятий, учреждений, организаций).

В зависимости  от территориального масштаба деятельности они подразделяются на: республиканские  органы  - те органы, деятельность которых распространяется на всю территорию республики. К ним относятся - Совет Министров, министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров и отдельные ведомства; местные органы  охватывают своей деятельностью одну, а иногда несколько административно-территориальных единиц. Они действуют на территории области, района, города, поселка и т.д. Местные органы, которые действуют лишь на территории одной административно-территориальной единицы, являются территориальными, а на территории нескольких административно-территориальных единиц - межтерриториальными.

В зависимости  от объема компетенции органы исполнительной власти делятся на три группы: органы общей, отраслевой и специальной (межотраслевой) компетенции.

В зависимости  от порядка разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти подразделяются на коллегиальные и единоначальные.

В зависимости  от занимаемого положения и места  в системе органы исполнительной власти делятся на вышестоящие и  нижестоящие.

В зависимости  от порядка финансирования они подразделяются на: финансируемые из республиканского бюджета; финансируемые из местных бюджетов. Порядок финансирования зависит от места органа исполнительной власти в системе государственных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Полномочья президента РБ в области государственного управления.

К исключительной компетенции Президента в сфере  исполнительной власти, государственного управления относится:

1) назначение  республиканских референдумов;

2) образование,  упразднение и реорганизация Администрации Президента Республики Беларусь, других органов государственного управления;

3) с согласия  Палаты представителей назначение  на должность Премьер-министра  Республики Беларусь;

4) определение  структуры Правительства Республики  Беларусь, назначение на должность и освобождение от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принятие решения об отставке Правительства или его членов;

5) назначение  на должность и освобождение  от должности Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

6) право председательствовать  на заседаниях Правительства  Республики Беларусь;

7) назначение  руководителей республиканских  органов государственного управления  и определение их статуса; присвоение  классных чинов и званий;

8) решение вопросов, связанных с приемом в  гражданство  Республики Беларусь, его прекращение  и предоставление убежища; 

9) в случае  стихийного бедствия, катастрофы, а  также беспорядков, сопровождающихся  насилием либо угрозой насилия  со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, введение на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

10) право отменять  акты Правительства Республики  Беларусь;

11) непосредственное  или через создаваемые им органы  осуществление контроля за соблюдением  законодательства местными органами управления и самоуправления;

12) право отменять  решения местных исполнительных  и распорядительных органов в  случае несоответствия их законодательству;

13) формирование  Совета Безопасности Республики  Беларусь;

14) назначение  на должности и освобождение от должностей высшего командования Вооруженных Сил Республики Беларусь;

15) введение  на территории Республики Беларусь  в случае военной угрозы или  нападения военного положения,  объявление полной или частичной  мобилизации с внесением в  трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

Глава государства  на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы  и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Президент своими указами влияет на различные стороны самого содержания деятельности Совета Министров и всей системы органов исполнительной власти. Декреты Президента могут быть двух видов - декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты и временные декреты имеют силу закона.

15. Правовой статус органов, обеспечивающих деятельность президента РБ

Для непосредственного  обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом  создана Администрация Президента Республики Беларусь. Администрация Президента Республики Беларусь:

- является республиканским органом государственного управления;

- обеспечивает проведение государственной кадровой политики и идеологии;

координирует  деятельность подотчетных президенту государственных органов;

- обеспечивает взаимодействие Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной властей;

- осуществляет организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.

В структуру  Администрации Президента Республики Беларусь, которая утверждена Указом Президента №97 от 23 января 1997 г., входят: Глава Администрации; Три заместителя, в том числе первый; Помощники  Президента; Пресс-секретарь; Главные инспекторы по областям; Канцелярия Президента; Секретариат главы администрации; Пресс – служба Президента.

Имеется также  коллегия администрации президента. Свою деятельность Администрация Президента Республики Беларусь призвана осуществлять с учетом компетенции других органов государственной власти.

В целях совершенствования  финансового, материально-технического и социально-бытового обеспечения  деятельности высших органов государственной  власти указом Президента Республики Беларусь № 19 от 4 августа 1994 г. создано Управление делами Президента Республики Беларусь. Оно подчиняется непосредственно Президенту Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Ппонятие, порядок образования, структура и состав прав-ва РБ

Совет Министров  Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным органом государственного управления, который осуществляет исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и иными органами исполнительной власти. Организация и деятельность Правительства определяются Конституцией Республики Беларусь (ст.106-108) и Законом Республики Беларусь «О Совете Министров Республики Беларусь»  от 7 июля 1998 г. (в ред. от 26.06.03 г.) В своей деятельности Правительство Республики Беларусь подчинено Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Национальным собранием Республики Беларусь.

Компетенция Совета Министров Республики Беларусь как  органа, правомочного решать вопросы  государственного управления, охватывает все области и сферы государственного руководства.

Премьер-министр  Республики Беларусь назначается Президентом  Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

В случае двукратного  отказа Палаты представителей Национального  собрания Республики Беларусь в даче согласия на назначение Премьер-министра Республики Беларусь Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь и назначить новые выборы.

Совет Министров  Республики Беларусь действует на протяжении срока полномочий Президента Республики Беларусь и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом  Республики Беларусь, если Президентом  Республики Беларусь в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, не принято решение об отставке Правительства Республики Беларусь.

В случае отставки Совет Министров Республики Беларусь исполняет свои обязанности до сформирования  нового состава Правительства Республики Беларусь.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"